Выставка «От Отечественной войны до декабристов» открылась в Москве
Музей им. Рублева представляет религиозное искусство «золотого века» русской культуры

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Москва, 18 декабря, Благовест-инфо. Выставка «От Отечественной войны до декабристов. Иконы, религиозная графика и предметы прикладного искусства» открылась 17 декабря в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Экспозиция посвящена религиозному искусству «золотого века» русской культуры, ее открытие приурочено к памятным мероприятиям в честь 120-летия основателя и первого директора ЦМИАР Давида Арсенишвили. Одиннадцать государственных и частных музеев и частные коллекционеры предоставили для этой экспозиции более ста произведений.

Н. Герасименко, Ж. Белик. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Кураторы выставки – кандидаты искусствоведения, заведующие отделами ЦМИАР Жанна Белик и Надежда Герасименко пояснили, что обозначенные в названии исторические события – не просто хронологические точки, «они определили дух и характер поколения, для которого вера, патриотизм и стремление к свободе соединялись в единое целое». Памятники этого периода обладают ярким своеобразием, отличаясь как от произведений иконописи, созданных до 1812 г., так и от памятников зрелой николаевской эпохи, поэтому в фокусе внимания оказалось двадцатилетие 1812–1832 гг.
По словам Герасименко, в 1812 г. победа над Наполеоном воспринималась как «Богом данная». В честь изгнания неприятеля и в память о героях возводились храмы и монументы, совершались молебны. В искусстве увековечивание памяти об Отечественной войне 1812 года нашло выражение в произведениях стиля ампир, который в России обрел особое звучание – он стал символом триумфа и величия.
Выставку открывают портреты августейших особ и гравюры с историческими событиями. Посетители увидят пасхальное яйцо с портретами победителей Наполеона, подаренное наследнику Александру Николаевичу (будущему Александру II), который предпринял большое ознакомительное путешествие по стране, названное «Венчание с Россией».

Картины А. Егорова. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Второй раздел – живопись и графика русского ампира и академической школы, которые в большей степени соответствовали эстетическим взглядам дворянского сословия и предназначались для домовых церквей и дворянских усадеб. Это произведения академиков живописи А.Е. Егорова, И.Ф. Тупылева, В.А. Тропинина и В.Л. Боровиковского.

Картины Боровиковского. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Боровиковский больше известен широкому зрителю как знаменитый портретист рубежа XVIII–XIX вв., а к религиозной живописи обращался в начале и в конце жизни. Как пояснила Герасименко, он происходил из семьи иконописцев, в молодости сам писал иконы, а к концу жизни «был очень мистически и религиозно настроен». Обращает на себя внимание картина «Христос, благословляющий коленопреклоненного мужчину (Сон Боровиковского)», на которой художник запечатлел явление ему Христа во время богослужения (на фото слева). В экспозиции есть также небольшая работа «Рождество Христово» и большая, но незаконченная картина «Распятие».

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Икона св. князя Александра Невского была написана для домовой церкви Аничкова дворца, подаренного Александром I младшему брату Николаю к свадьбе. По мнению Герасименко, в образе князя угадываются портретные черты Николая, а его рыцарские доспехи напоминают о детском увлечении рыцарской романтикой (мать называла его «мой рыцарь Николай»). Портретные черты, но уже Александра I, можно усмотреть и в образе Спаса Нерукотворного (на фото справа). Рядом – «портрет» Саваофа, подписанный на нижнем поле «Непостижимое существо и Зиждитель всех тварей». На выставке представлен также почитаемый образ «Три радости» (Богоматерь с Младенцем Христом и Иоанном Крестителем), написанный по мотивам полотна Рафаэля.

Вид Саровской пустыни и портрет старца Серафима. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Третий раздел посвящен монастырям и святыням, многие из них были разрушены и ограблены во время нашествия Наполеона, шел процесс их восстановления и активизации монастырской жизни. Гравированные изображения сохранили вид многих обителей. На стенде рядом с изображением Саровской пустыни размещен гравированный портрет прп. Серафима Саровского, который, вероятно, был сделан с натурного портрета святого. По словам Ж. Белик, гравюры с портрета были хорошо известны, и это изображение легло в основу иконографии прп. Серафима, которая сложилась еще до его канонизации в 1903 г.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
После победы 1812 г., отмечают кураторы, возрос интерес к древним святыням, к славному прошлому, появилась потребность копировать старинные иконы. Как отметила Ж. Белик, по некоторым спискам чудотворных икон можно понять, как выглядели утраченные оригиналы. Но поскольку сохранившиеся древние иконы были под слоями разновременных поновлений и потемневшей олифы, то «копии» значительно отличались от оригинала и обладали стилевыми особенностями ампира. Так, гравированный образ св. Георгия (на фото справа) подписан «Точное изображение, снятое с иконы, писанной в 1120 г. и находящейся в Юрьеве монастыре». А живописный св. Георгий (на фото слева) снабжен всеми ампирными атрибутами, недаром этот фрагмент со щитом и шлемом кураторы поместили на одну из афиш выставки.

Апостол Павел. Выговская икона нач. XIX в. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
Отдельный раздел посвящен старообрядческим иконописным центрам, которые в этот период благодаря прекращению преследований получили развитие. По словам кураторов, за Москвой в это время закрепилась роль главного города для старообрядцев. Старообрядческая иконопись этого времени разнообразна. Интересно, что в произведения, ориентированные на старые образцы и написанные в средневековой стилистике, тоже проникают элементы ампира – они обнаруживаются в деталях: в орнаментах, драпировках, позах, архитектурных и природных фонах (так, изображение апостола Павла в море с рыбами – иконографическая новация этого времени).

Богоматерь Владимирская и доска знаменщика. Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru
В первой трети XIX в. становятся известными целые династии старообрядческих иконописцев, они все более «актуализируют свой стиль», и, по выражению Белик, «для этого времени иконописец и живописец – это одно и то же». Такова, например, икона «Богоматерь Владимирская» Ивана Панова (см. фото).
На выставке можно увидеть редкий экспонат – так называемую доску знаменщика из иконописной мастерской Сапожниковых в Москве (1820-е гг.), своего рода учебное пособие для иконописцев, оттачивающих приемы письма разных элементов.
Многие произведения, представленные в экспозиции, доступны впервые.
Выставку можно посетить до 1 марта 2026 года.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|