

|
«Ты ценность»: встреча в Москве с миссионерами из Уганды

Фото: blagovest-info.ru
Москва, 12 ноября, Благовест-инфо. В Уганде более 30 лет существует женская община больных СПИДом и основанные ею 13 лет назад образовательная школа и детский приют, в общей сложности на 500-600 человек. Почему их обитатели из подавленных превращаются в радующихся жизни людей, рассказали 9 ноября католические миссионеры в московском культурном центре «Покровские ворота» на встрече «Ты ценность».
На мероприятие в Москву приехали из Уганды три миссионера – два итальянца и одна местная жительница, ставшая организатором всех упомянутых благотворительных учреждений.
Главная героиня – Роуз Бусинге – родилась в 1968 году в Кампале, пережила многие тяготы жизни, стала активной христианкой, а также получила медицинское образование, работает до сих пор медсестрой, акушеркой, специалистом по инфекционным заболеваниям, руководит общественной организацией.

Фото: wcf100.com
«Мне хотелось вылечить всех больных в бедных кварталах Уганды. У меня были все средства – продовольствие, лекарства и были деньги, чтобы покупать все необходимое и раздавать бедным. Но когда люди продавали продукты, чтобы купить выпивку или выбрасывали лекарства, я отчаивалась. У меня случился кризис – несмотря на действенную помощь, люди умирают. И я спросила себя – чего не хватает? Захотелось бросить все и уехать на необитаемый остров. Отец Луиджи Джуссани заставил меня провести в Италии шесть месяцев. Постепенно я стала понимать, чего же мне недоставало, и стала открывать, кто же я сама. Отец Джуссани мне сказал: «Если бы ты была единственным человеком на земле, Бог бы пришёл ради тебя, ради ценности твоей личности. Для Бога каждый человек уникален, это не какая-то масса людей». И на исповеди моей со своими грехами и неспособностями, он говорил мне – да, ты грешная и неспособная, но ты настолько ценна, что Бог заплатил собственной кровью.
Я родилась в католической семье, но думала, что Бог только для моей мамы. Когда она читала розарий по вечерам, я засыпала, меня будили, чтобы только прочитать молитву Отче наш. Я думала, что Бог для мамы и для братьев, потому что они умеют читать розарий. У отца Джуссани в книге «Религиозное чувство» сказано: «Я создан – и это высшее проявление моей жизни». И я поняла, что я не могу не ценить это – чувство Бога. И тогда я начала жить. Я начала видеть притягательность жизни, и даже чувствовала нежность к моей жизни и к жизни других людей. И это превратилось в метод моей работы: говорить людям о величии, кем они являются. Потому что человек больше своей болезни. Мы в наших проектах зачастую смотрим на проблемы, а не на человека с его проблемами. Например, мы занимаемся бедными и все сводим к бедности. Но ты больше своей бедности, ты больше своей болезни, и ты даже больше смерти. Мы назвали наше дело – Международное место встречи – Митинг пойнт».
(Meeting Point International (MPI) – угандийская неправительственная организация, основанная Роуз Бусингай в 1993 году и зарегистрированная в 2003 году. Его основной деятельностью является забота о людях, затронутых ВИЧ/СПИДом и инфицированных им, а также об их сиротах в четырех трущобах, расположенных в Кампале, а именно в Нагуру, Киреке, Нтинде и Нсамбье. – Сайт организации MPI. – прим.ред.)
Танцы и благоустройство территории стали главными интересами подопечных
Роуз Бусинге рассказала о том, как неожиданно даже для нее в ее подопечных проявилась жажда красивой жизни, радость миру, и когда она хотела открывать больше лечебниц, женщины ее общины настояли на открытии школы, чтобы их дети учились ценить Божий мир.
«Делая уколы, я старалась донести до этих несчастных, что они не исчерпываются болезнью, что важнее их внутренне содержание – “тебя не определяет весь ужас ситуации, ты – больше”. И они преобразились. Однажды я им сделала футболки с Икаром и рассказала легенду, как он летал, но приблизился слишком близко к солнцу и погиб. Я уехала в Италию, а когда вернулась, футболки были собраны в кучу – “мы хотим летать и не падать, мы хотим танцевать даже в могилах”. Они, эти женщины из трущоб, хотели заботиться о других людях. Когда в 2005 году был ураган “Катрин” в Америке, они сказали: мы любим этих людей, хоть они и далеко от нас. В каменоломне, где они работали, начали падать камни, я им сказала: надо молиться. Хотя часть дороги засыпало, никто не пострадал. А эту ситуацию они обратили в выгоду. Они решили дробить камни и собранные деньги отправить на помощь в Америку. Четыре грузовика продали и получили четыре тысячи долларов. Я пригласила посла и общественность, и они пришли с журналистами, которые хотели увериться, что деньги заработали женщины. С собаками обследовали карьер на предмет бомб. Женщины им показали инструменты и раздали молоточки, чтобы дробить камни. И один журналист сказал: «Несправедливо, что эти бедные женщины вынуждены делиться своими средствами».
