

|
Конференция, посвященная 100-летию кончины святого Патриарха Тихона, проходит в ПСТГУ

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 20 ноября, Благовест-инфо. Научная конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона» проходит 18–20 ноября в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). Конференция открылась в историческом здании Московского Епархиального дома (ныне Главный корпус ПСТГУ), в котором в 1917–1918 гг. под председательством святителя Тихона проходил Всероссийский поместный собор, избравший его кандидатом на патриарший престол.
Форум призван подвести итоги многолетней научной деятельности, посвященной изучению подвига предстоятеля Русской Православной Церкви эпохи революционных потрясений и спровоцированных ими церковных расколов. На конференции рассмотрены этапы его служения в России и за границей, а также исторические события, в контексте которых ему и его сподвижникам пришлось совершать свой жизненный подвиг, отмечается в пресс-релизе мероприятия. В программе – 20 докладов, с которыми выступают представители духовных школ, академических и светских учебных заведений из Москвы и других городов России. Модератор конференции – доктор теологии и церковной истории, главный научный сотрудник ПСТГУ, священник Александр Мазырин.
Торжественное открытие конференции состоялось 18 ноября, в рамках актового дня ПСТГУ, содержательная часть началась на следующий день. С первым докладом «Патриарх Тихон о пастырском служении: новаторство и традиционализм (на материале «Поучения к новопоставленному иерею»)» выступил протоиерей Олег Агапов, доктор богословия (Самарская духовная семинария). Будучи литературоведом по светскому образованию, он проанализировал «Поучение» с точки зрения Тартуской семиотической школы, используя «метод медленного чтения». В коротком тексте, который епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон написал в 1900 г. при рукоположении священника, о. Олег обнаружил скрытые цитаты из отцов Церкви, истолковав это как проявления традиционализма. Что же касается новаторства, то оно, по мнению докладчика, проявляется в первой же строке – в обращении к новопоставленному «возлюбленный». Такое обращение, когда архиерей «как бы духовно обнимает» собрата, не характерно для русской традиции Синодального периода, тем более для того типа отношений внутри иерархии, который сложился на рубеже XIX–XX вв. В этом же тексте епископ Тихон акцентирует внимание на приоритете «внутреннего делания», «хождения перед Богом», а не только на соблюдении церковных канонов.
Далее выступали историки. Александр Петров (ИВИ РАН, МГЛУ) в докладе «Деятельность святителя Тихона на Аляске в контексте взаимодействия с Соединенными Штатами Америки» говорил о преемственности первых православных миссий на Аляске, миссионерской и просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) и пастырского служения епископа Тихона. Последний «получил на Аляске административную закалку», умело взаимодействовал с приходами, расположенными на большом расстоянии друг от друга, проявлял «гибкость, находил нетрадиционный подход к разным людям», общался с католическими и протестантскими миссионерами – «дружелюбно, но настойчиво». «Его целью было найти путь к сердцу каждого человека, так как на Аляске без этого элементарно не выжить. Святитель Тихон не только сохранил, но и приумножил наследие православных миссионеров в Америке», – подытожил докладчик.
Федор Гайда (МГУ им. М.В. Ломоносова, ПСТГУ) проанализировал политические взгляды святителя Тихона до революции 1917 г. на всех этапах его епископского служения. Так, в Польше епископ Люблинский был вполне лоялен по отношению к политическому курсу активной русификации, хотя и не стремился публично высказываться на эту тему. В 1905 г. в США, «в разгар либерализма», архиепископ Алеутский и Североамериканский произнес проповедь в годовщину коронации Николая II, в которой говорил о самодержавии как наиболее соответствующей духу России форме правления, подчеркивая его «неформальный характер», поскольку оно основано «на любви подданных к государю». С 1907 г. по 1913 г. святитель находился на Ярославской и Ростовской кафедре. В период политического противостояния в этих краях, когда сторонники «юридического либерализма» конфликтовали с активистами Союза русского народа, он, будучи почетным председателем этого черносотенного движения, каким-то образом смог «успокоить губернию», снять накал противостояния (за что был избран почетным гражданином Ярославля – уникальный для епископа случай). Далее, на Виленской кафедре, во время Первой мировой войны, он оказался в гуще национальных конфликтов, которые пытался умиротворить. Его приверженность консервативно-монархическим ценностям публично проявилась в молебне о здравии императора, который он отслужил по инициативе черносотенной организации и который был «воспринят как политическая акция». Таким образом, к поместному собору 1917 г. он пришел в качестве митрополита Московского и Коломенского, не изменяя своему «вполне монархическому сознанию», но при этом «не желая участвовать в политических играх», заключил докладчик.
