

|
Конференция «Современный храм и идентичность российского искусства» состоялась в Российской академии художеств

Фото: blagovest-info
Москва, 25 ноября, Благовест-инфо. Научно-практическая конференция «Современный храм и идентичность российского искусства» состоялась 20-21 ноября в Российской академии художеств (РАХ) в рамках ежегодных XXXVI Алпатовских чтений. Искусствоведы, архитекторы, иконописцы, художники-монументалисты обсуждали проблемы храмового строительства в современной России и развития всех видов и жанров церковного искусства. В рамках конференции состоялось открытие выставки «Современная и классическая архитектура храмов традиционных конфессий» в Музейно-выставочном комплексе РАХ.
Конференция посвящена одной из наиболее острых и насущных проблем российского искусства – художественному миру Русской Православной Церкви в XXI столетии: осмыслению художественного образа вновь возводимых церквей и содержательных смыслов их убранства, основанного на взаимодействии различных творческих направлений. Как отмечается в пресс-релизе конференции, не менее важным вопросом остается определение культурного кода современного российского церковного искусства и строительства. Обсуждалась также проблема национальной идентичности в русском церковном искусстве и зодчестве не как «совокупности имманентных качеств», а с точки зрения «исторического процесса многовекового накопления художественных свойств и формирования смыслов, насыщающих душу российского народа».
Участников приветствовали известные вице-президенты РАХ: В. Калинин, Т. Кочемасова, А. Золотов. Священник Владислав Мишин, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, напомнил слова И.Э. Грабаря «Россия – страна зодчих» и пожелал всем причастным к церковному зодчеству, чтобы «архитектурные добродетели» стали неотъемлемой принадлежностью современной храмовой архитектуры.