Роуз привела в пример недавний случай, когда к ней пришла женщина, узнавшая случайно о болезни мужа СПИДом и попросила средство, чтобы умереть. «Я отвела ее к нашим женщинам. Одним из наших средств против депрессии является совместное пение и национальные танцы. В тот момент был как раз танец ее племени. Она покритиковала движения, и я попросила ее научить этому танцу, и лицо ее стало разглаживаться. Я ей сказала: лекарство я тебе дам завтра, потому что они ещё не научились. И она стала приходить постоянно и сказала: “Да, у жизни есть значение”.
В этом осознании открывается красота, которая притягивает. И эта красота, которая для меня расцвела после встречи с отцом Джуссани, вошла в меня и приводит в движение, в трепет мою жизнь, мое сердце. И не только у меня. Женщины решили создать школу, хотя я планировала больницу. Но они сами начали делать бусы, несколько тысяч и стали продавать через благотворительную организацию, чтобы собрать деньги на школу. И прежде всего они хотели красивую школу. Вы видели в фильме, как они живут среди трущоб. Но у них раскрылось желание красоты, красоты в каждом моменте жизни, включая утренний кофе. Сначала дети пришли в грязной обуви, и женщины привезли грузовик гравия, засыпали пол, чтобы школа оставалась чистой и красивой. Все спрашивают: а что, вы только что ремонт сделали, настолько там чисто, никто не пишет на партах. Нас спрашивают, а ваши ученики – семинаристы? Потому что они ходили по двое, помогали людям перейти дорогу. Человек не может жить, не обретя смысл жизни. Сейчас у нас две школы. Они носят имя католического итальянского священника Луиджи Джуссани.
Однажды, давно, я как-то заметила человека, смотрящего на закат. Они у нас очень красивые, но короткие, и я тогда подумала: сумасшедшие – смотрят на закат, у них есть время. Со временем я стала любоваться закатами и показывать женщинам наши долины, цветы. Красота сама по себе не ценность, главное – я должна ее понять. Гора не скажет, какая она красивая, а я могу сказать: «Какая красивая гора!»
Итальянские миссионеры увидели в обитателях африканских трущоб внутреннюю красоту
Андреа Нембрини, директор старшей школы имени Луиджи Джуссани работает в Уганде 10 лет.
«Наша история удивительна и волнует меня, несмотря на то, что я живу в ней. Я преподаватель, работал в Милане, но я из сельской местности, и “моей африкой” для меня был уже Милан. Я никогда не думал, что поеду дальше, но когда мне предложили помочь женщинам и помочь Роуз, я ощутил влияние красоты и для меня. И хотя мне было жалко оставлять учеников, правда, я для себя сделал интересное открытие – можно оставить то, если ты это по-настоящему любишь, – но этот отъезд в Уганду стал для меня углублением, а не оставлением. Мы разделяем с сёстрами одну и ту же нужду. Я почувствовал в них внутреннюю красоту, они… у вас есть такое прекрасное слово – юродивые. При всем том, что с ними произошло, все эти непростые вещи, мне посчастливилось увидеть истоки этой внутренней красоты.

Фото: meetingpoint-int.org
У нас есть детский сад и начальная школа, в которых почти все воспитанники – дети этих женщин от пяти до двенадцати лет. Хотя понятие возраста относительное – когда в окне увидели высоченного парня, спросили, это кто, папа? Нет, он пришел в первый класс. Первое, чему я учу – перекличка. Я навсегда запомнил слова одной из своих первых учениц здесь – когда она впервые услышала своё имя, она будто родилась заново. Вообще, в Африке классы насчитывают сотни человек, у нас – нормальные, около 50. Есть такая африканская поговорка «у детей уши на спине», так как воспитательный инструмент – палка. Но мы понимаем, что его используют, когда не хотят взаимодействовать с личностью ребенка. Приведу один эпизод, который мне попал прямо в сердце. На встрече с выпускниками встала одна девочка, с которой всегда было непросто, и на выпускной она пришла уже с животом. Но вот она стала рассказывать свою жизненную трагедию с самого младенчества, с ней очень плохо обращались, она сменила несколько семей, и везде ей говорили, что ее любят, и в конце концов причиняли ей зло, и она перестала верить этим словам. «И в школе мне говорили тоже, я сначала не верила. Но постепенно, через отдельные взгляды, жесты я поняла, что есть люди в этом мире, которые не врут. Но все же, я засомневалась и стала искать любовь в других местах, но вы меня простили», – говорили эта девочка вся в слезах. И я подумал: вот для чего нужна школа. Сейчас у нас 500 детей».
