Православный сталинизм
Для начала немного цифр: "В июле 2007 года был проведен социологический опрос, посвященный изучению массового исторического сознания россиян и их отношения к прошлому своей страны. 44% всех опрошенных считают, что советское прошлое оказало положительное влияние на нравственность современных россиян, и 50% уверены, что оно положительно сказалось на развитии отечественной культуры! Несмотря на то, что 91,6% согласны с утверждением, что при Сталине имели место репрессии, а 63,5% понимают, что речь шла о десятках миллионов жертв, Сталин вышел на третье место среди "вызывающих симпатию" государственных деятелей".
Столь странная любовь к одному из самых кровавых персонажей русской истории проникла и в новейшие учебные пособия по отечественной истории, в которых репрессии называются средством чистки госаппарата, а Сталин трактуется как "сильная, но неоднозначная личность". К слову сказать, Никита Хрущев и Борис Ельцин получают куда менее лестные оценки.
Ренессанс сталинизма проник и в околоправославную среду, где встречаются самые причудливые мифы о "тайном православии" вождя. Первый из них связан с ролью Сталина в войне 1941-1945 годов. Рассказывают о том, что митрополит Гор Ливанских Илий молился в затворе о спасении России. Ему явилась Богородица и сказала, что нужно делать, чтобы спасти СССР. Иерарх послал телеграмму Сталину, тот все исполнил, и в результате война окончилась победой СССР. Поскольку эта история достаточно широко распространена, мы опускаем подробности, скажем только, что одним из условий было открытие храмов и духовных училищ. "Отец народа" якобы все это выполнил, и РПЦ с начала войны перестала подвергаться гонениям.
Между тем, как отмечали многие специалисты по истории Церкви в ХХ веке, эта версия не выдерживает никакой критики. Начнем с того, что встреча Сталина с тремя высшими церковными иерархами состоялась только в 1943 году, когда исход войны был более или менее ясен. Так что слухи о покаянии Сталина были сильно преувеличены. Далее стоит отметить, что во время войны действительно открывались православные храмы, но делалось это на территории, оккупированной фашистами, а советские власти были вынуждены считаться с этим до определенного момента. И, наконец, поворот к РПЦ был обусловлен не стремлением товарища Джугашвили загладить вину перед верующими, а желанием использовать иерархов в международной политике. Как только стало очевидно, что этот план достаточно неэффективен, интерес к Церкви со стороны вождя вновь упал, а преследования возобновились с новой силой.
Вторая история связана с народным житием блаженной Матроны Московской, которое составила некая госпожа Жданова. Среди прочих историй там рассказывается о том, что однажды к блаженной Матроне пришел Сталин с "покаянием". Старица ответила ему, что войну он выиграет, если не станет сдавать Москву и сам не покинет этого города.
Очевидно, что в обоих случаях мы имеем дело с апокрифами, то есть с текстами, которые не признаются Церковью, а выражают некоторые чаяния отдельных "народных масс". Вот об этих массах и их отношению к феномену власти мы и хотели бы поговорить, поскольку идеализация Сталина есть только часть этой псевдоправославной мифологемы.
