Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо










Репортажи

«Гимн великомученице»

Выставка, посвященная иконографии св. Варвары, открылась в Москве

26.12.2025 13:02 Версия для печати

Фото: blagovest-info.ru

Москва, 26 декабря, Благовест-инфо. Выставка «Гимн великомученице. Иллюстрированное издание Акафиста святой Варваре из собрания ЦМиАР» открылась 24 декабря в Центральном музе древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР). Камерная экспозиция включает несколько памятников, выполненных в разных техниках и жанрах, все они рассказывают о почитании святой великомученицы Варвары в русской культуре. Кураторы выставки – сотрудницы ЦМиАР Галина Назарова и Марина Башлыкова.

Главный экспонат выставки – старопечатное издание акафиста святой, выпущенное в 1750 году в типографии Киево-Печерской лавры. Святая Варвара издревле почиталась на Руси в чине великомученицы. Как рассказала Марина Башлыкова, с особой силой ее почитание «вспыхнуло» в XVII веке в Киеве, где возникла традиция еженедельного чтения акафиста перед мощами святой в Михайловском монастыре. В 1698 году типографией Киево-Печерской лавры был издан сборник под заглавием «Акафист», в который, помимо собственно акафиста с церковным чинопоследованием, вошли и другие произведения о великомученице Варваре. Согласно архивным документам, такие книги раздавались паломникам и пользовались огромной популярностью: только за первую половину XVIII века сборник был переиздан девять раз. Такая востребованность свидетельствовала об особом почитании святой Варвары как защитницы от смерти без покаяния.

Фото: rublev-museum.ru

Главной особенностью книги являются иллюстрации, выполненные мастером Софронием в технике гравюры на дереве. Помимо заглавной гравюры в лист, в сборнике еще множество небольших изображений, иллюстрирующих житие святой по тексту акафиста. Здесь рассказано о знатном язычнике Диоскоре и его дочери Варваре, которая уверовала во Христа, отказалась от замужества. Во время отсутствия отца она велела строителям, возводившим башню, сделать в ней не два окна, а три, как символ Троицы. Отец по возвращении рассвирепел, погнался за дочерью с мечом и сам казнил ее, но не сразу, а после мучений, которым подверг ее правитель Мартиан. Варвара осталась верной Христу, а Диоскора и Мартиана после ее гибели поразила молния.

Гравюры нидерландского художника Адриана Колларта. Фото : rublev-museum.ru

Как выяснили исследовательницы, иконографическими образцами для этих гравюр, очевидно, послужили западноевропейские источники (это показано в фильме, подготовленном к выставке). И главной задачей кураторов было показать, что с XVIII века сцены Акафиста постепенно вытеснили из иконографии св. Варвары древние житийные композиции, продолжавшие византийскую традицию. Отдельные сюжеты Акафиста использовались при создании икон св. Варвары. Наиболее распространенной иконографией было изображение великомученицы с пальмовой ветвью (знак победы) и попираемым мечом, а также с чашей в руках, что соотносилось с ее почитанием как избавительницы от внезапной смерти без покаяния и причастия.

Фото: rublev-museum.ru

Такие изображения представлены на выставке – это памятники, выполненные в разной технике. Центральное место занимает житийная икона последней четверти XVIII в. «Великомученица Варвара и Святая Троица». В среднике изображена святая, держащая крест (символ мученичества) и в другой руке – опущенный меч. На золотом поле – выемка для мощевика. В 15 клеймах написаны эпизоды, сопровождаемые текстом жития святой в редакции Димитрия Ростовского, в них угадываются схемы гравюр Акафиста. Как отметила Г. Назарова, раньше, до XVIII века, житийные композиции иллюстрировали прежде всего мучения святой. 

Фото: rublev-museum.ru

Деревянные резные иконы тоже иконографически восходят к гравюрам Софрония: пальмовая ветвь, меч у ног святой, та самая башня на заднем фоне, а также клейма в барочных картушах (киевская резная икона слева середины XIX в.). На другой резной иконе второй половины XIX в. (справа) те же сюжеты дополнены уникальной для этой техники сценой причастия больного перед смертью по молитве к вмч. Варваре.

Фото: rublev-museum.ru

Внимание посетителей привлечет уникальная подвесная пелена, выполненная в технике аппликации, вышитая бисером и стеклярусом. Это тоже житийный образ: в центре фигура святой, которая держит цветок, а по бокам – клейма, которые восходят к гравюрам Софрония. По словам Г. Назаровой, такая пелена предназначалась для подвешивания под чтимую икону и, возможно, вышивалась по обету. Мастерица использовала все многообразие материалов и расцветок, при этом лик св. Варвары написан темперой. Специалисты датируют это шитье последней четвертью XVIII в., когда европейская мода на вышивание бисером пришла в Россию, и подобные иконы стали одним из видов домашнего рукоделия.

Протоиерей Владимир Клюев и его икона. Фото: blagovest-info.ru 

Другая шитая икона «пришла» на выставку удивительным образом. Как рассказал «Благовест-инфо» протоирей Владимир Клюев, он принес эту икону из своего собрания в ЦМиАР на экспертизу и узнал, что как раз в это время готовится выставка, посвященная вмч. Варваре. Он с радостью предоставил памятник, датированный 1810 г., для экспозиции. Эта шитая икона, выполненная из золотных и серебряных нитей, блесток и канители, с написанным ликом, никогда прежде не публиковалась. А иконографически этот образ является «родственником» другим изображениям, восходящим к Акафисту: здесь есть и пальмовая ветвь, и потир, и меч на поземе.

  Фото: blagovest-info.ru 

Экспозицию удачно дополняют предметы, свидетельствующие об особом почитании святой Варвары. Как рассказала Г. Назарова, в описаниях еженедельного пения у ее мощей в Киеве есть упоминание об иконе с изображением усеченной главы святой, которая каждый раз ставилась на гробницу. До нашего времени дошло несколько таких икон, одна из них (вторая половина XIX в.) представлена на выставке. Другой особенностью культа св. Варвары было вручение паломникам в Михайловском монастыре кольца с молитвой, и такое колечко есть в экспозиуции. Как считают кураторы, эта практика повторяла древнюю традицию раздачи колец у мощей великомученицы Екатерины в Синайском монастыре. Паломники увозили с собой также на память финифтяные образки св. Варвары, которые киевский Михайловский монастырь заказывал в Ростове Великом, а также маленькие иконки на перламутре в серебряной оправе, где святая тоже изображена с потиром. Есть в этой витрине и серебряный образок, выпущенный к 800-летию основания Михайловской обители. Кураторы обратили внимание на то, что символом монастыря стал не архангел Михаил, а именно великомученица Варвара.

Небольшая экспозиция объединила памятники из разных музеев: ЦМиАР, ГИМ, Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» МДА и из частных коллекций.

Выставку «Гимн великомученице» можно посетить до 25 января 2026 г.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»