Иконоборчество XXI века: как положить предел беспределу
Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями – в новых книгах священника и писателя

В. Немыченков. Фото: blagovest-info.ru
Москва, 17 октября, Благовест-инфо. Презентация книг священника Алексия Кнутова и писателя Владимира Немыченкова «Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания» (СПб.: Алетейя) и «Честь и бесчестие образа: Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями» (Благовещенск: «Царское слово») состоялась 15 октября в рамках фестиваля современного церковного искусства «Видеть и слышать», который проходит 10 – 18 октября в Доме художника на Кузнецком мосту.
Авторы поднимают актуальную тему: опасность превращения церковного искусства из сакрального в массовый «православный кич». Бытование священных изображений в публичном пространстве порождает проблему защиты их от злонамеренного или невольного поругания. Поэтому авторы не только критикуют это широко распространенное явление, но и предлагают рекомендации для того, чтобы восстановить нормы благочестивого обращения со священными изображениями, прежде всего в самой православной среде. Ради этого написаны книги, вышедшие в разных издательствах, но близкие по содержанию, при этом «Иконоборчество XXI века» больше по объему фактического материала и имеет гриф Издательского совета Русской Православной Церкви (РПЦ).
.jpg)
Фото из презентации В. Немыченкова
Владимир Немыченков рассказал на презентации, что работает над этой темой давно, он опубликовал ряд статей. На них откликнулся священник Алексий Кнутов, для которого поднятая писателем тема была «криком души». Священник стал соавтором Немыченкова, вместе они решили работать над темой дальше: углубиться в богословие иконы, в суть догмата иконопочитания, в историю иконоборчества и сформулировать упомянутые выше рекомендации.
.jpg)
Фото из презентации В. Немыченкова
В первой части книги, очерчивая проблемное поле, авторы приводят многочисленные примеры нанесения сакральных изображений на одежду, обувь, бытовые предметы: множественные иконы Христа на куртке, икону Богоматери на ботинках, постельное белье с иконами и крестами, автоцистерна с огромной иконой Богоматери на заднике, туалетная бумага с изображением тысячерублевой купюры, на которой нетрудно разглядеть фигуру св. князя Владимира и знаменитый ярославский храм с крестами, а также другие случаи «оригинального оформления товара».

Фото: открытые источники
Кроме того, авторы приводят примеры неблагочестивого отношения к священным изображениям и в православной среде: начиная от наклеек на пасхальные яйца, которые отправляются в помойку, и расставленных на полу икон в церковных лавках, заканчивая неканоничными размещением ликов Христа и Богоматери на неподобающих церковных облачениях и тортами с этими изображениями, которые нынче модно преподносить архиереям.
Это профанация святыни, осквернение сакрального, новая форма иконоборчества, которые Церковь пусть и в другой форме уже пережила в VIII-IX веках. Это явление свидетельствует о кризисе христианского благочестия и даже о богоборчестве, отметил Немыченков. На презентации он подробно, с привлечением многочисленных цитат Св. Отцов, осветил проблемы богословия образа, богословские обоснования благочестия, суть догмата иконопочитания, который «был выстрадан Церковью и обильно полит кровью мучеников». Этому посвящена значительная часть книг.

Фото: https://pravoslavie.ru
Что же предлагают авторы в качестве необходимых мер для того, чтобы «положить предел беспределу»? Во-первых, это «рыночные» меры борьбы: мирный бойкот любой продукции, которая противоречит норме иконопочитания – авторы призывают не производить, не распространять и не покупать такое. Во-вторых, и это более радикальное предложение, – это поиск альтернативных торговле источников финансирования жизнедеятельности Церкви. Речь идет об отказе от продажи «православного глянца» в церковных лавках и о возвращении к церковной десятине (при этом приводится обзор этой практики начиная с апостольских времен, и анализ статей дохода среднего прихода, с учетом торговли в лавках). Отдавая себе отчет в том, что в России обязательные взносы прихожан традиционно не практикуются, авторы пишут: «Назрела необходимость внести некоторые разумные изменения в способы финансирования приходов, предложенные, в частности, документами Поместного Собора 1917-1918 гг. и апробированные в Русской Православной Церкви Заграницей». Они предлагают алгоритм поэтапных действий для приходского собрания, которое может принять решение в этом ключе. В случае успеха это приведет, помимо сокращения «сакральной торговли», к воспитанию у прихожан солидарности и ответственности за свой храм и приход.
И наконец, третье – все эти меры невозможны без разработки и принятия общецерковных регламентирующих документов. В книге отмечается, что еще в 2015 г. в Межсоборном присутствии РПЦ было принято решение о подготовке общецерковного документа «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства». Однако комиссия по вопросам богослужения и церковного искусства, которой это было поручено, так и не выработала проект документа, который был бы представлен на общецерковное обсуждение. Эту работу нужно продолжать, считают авторы. Кроме того, необходимо просвещать православный народ, ради чего они и предприняли труд издания представленных книг.
Об авторах: священник Алексий Кнутов – настоятель храма Рождества Богородицы села Усть-река Пудожского района Петрозаводской и Карельской епархии, кандидат богословия; Владимир Немыченков – член Межвузовского иконописного совета, главный редактор сайта «Православная традиция», член Союза писателей России, выпускник богословско-пастырского факультета ПСТГУ.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|