Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9 декабря

Презентация книги А. Шмаиной-Великановой «Жертва. Милость. Поэзия». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Репортажи

VII международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных» состоялась в Москве

02.12.2025 12:18 Версия для печати

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Москва, 2 декабря, Благовест-инфо. VII международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных: концепции психических заболеваний и стратегии помощи в диалоге духовенства и психиатров» состоялась 28-29 ноября в Москве, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП). Форум организован по инициативе Комиссии по церковному просвещению и диаконии Межсоборного присутствия РПЦ. Соорганизаторами являются ОВЦС МП и ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» (далее НЦПЗ). Как и предыдущие конференции, этот форум проходит при поддержке благотворительной организации «Помощь Церкви в нужде» (Kirche in Not).

Междисциплинарный форум ежегодно собирает психиатров, психологов, специалистов социальной сферы, священнослужителей – представителей Русской Православной Церкви, Римско-Католической Церкви, Древних Восточных Церквей. В этом году в конференции приняли участие докладчики из разных городов России, а также из Испании, Италии, Швейцарии, Эфиопии, Индии, Армении, Египта, Белоруссии. Всего было заявлено более 30 докладов.

С приветствием к собравшимся обратился многолетний куратор и модератор этих конференций митрополит Сергий (Фомин). Он подчеркнул, что задача седьмого по счету форума – «вместе попытаться преодолеть устаревшие и тупиковые исторические концепции психических заболеваний и утвердить новый, целостный подход, открывающий пространство для подлинной синергии Церкви и психиатрии». Актуальность этих усилий не ставится под сомнение: только по официальным данным ВОЗ, нарушениями психического здоровья страдают более миллиарда жителей планеты, и причины этой беды только нарастают. Необходимо сформировать интегральную концепцию подобных заболеваний, которая признает «существование духовного ядра человека» и обращается к больному не только как объекту усилий врачей, но как к «страдающей цельной личности».

Петр Гуменюк, руководитель отдела по взаимоотношениям с Россией, Средней Азией и Кавказом «Kirche in Not», приветствовал собравшихся от имени этого благотворительного фонда. Он также обратил внимание на «неутешительную статистику» роста психических заболеваний во всем мире, что подтверждает актуальность и «острую необходимость скоординированного активного сотрудничества всех общественных сил в помощи людям, страдающим психическими расстройствами, и их близким». В частности, в деле заботы о таких людях необходимо объединить «многовековой опыт христианских религиозных общин и достижения современной медицины, совершенствуя пастырскую помощь, заботясь о духовном состоянии и пациента, и врача», отмечено в тексте. Подчеркивается, что научные исследования последних лет в разных странах свидетельствуют: «вера играет важную роль в предотвращении психических расстройств, снижении их распространенности, достижении максимальной эффективности терапии, а также улучшении исходов заболеваний». Поэтому ежегодные конференции стали важной площадкой для диалога между наукой и верой, для укрепления взаимопонимания и соработничества тех, кто призван помогать страждущим от душевных недугов. Задачей мероприятия является также «интеграция различных подходов и развитие сотрудничества на международном уровне». Конференция названа «уникальным межконфессиональным форумом, позволяющим обсуждать общие для наших Церквей проблемы и совместно искать решения». В этом обсуждении год за годом проявляются «общая заинтересованность, единодушие и взаимопонимание», что можно считать «визитной карточкой» этой работы и свидетельством готовности к продолжению сотрудничества. Приветствие П. Гуменюка зачитала куратор конференции, сотрудница ОВЦС Маргарита Нелюбова.

«Важно, что работа этой конференции, которая имеет прорывное значение, проходит в международном и межконфессиональном взаимодействии», – отметил в своем приветствии секретарь ОВЦС по межхристианским связям иеромонах Стефан (Игумнов).

Участников приветствовали также сомодератор конференции профессор Василий Каледа, замдиректора НЦПЗ, председатель секции Российского общества психиатров по клинической психиатрии религиозности и духовности, и протоиерей Валентин Васечко, зампредседателя Учебного комитета РПЦ.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Религиозность/духовность и психические заболевания

Представитель Всемирного совета Церквей Манош Куриан, директор Комиссии Церквей по вопросам здоровья и исцеления (Женева, Швейцария) представил видеодоклад «Жизнь по Никейскому Символу веры: значение для исцеления и попечения о больных». Символ веры – это своеобразная линза, через которую можно увидеть каждого человека «как возлюбленного Богом, достойного включения, сопровождения и надежды», отметил докладчик. Разбирая каждый член Символа веры, он показал, как осмысление этого текста может направить Церковь «к более заботливым практикам попечения о душевнобольных», «поддержать страдающих, противостоять стигматизации, воплотить исцеляющую любовь Христа в современном мире».