Строго говоря, православное отношение к власти всегда должно выбирать из двух вариантов: Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены (Рим. 13, 1) или Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите (1 Пет.2,17). Собственно, варианты эти называются "покорность в смысле лояльности" или "почитание как признание за монархом неких сакральных качеств, характерных только для него". Так получилось, что Русь, Российская империя вслед за Византией пошла по пути сакрализации власти. Достаточно вспомнить концепцию "Москва - Третий Рим", чтобы понять, что именно значил царь для сторонников этой теории. Как минимум он был воплощением Христа на земле (Бог на небе, царь на земле). Нужно отметить, что и сами "помазанники Божии" довольно активно использовали такое представление в своих интересах. Наиболее четким проявлением этой концепции власти были письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому. В ответ на упреки князя-беглеца самодержец декларирует теорию царской власти, согласно которой царь по своему положению отвечает за свои поступки только перед Христом. Столь изящная концепция вполне укладывается и в более поздние представления об императорской власти, которые высказывали уже представители Церкви. Нужно сказать, что окончательная сакрализация монарха произошла в XVIII веке, когда Феофан Прокопович в "Духовном регламенте" назвал Петра I "крайним судией" для Церкви российской. До этого подобным термином по отношению к Церкви называли только Христа, который и является единственным Главой Церкви. Стоит ли говорить, что подобная абсолютизация власти не могла пройти бесследно и изменила отношение к фигуре монарха со стороны мирян и даже священников. В воспоминаниях начала ХХ века рассказывается, как священник после совершения литургии упал на колени во время встречи с Николаем II (заметим, что в день Причастия по православным канонам нельзя делать земной поклон). Подобная сакрализация фигуры правителя не могла не оставить изменений и в народном сознании. На Соборе 1917-1918 годов, во время дискуссии о возобновлении патриаршества на Руси, встал один крестьянин и произнес знаменитую фразу: "Царя у нас теперь нет, будем любить патриарха". Отношение к властителю как к человеку, к которому нужно испытывать особые чувства, сохранилось и после октябрьского переворота.
Стоит ли говорить, что советская власть весьма умело использовала эти настроения для создания нового культа правителей (Мавзолей Ленина как подражание идеи почитания мощей); высшего расцвета культ личности получил именно при Сталине, что не могло не отразиться на стиле телеграмм высших церковных иерархов ко дню рождения правителя. Конечно, за пышными здравицами в адрес тирана можно увидеть только особенности эпохи, и ни у кого не поднимется рука осудить епископов за такие поздравления, но товарищ Джугашвили умер, а стиль остался и благополучно дожил до наших дней. Крайнее проявление такого обесчеловечивания фигуры правителя можно наблюдать в сообщении агентства Lenta.Ru о том, что новым премьером назначен Виктор Пиписькин. Конечно, это небрежность журналиста, но сам факт того, что место правителя огромной страны может занять любой человек, даже с такой неблагозвучной фамилией, как раз и свидетельствует о том, что власть в России по-прежнему не воспринимается как человеческое дело. Во главе государства, по представлениям многих, находится либо ангел, либо бес, но никак не обычный человек с его слабостями. Именно поэтому "православный сталинизм" как явление вполне вписывается в общую российскую историю. Для псевдоправославных советских монархистов фигуры Ивана Грозного, Николая II и Сталина остаются одинаковыми по своим функциям, а потому наделяются всякими благочестивыми чертами. Если же реальная жизнь правителя вопиюще контрастирует с принципами христианской и общечеловеческой морали, то вводится легенда о тайном православии объекта поклонения. Именно объекта, потому что для символов не нужна человеческая биография, не нужен реальный правитель. Достаточно обойтись персонажами без лиц, как у героев Кафки, и новый миф о правителе пойдет завоевывать себе сторонников.
Стоит ли говорить, что авторам многочисленных хвалебных статей о Сталине да и некоторым представителям РПЦ абсолютно невдомек, что христианство - не политическая или государственная идеология, не национальная идея, объединяющая общество, а вера во Христа, в идеале уничтожающая человеческие границы. Впервые это было предельно четко сформулировано в анонимном послании к Диогнету, написанном в первые века существования христианства. Там есть отрывок, демонстрирующий отношение первых христиан к государству и власти: "Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречья и ведут жизнь, ничем не отличную от других. Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны, они не привержены к какому-либо учению человеческому, как другие. Но, обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество и всякое отечество - чужая страна". Стоит ли говорить, что эти слова не имеют ничего общего с казенными формулировками о патриотизме и неумеренном почитании отдельных правителей, которое было характерно в значительной мере для православного христианства? Ответ очевиден. Но он совсем не означает, что ученики Иисуса во всех странах являются "пятой колонной", он только расставляет приоритеты, что над земной властью для христиан есть высший авторитет - Иисус Христос, а потому любые попытки сакрализации власти обречены на неудачу и для христиан, и для правителей. "Симфония властей" остается всего лишь мифом, который никогда не воплощался в истории; новый виток этой утопии мы и наблюдаем в попытке канонизации или реабилитации фигуры Сталина.