Андрей Кострюков (ПСТГУ) выступил с сообщением «Память о Патриархе Тихоне в русской эмиграции». Он описал реакцию разных деятелей церковного русского зарубежья на так называемое завещание Патриарха Тихона, в котором тот призывал к лояльности по отношению к большевистской власти. Подлинность этого текста в зарубежье не признавали или считали, что он подписал его под давлением. Поначалу, во второй половине 1920-х гг. иерархи РПЦЗ «чтили святителя Тихона, но на соборном уровне признавали его ошибки, его вынужденные уступки большевикам». В 1930-е гг. стало преобладать отношение к святителю как к исповеднику, а критика звучала все реже. В начале 1940-х гг. глава РПЦЗ митрополит Анастасий (Грибановский) «ссылался на пророчества Патриарха Тихона наравне с пророчествами святых»; в 1950-е он же уже «полностью оправдывал действия Патриарха» – это была «фактическая заявка на канонизацию». С 1964 г. в РПЦЗ началась подготовка к канонизации, в 1974-м на III Всезарубежном соборе Патриарх Тихон назван в числе мучеников, а в 1981 г. официально канонизирован. Докладчик добавил, что в Западноевропейском экзархате тоже со временем сложилось отношение к Патриарху Тихону как к святому, «там никто не оспаривал его исповеднический подвиг».
Глеб Запальский (МГУ им. М.В. Ломоносова) в докладе «Патриарх как церковный монарх в дискуссиях на Соборе 1917–1918 гг. и вокруг него» рассказал о бурной внутрицерковной полемике, которая велась в основном на политическом языке. После Февральской революции и свержения самодержавия любые ассоциации с царизмом воспринимались резко негативно, даже в церковной среде (вплоть до предложений изменить начало молитвы Святому Духу «Царю Небесный…» и замазывания корон на иконах). Идея восстановления патриаршества у многих вызывала опасения из-за возможного появления фигуры «церковного царя». Нападкам подвергалась не только сама эта идея, но и «монархизм» епископов; этому противопоставляли концепцию «народоправства в Церкви, наподобие Совета депутатов». Сторонники же патриаршества (их считали «скрытыми монархистами») обосновывали свои резоны: про необходимость структуры управления в Церкви, фигуры патриарха для международного представительства, объясняли, что патриарх – «это не про власть, а про служение», и напоминали, что именно монархия в свое время упразднила патриаршество. Когда эта точка зрения победила и соборяне приняли решение о восстановлении патриаршества, сама процедура избрания, как считает Запальский, «позволила снять противоречия»: голосование на первом этапе – это был «как бы демократический инструмент», а жребий – «проявление Божьей воли». Докладчик отметил, что после избрания Патриарха Тихона дискуссия о монархизме «была свернута».
Священник Евгений Агеев (ПСТГУ) представил свое исследование об организационной деятельности Высшего церковного управления (ВЦУ) во главе с Патриархом Тихоном в 1918 г. Этот орган был сформирован поместным собором, некоторое время он работал вместе с Синодом, а в начале февраля 1918 г. в Соборной палате произошла передача полномочий от Синода к ВЦУ. Докладчик подробно рассказал о том, как работал этот совершенно новый орган церковного управления, какова была его структура, какие вопросы он решал, преодолевая беспрецедентные трудности в условиях фактически начавшейся гражданской войны.
О том, как в условиях гражданской войны жила Церковь на юге России, как складывалось там отношение к поместному собору и восстановлению патриаршества в 1917–1920 гг., рассказала историк Юлия Бирюкова (Донской ГТУ). Взаимоотношениям Патриарха Тихона с атеистической большевистской властью посвятили свои доклады священник Сергий Иванов и Ирина Воронцова (ПСТГУ). Историк Константин Обозный (СФИ) сделал доклад «Взаимоотношения св. Патриарха Тихона с православными братствами».
20 ноября в докладах будет продолжена тема служения святителя Тихона в Америке, борьбы советской власти с патриаршей Церковью; будут обсуждаться проблемы духовной жизни и церковного образования после поместного собора, а также ряд других аспектов, связанных с личностью и деятельностью Патриарха Тихона и памятью о нем.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|