Фото: blagovest-info.ru
Далее выступили священники-архитекторы. Протоиерей Андрей Юревич, начальник Отдела архитектуры Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии (ФХУ МП), почетный член РАХ, отметил те существенные изменения, которые произошли за 35 лет в сфере храмового строительства: восстановлен храм Христа Спасителя, созданы кафедра храмового строительства в МАрхИ и совет по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, а также Отдел архитектуры при ФХУ МП, проходят многочисленные выставки и конференции, началась и плодотворно продолжается внутрицерковная дискуссия о храмовом строительстве. Особенно важно, что эта дискуссия вышла на академический уровень, что придает церковной архитектуре новый творческий, научный и исследовательский импульс, считает о. Андрей.
Несмотря на то, что за 35 лет возрождения Церкви в России многое изменилось в храмовом зодчестве, «мы все еще в состоянии ученичества», отметил архимандрит Александр (Федоров), настоятель Петропавловского собора в Петербурге, профессор СПбДА, доктор архитектуры. Он высказал несколько пожеланий современным храмостроителям. Во-первых, избегать крайностей: «не уйти в отрыв от традиций», но и не копировать памятники прошлого, чтобы каждый храм был индивидуальным. Во-вторых, учитывать связь строительства храмов с практикой современного градостроительства («сейчас они идут в противофазе»). В-третьих, распространять опыт обучения храмостроительству в МАрхИ на другие вузы, вводя соответствующие программы в учебный план. И наконец, необходимо, чтобы архитекторы, работающие над проектом храма, помимо профессионализма, обладали литургическим опытом, чтобы «служение архитектора было и церковным служением».
Модератор конференции Дмитрий Швидковский, академик-секретарь Отделения искусствознания и художественной критики РАХ, вице-президент РАХ, президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН), ректор МАрхИ, поделился общими соображениями о храмовой архитектуре. По его словам, она возникла 35-30 тыс. лет назад, «с момента зарождения сознания», когда человечество «в разных формах продвигало идею монументального выражения своих представлений о Боге и космосе». «Разговоры с Богом – в основе искусства», – отметил академик, и показал это на примере эволюции архитектурных форм от святилищ типа Стоунхенджа до Храма Гроба Господня. К Х веку окончательно сложилась «концентрация мысли о мироздании, о Боге и человеке», и именно в это время Русь приняла христианство, а формирующаяся архитектура в домонгольский период стала «говорящей». Потом, из-за татарского нашествия, она утратила это свойство, но продолжала развиваться и вынужденно остановилась в России после 1917 г. «на потрясающем уровне» – об этом свидетельствуют более 400 русских церквей по всему миру, большинство из которых построены по мотивам древнерусского зодчества.
Кандидат архитектуры Сергей Борисов заведует той самой первой в России кафедрой «Храмовое зодчество» в МАрхИ. Он рассказал о работе кафедры по нескольким направлениям: это кодификация образцовых проектов, интерпретация исторической храмовой архитектуры и новаторского направления, работа над шатровыми и высотными композициями, развитие темы «национально-ориентированного модерна». Говоря об уникальной программе строительства московских храмов, он привел статистику: уже построено 260 храмов, 43 строится, 18 проектируется, а в разработке находится еще 130 земельных участков. Докладчик представил несколько проектов, созданных на кафедре для этой программы, – «от традиционных до фантазийно-футуристических». Задача преподавателей и студентов кафедры – «создание новых неповторяющихся храмов на основе традиций», отметил он.
Академик архитектуры Михаил Мамошин (РАХ, РААСН, МААМ; Санкт-Петербург) раскрыл тему «Современное храмовое строительство в Санкт-Петербургской митрополии в рамках традиций и канонов» на примерах из собственной практики. Он продемонстрировал несколько своих проектов, сопровождая каждый из них примерами из соответствующих стилей прошлого. Так, часовня рядом с местом дуэли Пушкина на Черной речке ориентируется на классические образцы, кафедральный Архангельский собор в Архангельске – на зодчество Русского Севера, Свято-Духовский храм в Коломне – на мотивы «псковско-новгородской идентичности», а храм в пос. Шушары вдохновлен постройками Кекушева и т.д.
Ряд примеров современных храмов с отсылками к их историческим прототипам привела также доктор искусствоведения, академик РАХ Ирина Бусева-Давыдова. В докладе «О некоторых направлениях в современном храмовом зодчестве» она сделала обзор архитектурных практик с 90-х гг., когда магистральной линией была стилизация под древнерусское зодчество, до разнообразия современных стилей. Искусствовед критически относится к идее детальной регламентации храмового строительства, а также к продолжающимся попыткам копировать древние образцы. «В будущем храмовая архитектура будет не копированием, а вполне современной архитектурой, соответствующей требованиям и идеалам христианства», – сказала она.
На конференции обсуждались как общие вопросы и тенденции благоукрашения современных храмов (Вера Ивановская, Дмитрий Трофимов), так и различные его виды. Так, ряд докладов был посвящен храмовым росписям. Народный художник РФ, вице-президент РАХ Евгений Максимов рассказал о том, как в 90-е гг. начались работы по росписи храмов Оптиной пустыни. Что касается стилистики, то тогда «о новаторстве мы даже не думали, была необыкновенная тяга к древнерусскому искусству», вспоминал художник. Первые иноки возрожденной обители, имеющие художественное образование, отправились в командировку по древним храмам, чтобы изучить образцы для подражания. Важная часть воспоминаний – это рассказ о том, как «на ощупь», методом проб и ошибок, возрождали художники забытую технику фрески, как искали рецепты штукатурки, как работали бесплатно, «из любви к искусству». Максимов отметил также, что в Оптину во время этих работ приезжали художники со всей России, чтобы приобщиться к новому опыту.
Монументальным росписям посвятили свои доклады Надежда Мухина, рассказавшая о работе своего отца Николая Мухина, Маргарита Плиева (об особенностях росписей храма Новомучеников и Исповедников Российских в Беслане), Анна Павлова («Церковная стенопись русского классицизма: прошлое и настоящее»), Юлия Белова (о росписях Спасо-Преображенского собора Владивостока). Украшение храмов в технике мозаики, эмалевых икон, а также особенности отдельных памятников, проблемы реставрации и воссоздания утраченных храмов – эти и другие вопросы обсуждались на конференции.
В Музейно-выставочном комплексе РАХ состоялось открытие выставки «Современная и классическая архитектура храмов традиционных конфессий». В экспозиции представлены архитектурные макеты, графические и мультимедийные материалы Центра классической и традиционной архитектуры МАрхИ, раскрывающие богатство традиций и современный взгляд на храмовое зодчество.

Фото: blagovest-info
Особое внимание уделено масштабному проекту ансамбля Межрелигиозного духовного культурно-просветительского центра в Новой Москве, в котором планируется возвести храмы разных религий.

Фото: blagovest-info
Проекты современных храмов демонстрируются таким образом, чтобы их можно было представить в контексте современной жилой застройки.

Фото: blagovest-info
Важный раздел выставки – проекты реконструкции известных московских церковных памятников прошлого, уничтоженных в советский период: колокольни Страстного монастыря, церкви Николы Большой Крест на Ильинке, знаменитого храма Успения на Покровке. Их макеты также встроены в современную застройку центра столицы.
В отдельном зале демонстрируются архитектурные рисунки храмов, спроектированных в разных стилях: классическом, неорусском, псковском, стиле «русского узорочья», северного модерна и т.д.
Выставку можно посетить до 30 ноября.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|