Павел Умнов
15 октября 2007
Источник: "Русский журнал"
Материалы в данном сюжете
29.10.2024 13:35 | Благовест-инфо
Как сегодня сохранять живую память о новомучениках?
11.08.2022 11:29
Вышел очередной сборник научных статей и докладов «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»
31.05.2022 10:57
Президент Казахстана прочитал поминальную молитву в память о жертвах репрессий и голода
08.07.2021 12:10
Воплощается проект, посвященный Петроградскому судебному процессу
05.07.2021 17:28
На Соловках прошли Дни памяти жертв политических репрессий
09.06.2021 10:30
Дни памяти жертв политических репрессий пройдут на Соловках
24.05.2021 12:22
Освящен поклонный крест в память святых Акмолинских новомучениц, пострадавших за Христа в лагере АЛЖИР
09.02.2021 16:06
Музей Вятлага открыли в кировском приходе
02.11.2020 11:55 | Благовест-инфо
В России вспоминали жертв политических репрессий
07.02.2020 15:55 | "Православие и мир"
Почитания новомучеников в России не сложилось. А мы гордимся тем, чего надо стыдиться
30.01.2020 10:10 | Благовест-инфо
В Москве будет создан общероссийский Музей подвига и исповедничества «Русская Голгофа»
30.10.2019 15:14 | "Православие и мир"
«Мы места злодеяний превращаем в места памяти»
08.08.2019 12:49 | "Коммерсантъ"
Дело Сталина боится
01.07.2019 12:51 | Rublev.com
В Томской области создают первый в России мемориал раскулаченным крестьянам
28.05.2019 13:50 | Полит.Ру
Это были простые люди
27.05.2019 11:12
Митрополит Иларион: в обществе важно поднимать тему сталинских репрессий
15.05.2019 14:40 | «Подмосковье сегодня»
«Стараемся донести самое важное о подвиге новомучеников»
24.04.2019 10:32 | "Крестовский мост"
Новые святые появились в церковном календаре
08.04.2019 13:32
В центре Минска белорусская оппозиция проводит акцию против сноса крестов в Куропатах
05.04.2019 08:55
Глава белорусских католиков призвал остановить снос крестов в Куропатах
30.10.2018 15:32 | "Новые Известия"
Вопрос дня: нужно ли прощать репрессированных палачей?
30.10.2018 14:58 | "Православие и мир"
Как понять соседство имен жертв и палачей на полигоне “Коммунарка”
25.10.2018 12:45
На расстрельном полигоне «Коммунарка» откроется Стена памяти жертв репрессий
11.06.2018 13:54 | Благовест-инфо
Церковный историк Лидия Головкова выступила с лекцией о Большом терроре
01.11.2017 16:39
Ежегодная акция «Голос памяти» прошла на Бутовском полигоне
30.10.2017 14:43 | Сайт Московской городской епархии
«Главная наша идея - восстановить живую связь с людьми, которые были вычеркнуты из жизни»
05.10.2017 11:54
На территории бывшего советского концлагеря в Пертоминском монастыре установили поклонный крест
04.10.2017 09:44 | РИА Новости
«У РПЦ нет входа в архив»: почему россияне забывают про сталинский террор
20.09.2017 11:16
На Бутовском полигоне молитвенно почтят память жертв Большого террора
28.03.2017 13:39
На Соловках пройдет конференция, посвященная памяти жертв репрессий 1937-38 гг.
