

|
Взгляд на медицину из перспективы вечности
Вышла новая книга митрополита Сурожского Антония
.jpg)
Скриншот видеозаписи презентации
Москва, 8 декабря, Благовест-инфо. Новая книга митрополита Сурожского Антония «Человеческие ценности в медицине» выпущена в 2025 г. издательством «Практика». Книга составлена из лекций, бесед и проповедей разных лет, посвященных медицинским вопросам. В презентации издания, которое состоялось 25 ноября в Культурном центре «Покровские ворота», приняли участие издатели и христиане-медики.
Ведущий презентации, руководитель издательства «Практика» и один из составителей книги Владимир Ананич, кандидат медицинских наук, рассказал, что книга разделена на пять частей: вначале представлен человеческий опыт митрополита Антония, затем — его естественнонаучные знания, медицинский и психологический опыт и в конце — его христианские взгляды. Поэтому, с одной стороны, можно сказать, что книга адресована медицинскому сообществу как своего рода учебное пособие по медицинской этике; с другой – она важна для широкой аудитории, которую составляют потенциальные пациенты.
С ранних лет жизнь митрополита Антония была связана с медициной. Ананич напомнил, что в 1939 г. юный Андрей Блум окончил медицинский факультет Сорбонны и, когда Франция вступила во Вторую мировую войну, сразу был мобилизован и работал младшим хирургом в военном госпитале, а потом участвовал в Сопротивлении. В 1943 г. был пострижен в монашество с именем Антоний. После войны до 1949 г. работал врачом общей практики, служил в Англии в приходах Русской Православной Церкви (РПЦ) до своей кончины в 2003 г. За более чем 50-летнее служение он очень часто обращался в своих проповедях и беседах к медицинским темам, которые и составили эту книгу.
По словам Ананича, в процессе систематизации материалов для книги стало понятно, что митрополит Антоний был «не просто хорошим врачом и выдающимся священником», но еще и «сооснователем и вдохновителем» двух направлений в современной медицине. Первое – это паллиативная помощь умирающим, подготовка к смерти. Начиная с 1963 г. он в течение четверти века читал лекции об отношении к смерти больного, врача, медперсонала, родственников больного. Митрополит Антоний дружил с основательницей системы современных хосписов в Англии Сесилией Сандерс, «их взгляды были очень похожи», отметил Ананич.
Второе направление – это «человеческое отношение к больному – владыка утверждал, что медицина не существует без сострадания». И этот подход вовсе не был очевидным в середине ХХ в., когда преобладала патерналистская модель отношений пациента и врача, когда больной считался объектом усилий медиков (например, в книге описана история одной операции, когда хирург оперировал больного без анестезии и на удивленный вопрос молодого коллеги ответил: «А мне больной не мешает»). Сейчас отношение к больному как к соучастнику процесса общепринято, но это стало таковым только с 1990-х гг. и называется теперь пациентоориентированным подходом, что предполагает уважительное отношение к больному и вовлечение его в решения, касающиеся его здоровья.
А митрополит Антоний руководствовался этим принципом с первого дня работы и всю жизнь его проповедовал. Егор Агафонов, президент Фонда духовного наследия митрополита Сурожского Антония, напомнил историю о том, как на войне Андрей Блум спасал пленному немцу палец, который коллеги советовали ампутировать. Но молодой доктор выяснил, что раненый был часовщиком, и постарался сохранить его «рабочий инструмент». «Умение подойти к каждому больному как к человеку уникальному, умение понять то, что составляет содержание его жизни, – важное замечательное качество митрополита Антония как врача», – сказал Агафонов.