Священник Венсеслао Виаль Мена, профессор Университета Святого Креста (Италия, Рим) в докладе «Сила в надежде: психологическая устойчивость и христианская духовность» подробно рассмотрел все характеристики христианской надежды, эволюцию и суть этого понятия, которое вовсе не тождественно оптимизму. Докладчик считает, что надежда на Божие спасение помогает «выработать стратегию преодоления невзгод и болезни», «принимать неопределенность в доверии Богу». Это дает устойчивость, которая есть не просто сопротивляемость стрессам и обстоятельствам, но «трансформация, и ее можно взращивать, она проживается через любовь и обновляет нас изнутри», отметил священник.

Понятие психологической устойчивости и ее связи с религиозными убеждениями использовала в своем докладе и Ремонда Эшая Армиа, кандидат наук в области психического здоровья, доцент Университета Дахука, Ассирийская Церковь Востока (Республика Ирак). Она рассказала об исследовании на тему «Религиозные убеждения и их связь с психическим здоровьем». По его результатам, в частности, было доказано, что «позитивные религиозные убеждения при правильном подходе способны обеспечить эффективные механизмы, которые могут применяться в качестве моделей консультирования в психотерапии». Необходимо продолжать эти исследования в стране, пережившей много «политических катаклизмов», и где жители нуждаются в помощи и исцелении, отметила докладчица, подчеркнув также особую актуальность сотрудничества религиозных деятелей, психологов и психиатров.

Доклад доцента кафедры богословия Московской духовной академии протоиерея Павла Великанова «Бён-Чхоль-Хан о "заключенности" как критерии нормы и патологии» вызвал оживленную дискуссию, в ходе которой обсуждалось ключевое понятие концепции немецкого философа корейского происхождения. По словам о. Павла, «заключенность» предполагает способность устанавливать психологические границы, сказать «нет» «самоэксплуатации в обществе усталости и успеха», научиться принимать смерть как завершенность, в пределе – обрести целостное Я и в любви отказаться от него ради Другого. «"Заключённость" – структурная способность психики к оформлению», и образ ее – шаббат, когда отринуты мирские заботы, и можно сделать «квантовый скачок в иное бытие, где Бог действует без препятствования со стороны человека». Философ утверждает, что достичь психического здоровья возможно «только через обретение способности ничего не делать, обучение созерцанию, "шаббатную усталость" как одухотворяющую норму». Концепцию «восстановления "«заключённости" как действенной психотерапии» священник считает достойной внимания.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Транскультуральные аспекты

В этом году на конференции особое внимание было уделено вопросам культурного (или культурального) подхода в психиатрии. Несколько докладов были сделаны сотрудниками отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ. Ольга Борисова в докладе «Роль религиозности в транскультуральных исследованиях в психиатрии» говорила о необходимости понимания культуры пациента с учетом его религиозных и духовных представлений для выбора тактики оказания психиатрической помощи. Следует учитывать целый комплекс представлений больного, от национальных особенностей до представлений о мироздании, коллективной памяти и т.д. Так, границы между нормой и патологией в разных культурах различны для определенных типов симптомов и поведения, а религиозность участвует в «объяснительных моделях болезни» и формирует «как бы культурную линзу», через которую человек воспринимает мир, включая симптомы психического расстройства.

Пример учета культуральных критериев для клинической практики содержался в докладе Анны Алексеевой «Транскультуральные аспекты религиозного бреда». Она показала, что распространенность такого бреда зависит от степени религиозности культуры (например, 50% – в католической Мексике, 44% – в исламской Малайзии), от исторического контекста и т.д. Всю совокупность культурных факторов необходимо учитывать при работе с пациентами из различных этнических и культурных групп для разработки «культурно-чувствительных терапевтических подходов», оказания как медицинской психотерапевтической, так и пастырской помощи душевнобольным.