02.08.2016 10:40
В Архангельске прошел крестный ход по местам захоронений жертв политический репрессий
20.05.2016 13:47 | "Интерфакс-Религия"
Протоиерей Кирилл Каледа: Засекреченность архивов затрудняет процесс прославления новомучеников
31.10.2014 21:33 | "Аргументы и факты"
Мой папа — враг народа
23.11.2009 17:07 | Благовест-инфо
Прот. Георгий Митрофанов принял участие в жарких дебатах о роли Сталина
11.03.2009 19:16 | Благовест-инфо
Для прославления подвижника необходимо учитывать «всю полноту его внутреннего мира», считают историки Церкви
31.10.2008 16:38 | Благовест-инфо
В день памяти жертв репрессий в СФИ обратились к церковному опыту эпохи гонений
14.10.2008 17:50 | "Фома"
Бутовский полигон. Не до конца прочитанная трагедия
14.10.2008 17:30 | "Фома"
Немецкие добровольцы в Бутове
15.09.2008 15:39
На Ржевском полигоне почтили память жертв «красного террора»
02.06.2008 08:37
Патриарх Алексий совершил богослужение на Бутовском полигоне
21.05.2008 14:50 | Благовест-инфо
«Правда побежденных» и «правда победителей»
08.05.2008 15:20 | "Газета"
Праздник забытых героев
22.04.2008 14:32 | Благовест-инфо
Государство должно поддержать Церковь и общественные организации в увековечении памяти жертв сталинских репрессий, считает исследователь Бутовского полигона
28.02.2008 15:08
Старообрядцы установят поклонный крест на Бутовском полигоне
11.02.2008 09:55
Русская Православная Церковь почтила память пострадавших за веру в годы репрессий
04.02.2008 15:59
В Петербурге отмечают 90-летие начала репрессий против священнослужителей
23.01.2008 13:33
Панихиды о репрессированных казаках будут отслужены в храмах Волгоградской области
27.12.2007 13:47 | "Православие.Ру"
За веру и правду пострадавшие
10.12.2007 12:29
В Петербурге и Ленобласти отметили 70-летие расстрела о. Павла Флоренского и 508 узников Соловецких лагерей
08.11.2007 12:03 | Благовест-инфо
Воронеж: криминалистам удалось установить имя священника из Белоруссии, расстрелянного в 1937 г.
31.10.2007 16:57 | "Время новостей"
На Голгофе
31.10.2007 10:56 | "Независимая газета"
«Умопомрачение... За что?»
30.10.2007 16:25
Патриарх Алексий II призвал помнить о тех, кто пострадал в годы сталинских репрессий
30.10.2007 14:17
Владимир Путин почтил память жертв политических репрессий
29.10.2007 17:41
Крест памяти жертв репрессий установили в Магаданской области
25.10.2007 17:02
Массовое захоронение священников, убитых в конце 1920-х, найдено в Новосибирской области
25.10.2007 16:39
Госархив Чувашии оказывает помощь епархии в поисках сведений о репрессиях против верующих в XX веке
17.10.2007 16:55
В Ивановской области открыт памятник священникам, погибшим во время гонений в XX веке
16.10.2007 14:25
Памятник жертвам политических репрессий установят рядом с храмом в Бронницах
11.10.2007 16:35
В Подмосковье установлен памятник священномученику Алексию Смирнову, расстрелянному на Бутовском полигоне
25.09.2007 00:26 | "Газета"
День расстрелянных
18.09.2007 15:17 | "Известия"
Святой родник не остановить. Это слезы расстрелянных рядом с ним
17.09.2007 10:33
В Новокузнецке осквернены могилы монахов, сосланных в Сибирь в годы репрессий
14.09.2007 10:09
Патриарх Алексий II выступает за открытие музея ГУЛАГа в Москве
04.09.2007 13:56 | "Церковный вестник"
Вспоминая 1937-й
09.08.2007 10:31 | "Время новостей"
Минуты затянувшегося молчания
08.08.2007 16:29 | "Вести.Ru"
Скорбная служба на «русской Голгофе»