Альберто Делла Фрера, директор начальной и средней школы имени Луиджи Джуссани. Около 20 лет преподавал философию в Милане, в Уганду приехал два года назад.
«Сначала я отказывался, говорил, что не умею организовывать и плохо знаю английский. Роуз мне ответила, что школа уже создана, а английский я выучу с детьми. Но главным стал аргумент, что я могу разделить с христианскими миссионерами в Уганде наше призвание Объединения посвященных «Memores Domini» (ассоциация мирян, посвящающих жизнь Богу, основанная в Милане в 1964 году – прим. ред.). Это то, на чем я держусь в жизни, источник моей жизни. В Уганде я обнаружил странное племя, очень бедное, но богатое заразительной радостью. На пустырях действительно может расцветать жизнь, когда человек понимает, что на него смотрят определенным взглядом и говорят ему, что он ценен. Два эпизода приведу, они выражают новый взгляд, который входит в мою жизнь. Наш учебный год начинается в феврале, и мы проводим собеседования перед школой. Входит Джордж – очень высокий взрослый, он окончил начальную школу в 19 лет и хочет учиться в старшей школе. Я ему начинаю объяснять, что, может быть, это не совсем для него, и хорошо, конечно, что он со второго раза сдал экзамен, но старшая школа – это еще шесть лет, и это нелогично в его возрасте. Но Роуз меня остановила и сказала – наша школа родилась, чтобы сказать Джорджу: «Да!» Не кому-нибудь, а именно Джорджу, которому папа маленькому давал нюхать бензин, чтобы он не шумел… И мы говорим Джорджу: «Да!» И тут я увидел в его потухавших поначалу глазах, что он ощутил себя любимым и обнятым. Второй случай, приведенный Альбертом, связан с ученицей, которую периодически избивала родная тетя, заболевшая психически, и девочка однажды пожаловалась в школе, что ей уже невыносимо. В то же время, именно тетя ее взяла в дом, когда ребенка бросила родная мать. Роуз с ней поговорила и сказала: «Мириам, но ты хочешь быть тем человеком в жизни тети, который напоминает ей о ее ценности». Она перестала плакать, подняла голову и сказала «да». И когда мы ехали обратно, я увидел, что рядом – совсем другой человек. Мы не можем найти решение проблемы, но мы можем найти положительную гипотезу, чтобы жить в проблеме. И нам нужен кто-то, с кем можно поделиться нашей проблемой, и в чем нуждается наше сердце. Это позволяет возрождаться из пепла, и строить там, где казалось бы невозможно. Это не школы, не дома, а созидается наше я».
Все выступавшие упоминали миланского священника Луиджи Джованни Джуссани (1922 – 2005), основателя католического движения «Comunione e Liberazione» («Общение и освобождение»). В России вышли несколько его книг на русском языке. Предисловие к одной из них написал протоиерей Александр Мень.
В Москве прошли два вечера встречи с миссионерами из Уганды – в центре «Покровские ворота» 9 ноября, и в ПСТГУ 11 ноября.
Встреча в «Покровских воротах» проведена в рамках 46-го ежегодного международного христианского форума «Место встречи» с центром в Римини, который организует движение «Общение и освобождение». В этом году, как отмечалось в интервью с научным сотрудником культурного центра «Покровские ворота» Джованной Парравичини, девиз программы – цитата из поэмы Томаса Элиота «Камень»: «На пустырях мы строить будем из новых кирпичей». В произведении, написанном почти столетие назад, звучит тревога суетного, задыхающегося от обилия информации человека: «Где Жизнь, которую мы потеряли в жизни? Где мудрость, которую, мы потеряли в знанье? Где знанье, которое мы потеряли в сведеньях?»
Елена Дорофеева
На главную | В раздел «Репортажи»
|