Горячий пар, кисточки и скарпели: как реставрировали церковь Вознесения Господня в «Коломенском»

Фото: И. Захаров / Mos.ru
Церковь Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское» стала лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2025». Рассказываем, как проходило ее возрождение.
Вернуть прежний облик декору из белого камня, подобрать кирпич нестандартного размера, привести в порядок гульбище и кровлю — такая задача стояла перед реставраторами храма Вознесения Господня в музее-заповеднике «Коломенское». Это объект ЮНЕСКО, построенный в XVI веке.
Храм отреставрировали и снаружи, и внутри. Поздние слои краски и фрагменты, оставшиеся после прошлых работ, снимали вручную скарпелями и шпателями. Такой бережный подход позволил сохранить подлинные детали памятника, который стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2025».
О возрождении церкви, находках, обнаруженных в процессе, и современных технологиях, помогающих сохранить здание на долгие годы, — в материале mos.ru.
От царских времен до наших дней
Конкурс «Московская реставрация» состоялся уже в 15-й раз. В этом году заявки подали более 100 мастеров, которые представили свыше 40 памятников архитектуры. Жюри выбрало 29 лауреатов. Среди них и храм Вознесения Господня в «Коломенском». Над ним трудилась команда «Архитектурно-реставрационного товарищества», в частности художник-реставратор и учредитель компании Михаил Рыжков и руководитель проекта Дмитрий Дубов.
В столице осталось не так много зданий XVI столетия, еще и внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кропотливая работа продолжалась около двух лет и заключалась главным образом в деликатной расчистке и докомпоновке. Материалы заменяли только в случае крайней необходимости. Все белокаменные элементы и кирпичную кладку старались максимально сохранить, а вычинку и докомпоновку выполняли лишь там, где были утраты.
Церковь Вознесения Господня — один из первых шатровых храмов на Руси. Вместо куполов — остроконечная «шапка», наподобие тех, что носили князья в те времена. По легенде, храм велел возвести царь Василий III в честь рождения долгожданного наследника Ивана, который впоследствии вошел в историю как Грозный.
По мнению ученых, строительство правитель поручил итальянскому архитектору Петру Франческо Анибале, известному на Руси под именем Петр Фрязин или Петрок Малый. Тот использовал кирпич и белый камень для декора в виде растительного орнамента. Высота церкви составила 62 метра. О росписях храма известно немного. Отдельные элементы навеса и царское место на восточном фасаде были окрашены в охристые, терракотовые и зеленые тона. Другие варианты оформления до нашего времени не сохранились.
Когда мы приступили к работам, известковая обмазка была почти полностью утрачена, а кирпич под воздействием осадков постепенно разрушался. Предстояла серьезная задача восстановить кирпичную кладку, провести вычинку и докомпоновку, а также вернуть утраченные элементы белокаменного декора. Выполнили и золочение креста. Большой объем консервационно-реставрационных работ провели на гульбище (галерея под кровлей, окружающая храм по периметру): укрепили кирпичную кладку, восстановили белокаменный декор и полы
Михаил Рыжков, художник-реставратор и учредитель компании
15 декабря
Источник: Mos.ru
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|