08.08.2007 10:19
Во всех православных храмах столицы пройдут панихиды по жертвам сталинских репрессий
07.08.2007 14:36
Поклонный крест в память жертв репрессий установлен на Бутовском полигоне
07.08.2007 13:30 | "Российская газета"
Поклонный крест
07.08.2007 10:32 | Благовест-инфо
Большой Поклонный крест доставлен в Москву из Соловецкого монастыря
06.08.2007 15:33
Храм Христа Спасителя колокольным звоном встретил речной крестный ход
06.08.2007 10:00
Крестный ход "Соловки-Бутово" пройдет по Москве-реке
03.08.2007 12:47
Из Соловецкого монастыря на Бутовский полигон будет доставлен Большой поклонный крест
28.06.2007 12:56
Крестный ход «Соловки – Бутово» пройдет по рекам
21.06.2007 13:02 | РИА "Новости"
Проза Шаламова вводит слепца в храм
07.05.2007 11:16
Алексий II возглавил богослужения на Бутовском полигоне и на Поклонной горе
23.03.2007 16:55 | Благовест-инфо
Бутовский полигон: к 70-летию массовых расстрелов
21.03.2007 13:04 | Благовест-инфо
Воронежский «Мемориал» объявил сбор средств на строительство православной часовни в месте захоронений жертв 1937-38 гг.
30.10.2006 16:46
Россия отмечает День памяти жертв политических репрессий
13.10.2006 16:51
В Шуе установят памятник погибшим за веру
05.09.2006 18:12
В Ленинградской области установлен крест в память о жертвах политических репрессий
03.08.2006 10:42 | Благовест-инфо
Воронеж: светские власти и епархия РПЦ построят мемориальную часовню на месте массовых расстрелов 1930-х гг.
22.05.2006 11:29
Патриарх Алексий II совершил панихиду на бывшем полигоне НКВД
05.05.2006 17:30
Первую православную часовню освятили на Ямале в память о репрессированных
17.03.2006 15:35
Освящён поклонный крест на месте Колымских лагерей
20.12.2005 13:12 | Благовест-инфо
"Сталкер" рассказал о пострадавших за веру
18.11.2005 17:06
Саратовцы отметили память расстрелянного свмч. Космы Саратовского на месте заложенного накануне первого храма его имени
01.11.2005 15:51
Ульяновск: возле здания Симбирского епархиального управления установлен памятник жертвам политических репрессий
01.11.2005 14:45
В Саратове почтили память жертв политических репрессий
01.11.2005 10:55 | Благовест-инфо
Материалы о преследованиях верующих в СССР опубликованы в новом семитомном издании «История сталинского ГУЛАГа»
26.10.2005 12:48
Тверь: останки расстрелянных жертв политических репрессий захоронят на территории храма
18.10.2005 17:05
В Твери установят мемориальную доску на храме, под которым были обнаружены останки тел репрессированных
30.09.2005 18:00 | Благовест-инфо
Ульяновск: на месте снесённого монастыря будет построена часовня памяти репрессированных священнослужителей
06.09.2005 14:48 | Благовест-инфо
Книга памяти жертв политических репрессий, захороненных на Донском кладбище в Москве, содержит имена священнослужителей и верующих
29.08.2005 15:42 | Благовест-инфо
Православная и католическая службы состоятся в годовщину открытия первого в России музея-мемориала жертвам политических репрессий под Тверью
26.08.2005 16:41
Для храма в Бутове, построенного в память о жертвах репрессий, отлит трехтонный колокол
05.08.2005 11:21
Екатеринбург: заключенные сыграют вместе с профессиональными актерами в спектакле о репрессированном священнике
30.06.2005 21:41
В Кирове прошёл крестный ход с мощами священноисповедника Виктора (Островидова), репрессированного в 1928 году
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|