Выставка «Дары волхвов» открылась в Москве
.jpg)
Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 17 декабря, Благовест-инфо. Рождественская выставка «Дары волхвов» открылась 12 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». До 1 февраля здесь можно увидеть работы современных художников, посвященные Рождеству Христову.
Куратор выставки искусствовед Ирина Языкова рассказала, что выставка напоминает о движении современных российских христианских художников, которых объединяло с 2013 г. содружество «Артос», а называние выставки отсылает к первой подобной экспозиции «Дары», которая была устроена в Музее архитектуры (декабрь 2013- январь 2014 гг.), и одноименному альманаху, несколько ежегодных выпусков которого удалось издать с 2015 по 2020 г. «Рождество Христово — одно из важнейших событий, повлиявших на ход мировой истории. С раннехристианских времён художники стремились отобразить его в своих работах — подобно волхвам, они приносят Младенцу свои творческие дары», – сказала Языкова.
На выставке представлены произведения современных авторов, выполненные в различных техниках: живописи, графике, керамике, вышивке и других видах искусства. Все эти работы объединяются в единое праздничное созвучие, прославляющее пришествие Спасителя. В экспозиции приняли участие: священник Андрей Давыдов, Марина Турнова, диакон Алексей Трунин, Ольга Шаламова, Сергей Шихачевский, Ольга Спиридонова, Сергей Некрасов, Каролина Гартавер и другие. Художник Нина Кибрик, тоже участница выставки, уподобила ее «шкатулке с чудесами» – такое разнообразие в небольшом зале редко увидишь.
По словам куратора, «замковым камнем» экспозиции стали два изображения Рождества Христова: это авторское произведение о. Алексея Трунина на большом холсте, напоминающее список (или эскиз) фрески, и расположенная рядом копия псковской иконы XV в., которую написали о. Алексей и Мария Назарова по реконструкции художника-реставратора Адольфа Николаевича Овчинникова.
На открытии выставки о. Алексей Трунин с благодарностью вспомнил своего учителя и рассказал, что для Овчинникова икона или фреска были «собеседниками», он умел вступать в диалог с произведениями религиозного искусства и учил этому других. По словам о. Алексея, сейчас такое отношение в Церкви не сформировано, чаще икона воспринимается утилитарно, однако каждый готов выносить свое суждение, особенно – о произведениях современных авторов. Художник-керамист Сергей Шихачевский также считает своим учителем А.Н. Овчинникова, который открыл для него росписи пещерных храмов Каппадокии, и тоже вспоминал его уроки с благодарностью.
Для того, чтобы «собеседование» с иконой стало возможным, нужна не только подготовленность людей, но и сама икона должна быть «говорящей», отметил протоиерей Андрей Юревич, который собрал коллекцию первого в России Музея современного христианского искусства. Однако в современном искусстве преобладает «сплошная самоманифестация, в нем много крика, напора, оно как плакат, как реклама», тогда как христианское искусство – «тихое, созерцательное, многослойное, оно о смыслах, о глубинах духа». Надо учить восприятию такого искусства, чем и занимается уже много лет Музей современного христианского искусства, проводя выставки на разных площадках. Сейчас в коллекции 550 произведений, сообщил о. Андрей и выразил надежду, что большую их часть можно будет представить весной будущего года.
В разговоре о христианском искусстве и природе творчества принял также участие художник Сергей Некрасов. «Мы живем в большой божественной иконе, являемся ее частью. Жизнь во Христе и есть творчество, не только писание икон. Любой творческий объект ценен своей подлинностью, он возникает из внутренней необходимости, из того, что волнует сердце. А Рождество – это величайшее событие: был пробит пузырь человеческого мира и к нам сюда был направлен лифт. Если хочешь – поднимайся в сакральные дали», – сказал художник.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Новости»
|