Проблема стигматизации психических больных поднималась на конференции с разных сторон. В докладе Григория Копейко, руководителя отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ, и его коллеги Татьяны Владимировой стигма рассматривалась в транскультуральном и религиозном аспектах. Был сделан обзор отношения к больным в разных странах и религиозных традициях; показано, что стигма может быть как внешняя, так и внутренняя (самостигматизация), и обе они в любых своих формах имеют тяжелые последствия для душевнобольных. Борьба со стигмой – это не только медицинская, но и социально-культурная задача, требующая совместных усилий ученых, клиницистов, общества и религиозных лидеров, делают вывод авторы доклада. 

С докладом «Объяснительные модели здоровья и болезни в различных культурах и религиозных традициях» выступила также Екатерина Гедевани, старший научный сотрудник отдела транскультуральной психиатрии НЦПЗ.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Вопросы взаимодействия священнослужителей, врачей и психологов

Иподиакон Армянской Апостольской Церкви Давид Бекназарян, кандидат медицинских наук, врач высшей категории, выступил с сообщением «Пределы компетенции духовенства и психиатров». Он четко описал задачи врача-психиатра и священнослужителя, помогающих душевнобольным, и показал, что они могут успешно сотрудничать, особенно после купирования острого состояния: «психиатр исследует патологию, не делая духовных выводов, а священник наставляет и помогает человеку исцелиться, не вмешиваясь в терапию». Суть подхода, «одновременно гуманного, научного и духовно-чуткого», докладчик выразил словами отца Александра Меня: «Истинное различение – это не просто распознавание симптомов, но и забота о целостности души и тела человека».

Такое же четкое разграничение и вместе с тем – модель сотрудничества священника, психотерапевта и психиатра в помощи психически больным описал в своем докладе представитель Коптской Церкви священник Рафаэль Тауфик Захер. Он рассмотрел несколько кейсов (по видам психических заболеваний) и показал на конкретных примерах, как может «работать» интеграция помогающих специалистов. Священник рассказал о том, как в Коптской Церкви разрабатывается «сбалансированная модель душевного здоровья» на основе святоотеческого наследия и с учетом новейших достижений медицины. «Такая интеграция предоставляет и лечение, и уважительный подход к человеку и подготавливает его к вечной жизни», – заключил докладчик.

Эта тема поднималась в ряде других докладов – например, священник Николай Устинов, клирик храма преп. Евфросинии Московской в Котловке, руководитель Душепопечительского центра им. сщмч. Владимира (Богоявленского), аспирант Сретенской духовной академии, выступил с сообщением «Взаимодействие священнослужителя и врачей-психиатров: богословско-антропологическое осмысление болезни в мультидисциплинарном подходе».

О том, как конкретно может проявляться мультидисциплинарный подход и взаимодействие медиков и духовенства, рассказала Любовь Пищикова, руководитель отделения геронтопсихиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского в докладе «Этические и духовные аспекты деменции». В частности, она отметила, что Синодальная комиссия РПЦ по биоэтике изучает разработанный в Элладской Православной Церкви документ «Богословские и этические аспекты деменций». Принципиальное положение православного подхода – «образ Божий не утрачивается при деменции». Отсюда вытекает братское христианское отношение к таким больным, борьба с их стигматизацией, «особое величие» служения тех, кто за ними ухаживает, а также необходимость заботы церковной общины об одиноких людях с деменцией и содействие в обращении их за медицинской помощью.

Пастырская психиатрия и подготовка будущих священнослужителей

Во многих выступлениях поднималась тема подготовки священнослужителей, каждый из которых в своем приходе сталкивается с душевнобольными. Эта тема освещалась в докладе профессора Василия Каледы «Современные концепции психических заболеваний и проблемы подготовки священнослужителей в области пастырской психиатрии». Во второй части доклада он отметил, что для подготовки пастырей в Русской Православной Церкви уже есть все необходимое: принят документ Межсоборного присутствия РПЦ «Попечение Церкви о душевнобольных», работают курсы повышения квалификации священнослужителей, подготовлен междисциплинарный учебный курс «Пастырская психиатрия». Но преподается он только в Свято-Тихоновском университете, Московской духовной академии, в нескольких епархиальных семинариях, однако его все еще нет в Санкт-Петербургской академии и во многих семинариях. «Я мечтаю о том времени, когда в каждом учебном заведении РПЦ будет подобный курс», – сказал Каледа.

