Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9 декабря

Презентация книги А. Шмаиной-Великановой «Жертва. Милость. Поэзия». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Репортажи

«Апология чистого христианства» отца Иосифа Фуделя

Вышла в свет биография известного московского священника и мыслителя «на переломе эпох»

17.09.2025 16:49 Версия для печати

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Москва, 17 сентября, Благовест-инфо. Презентация книги историка Надежды Винюковой «Апология чистого христианства. Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя» (издательство ПСТГУ) состоялась 16 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Новая книга – это не только жизнеописание выдающегося пастыря, но и исследование переломной эпохи, её идейных исканий и духовных ориентиров, которые продолжают звучать актуально и сегодня. Издание представила автор вместе с коллегами-историками и правнучкой героя книги.

Книга посвящена судьбе Иосифа Фуделя (1864–1918) – священника, общественного и церковного деятеля, публициста и издателя. Он был подвижником и делателем, другом философов, заключенных и обездоленных. Выйдя из среды интеллигенции, отец Иосиф не ограничился служением «идее», а посвятил себя Богу и людям. Исследование написано в жанре «человек на фоне эпохи»: Иосиф Фудель – одна из ключевых фигур своего времени, важная для понимания социальных и духовных сдвигов, происходивших в Российской империи после «Великих реформ». Жизненный путь о. Иосифа рассматривается в контексте истории Православной Российской Церкви на рубеже XIX–XX веков, которая в то время особенно нуждалась в пастырях, готовых примером жизни и словом служить духовным ориентиром для всех слоев общества. В условиях секуляризации, роста прессы, общественных организаций и революционных настроений духовенство должно было отвечать на вызовы времени.

Автор рассказала об основных этапах жизни своего героя. Уже в студенческие годы он много общался с философом Константином Леонтьевым, был захвачен славянофильскими идеями, размышлял о христианском просвещении и возвращении интеллигенции в Церковь. «Православное народничество» – ключевая идея Иосифа Фуделя, который осмысливал неудачу народничества светского и считал, что соединение интеллигенции и народа возможно только на почве православия. В 1889 г. он с большим трудом добился рукоположения, и это, по словам Н. Винюковой, был нонсенс: юноша с немецкой фамилией, матерью-католичкой, не имеющий духовного образования. «Он стал одним из первых в череде представителей особого социального типа рубежа веков – не просто «вернувшегося» в Церковь интеллигента, но и пастыря, возросшего вне духовного сословия», – отметила автор.

Далее она описала основные вехи служения о. Иосифа. Первые его прихожане (1889–1902) – православные Северо-Западного края, где преобладали католики, звучали чужие языки. В этих условиях особенно необходимы были православные братства, общение и сплоченность пастырей. Впоследствии он отстаивал идею православных братств, которых еще не было в центральной России, в дискуссии о реформе приходского устроения.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Следующий и значительно более длительный этап (1892–1907) – служение в Бутырской пересыльной тюрьме. Не только пастырское окормление, но и обучение грамоте, духовные беседы, общение и поддержка родственников узников – всем этим занимался о. Иосиф, которого заключённые звали «пресветлейший батюшка». «Нужно не обличать, а накладывать небесный пластырь», – говорил он. Это служение стало для священника тем самым «хождением в народ», о котором он размышлял в юности. «Здесь я полюбил русский народ, потому что узнал его», – писал он.

Последнее десятилетие жизни (1907– 1918) – так называемый арбатский период: настоятельство в храме свт. Николая в Плотниках (снесен в 1932 г.). Здесь о. Иосиф получил возможность общения с цветом интеллигенции, русскими религиозными философами, а также реализовывал свои идеи «оживления церковного-приходского уклада»: занимался вместе с прихожанами благотворительностью, состоял в православных братствах, организовал выпуск «Приходского вестника», а в последние годы был председателем пастырских собраний московского духовенства и инициатором создания Совета объединенных приходов. Все свои священнические годы помимо пастырского служения он писал публицистические статьи, посещал религиозно-философские кружки, готовил многотомное издание трудов К. Леонтьева, преподавал. Современники видели в нем священника «строгого оптинского духа», а он воспринимал всю свою разнообразную деятельность – духовную, публицистическую, социальную, издательскую – как одно пастырское служение, отметила Винюкова.

Мария Астахова – правнучка о. Иосифа, она очень рада появлению такой книги. Во многом благодаря ее автору на могиле прадеда на Новодевичьем кладбище она познакомилась с представителями другой ветви потомков о. Иосифа. Его сын Сергей стал известным православным мыслителем, наследие которого изучается и широко издается. Он называл служение отца – пастырское, проповедническое, литературное и школьное — «апологией чистого христианства», и эти слова вынесены в заглавие книги. Внук Николай, отец Марии, никогда не видел деда, но «всегда ценил его как драгоценность». «Папа воспитал меня в любви к своему отцу и деду. Отец Иосиф всегда был примером в нашей семье», – сказала она. Все реликвии и документы, сохранившиеся в семье от о. Иосифа, были переданы в фонды Дома русского зарубежья.

Феликс Разумовский, историк и телеведущий, размышлял о русской интеллигенции и народничестве. По его словам, народники – это проявление «хронической болезни интеллигенции», чисто русский феномен. Для него характерны «беспочвенность», радикализм и «демиургический соблазн создания новой жизни». Соединить таких «демиургов» с верой, культурой – эта задача так и не была решена, но была поставлена, в первую очередь о. Иосифом Фуделем. Что же должна представлять собой православная интеллигенция? Этот вопрос, считает историк, открыт до сих пор, и книга об о. Иосифе подвигает к тому, чтобы продолжать размышлять об этом.

Вячеслав Ячменик, кандидат теологии, сотрудник ПСТГУ, считает, что исследование Н. Винюковой затрагивает важную тему появления нового для рубежа XIX–XX вв. типа священнослужителя – «городского священника», представителя интеллигенции. Такие священники «из левитов стали пророками», сказал он, используя метафору арх. Киприана (Керна). Если условные «левиты» – это «священство кастовое, бытовое, формальное, нетворческое», то «пророки» – это тип пастырства, которому свойственно особое призвание (а не наследование сана), творческий дух, обращение к совести народа и т.д. Для современных священников это означает, что «уже невозможно быть «левитом», нужно быть такими же, как о. Иосиф, чтобы голос пастыря был услышан», считает выступавший.

«В любых обстоятельствах для о. Иосифа христианское начало всегда было выше политического и даже национального, а организация церковной жизни «снизу» (с прихода) – важнее слепого принятия указаний церковного управления», – пишет Винюкова в Заключении к книге. Она отметила, что в издание включены многие ранее неопубликованные или малодоступные труды о. Иосифа, а также его «Дневник священника пересыльной тюрьмы». Книга, которая выросла из кандидатской диссертации Н. Винюковой, снабжена ценными приложениями: это библиография, хронология, именной указатель и множество редких фотографий.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»