Фото: practica.ru
«Эта книга дает совершенно особый взгляд на медицину – из перспективы вечности. Она научит целостному видению пациента, поможет сохранить в личности врача и больного те качества, которые отражают образ Божий – свободу, творчество и любовь», – считает врач-патологоанатом Алексей Шевченко, преподаватель Воронежского государственного медицинского университета имени Н. Н. Бурденко, председатель медицинского отдела Воронежской епархии РПЦ. Зачем эта книга современному врачу? Он привел три аргумента. Во-первых, она «защищает врача и пациента от дегуманизации», которую Шевченко связывает с системой страховой медицины, коммерциализацией медицинских услуг. Сам он недавно пережил операцию и испытал на себе, что значит оказаться объектом на некоем высокотехнологичном «конвейере», где на каждом этапе новый медработник делает свои манипуляции, и за больного отвечает не конкретный врач, а медицинская организация, подчиняясь «тирании протоколов и стандартов». Митрополит Антоний на своем опыте показывает, что защита от этой тотальной дегуманизации – в «метанойе – изменении ума самого врача, который может превратить медицинскую процедуру в подлинную Встречу с большой буквы, опосредованную Христом», в «осознании себя в служении Богу и людям».
Новая книга – «антидот от профессионального выгорания медработника», так звучит второй аргумент Шевченко. И совет митрополита Антония может показаться парадоксальным: он предлагает «выгорающим» не отдыхать больше или сменить работу, не отгородиться от чужого страдания, а наоборот – «встретить страдание больного таким образом, чтобы самому не сгореть, а стать сильнее». Митрополит Антоний предлагает принцип сочувствия: для него естественно, что врач должен чувствовать свою боль от чужого страдания, и это основа медицинской деятельности, считает выступавший. «Профессионализм врача обязательно должен включать в себя не только знания, но и жертвенную христианскую любовь, готовность взять на себя ответственность, мужество быть рядом с чужим страданием, именно это – мужество во имя любви – и предохраняет от выгорания», – сказал он.
И третья важная причина обратиться к этой книге – разговор о смерти, который обстоятельно ведет митрополит Антоний. «Глубоко личностный аспект умирания», необходимость соприсутствия с умирающим, понимание его боли и страдания – то, что митрополит Антоний противопоставляет современной культуре, изгоняющей смерть из общественного сознания. «В этой книге мы не найдем четких указаний, как говорить о смерти, но найдем нечто большее – христианский ответ на умирание и смерть, философию и практику соприсутствия, которое делает наше общение с умирающим более человечным и менее разрушительным для нас самих», – сказал Шевченко.
На презентации выступили также другие врачи, прочитавшие книгу. Для акушера-гинеколога Ирины Домрачевой важно, как митрополит Антоний объясняет любовь к пациентам – «это не сентиментальное чувство, а наше деятельное участие, стопроцентная вовлеченность в человека, независимо от того, сколько времени мы можем ему уделить». Еще ее потрясла мысль митрополита Антония об исцелении – это восстановление целостности, нарушенной болезнью, это дар, который Бог дает человеку руками врача, и выздоровевший «должен воспользоваться этим даром со всей ответственностью». Алексей Тимофеев — ведущий научный сотрудник НИИ трансляционной медицины Пироговского университета, врач клинической лабораторной диагностики РДКБ, также обратил внимание на те места в книге, которые «больше всего затронули совесть и душу»: это размышления митрополита Антония о смерти, о «вере пациента в добротность врача», о мужестве и трусости.
Светлана Данильчева, руководитель проекта сопровождаемого проживания «Дом с маяком», рассказала о своем опыте: в последние часы жизни ее маленькой дочки в реанимации ей очень помогло поддерживающее поведение врачей, которые и после смерти ребенка позволили ей пережить «прощание в абсолютной полноте», что не предусмотрено в больницах. В этот момент и состоялась та Встреча с Богом, о которой так много говорил митрополит Антоний. «Этот момент ни с чем нельзя перепутать, если ты уже пустил Бога в эту ситуацию, дальше ты начинаешь Его искать», – сказала выступавшая, и эти поиски привели ее к удочерению паллиативной девочки Ульяны. Несмотря на то, что специалисты не исключали скорой смерти для нее, сейчас девочка живет в семье и стала для всех «концентратом радости». «Видеть человека, а не его болезнь – это центральное в том, что говорил митрополит Антоний, – сказала Данильчева. – Хочется, чтобы на людей с ограниченными возможностями смотрели, в первую очередь, не через призму их ограничений… Если смотреть на этих детей с Божественной точки зрения, то важно помнить, что каждый человек нужен таким, каким он родился. Опрометчиво думать, что более полноценные больше нужны и ценны в этом мире, чем люди, которые имеют меньше возможностей».
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|