Обучению священнослужителей Эфиопской Православной Церкви посвятил свой доклад священник Тэводрос Менгисту. По его словам, отсутствие «моста» между Церковью и клиниками психического здоровья остро ощущается в Эфиопии, где число душевнобольных, как и во всем мире, растет. Поскольку священник во многих случаях оказывается «первым реагирующим» на проявления болезни, ему необходимо распознавать симптомы, чтобы направить такого человека к врачу. С целью интеграции духовных практик с психотерапией и психиатрией в Эфиопии создан обучающий курс, в основе которого лежит комбинированная модель, вдохновленная «Василиадой» – так называют комплекс медицинских и социальных учреждений, созданный в IV в. святителем Василием Великим в Кесарии Каппадокийской. «Важно, что наш курс основан не на западной модели, а на нашем исконном святоотеческом опыте», – отметил докладчик.

Актуальные вопросы подготовки будущих священников к попечению о душевнобольных были затронуты также в докладах священника Рафаэля Тауфик Захера (Коптская Церковь) и Бориса Воскресенского, доцента медицинского университета им. Пирогова – «Некоторые аспекты преподавания психиатрии в духовном учебном заведении».

Не только священнослужителей, но и медиков, и психологов нужно готовить к сотрудничеству в помощи психически больным. Доктор психологии Жоан Д'Авила Хуанола Кадена (Университет Абат Олиба CEU, Барселона, Испания) в докладе «Гуманизация психологии через христианскую антропологическую подготовку будущих психологов» показал, что современное обучение психологов все больше принимает «исключительно клинический подход», как будто они будут иметь дело «с патологиями, а не с людьми». Необходимо в большей степени включать в подготовку специалистов христианскую антропологию, которая затрагивает фундаментальные человеческие темы: зло, свобода, смысл жизни, что создает условия для «адекватного терапевтического прогресса».

«Если психотерапевт не является верующим человеком, он ограничен в психотерапевтическом воздействии, он может добиться лишь кратко- или среднесрочного эффекта», – поддержал мысль испанского коллеги Максим Пальчиков, доцент кафедры психиатрии Воронежской медицинской Академии им. Бурденко. В докладе «Точки соприкосновения между религией и психотерапией: исповедь, психотерапевтический процесс, семейная терапия» он также коснулся вопросов взаимодействия священнослужителя с медиками и психологами и поделился соображениями о сходстве в концепциях различных направлений психотерапии и религиозных таинств.

Влияние экстремальных социальных ситуаций на психическое здоровье

Ежегодные конференции бывают посвящены выбранной магистральной теме, но всегда есть ряд докладов, в которых исследователи и практики обращаются к острым вопросам на злобу дня. Так, постоянные участники конференций – психиатры из Военно-медицинской академии им. Кирова (Владислав Шамрей, Евгений Курасов, Александр Колчев) выступили с сообщением «Основные принципы проведения духовно-ориентированной терапии комбатантам», а их коллега Наталья Рутковская проанализировала особенности религиозности пациентов с психическими расстройствами – участников специальной военной операции. Психиатры из Российского университета медицины Минздрава России Наталья Осипова и Ирина Машкова представили доклад «Клинико-психологические подходы к пониманию боевой психической травмы».

Проблемам подросткового возраста на подобных конференциях также всегда уделяется внимание. Мар Альварес Сегура, профессор Университета Абат Олиба CEU и сотрудник больницы Сан-Жоан-де-Деу (Барселона, Испания), в докладе «Психодуховная интеграция подростка с посттравматическим стрессовым расстройством» на примере многолетней психологической работы с девочкой, пережившей сексуальное насилие в семье, показала значение «преобразующих переживаний», которые помогают «обрести смысл, избежать эгоцентрического ухода в себя, требуют духовной открытости» и могут кардинально изменить жизнь.

«Опыт Белорусской Православной Церкви в пастырском сопровождении семьи, где ребёнок совершил самоубийство. Причины суицидального поведения несовершеннолетних» – с таким докладом выступили специалисты из Минска: психиатр Наталья Громова и протоиерей Павел Сердюк.

Представительница Маланкарской Церкви, психолог из Индии Эшли Мариам Пуннус (колледж св. Иоанна Берхманса, штат Керала) познакомила собравшихся со своим исследованием психологического состояния небольшой группы вдов-христианок. Она отметила повышение ответственности, становление самосознания и возможность психологической адаптации этих женщин, тяжело переживающих потерю супруга.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Многие доклады оживленно обсуждались как на конференции, так и в кулуарах. Доклады будут опубликованы в сборнике, который ежегодно выходит по итогам конференции.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»