Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9–14 декабря

Рождественский фестиваль «Артос». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 декабря

Открытие рождественской выставки «Дары волхвов». Москва

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

Все »









Статьи

Церковь в усадьбе зодчего Осипа Бове

14.11.2025 14:12 Версия для печати

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Искусствоведы и историки архитектуры называли храм в селе Архангельском одним из лучших произведений московского ампира. Автором проекта церкви был знаменитый зодчий Осип Бове. Этот подмосковный храм был построен в 1822 году, он послужил образцом для других церквей, которые в дальнейшем проектировал Бове, отчасти и для известной Скорбященской церкви на Ордынке в Москве.

Село Архангельское в настоящее время относится к Рузскому району Московской области, хотя расположено примерно на одинаковом расстоянии от трех старинных подмосковных городов: Рузы, Можайска и Вереи. Исторически село относилось к Верейскому уезду и называлось Трубетчином, так как принадлежало роду князей Трубецких. После кончины одного из князей этой фамилии имение перешло его вдове Евдокии Трубецкой. Впоследствии она вышла замуж второй раз – за молодого академика архитектуры Осипа Бове. С этого времени Архангельское и стало его имением. По собственным проектам Бове возвел здесь каменную церковь и деревянный господский дом, который до настоящего времени, однако, не сохранился.

До постройки каменного храма в селе Архангельском была старая деревянная церковь, которая именовалась «Одигитриевской» в честь Смоленской иконы Божией Матери. К 1770-м годам эта деревянная церковь сильно обветшала: крыша была повреждена, с потолка текла вода, а многие иконы в иконостасе выцвели или развалились. В те годы при храме не было звонницы, и колокола висели на четырех вкопанных в землю столбах. Причт состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря, но прихожане едва ли могли содержать стольких служителей. Известно, что еще до постройки нового каменного храма владелец усадьбы Осип Бове стал сам платить жалованье местному причту.

Намного более известна, чем имение Бове в Верейском уезде, другая усадьба с тем же названием – Архангельское в нынешнем Красногорском районе. По совпадению именно сюда в 1798 году переселился из Петербурга отец архитектора Винченцо Джованни Бове. Старший Бове был опытным живописцем, поэтому занялся написанием портретов семьи владельца усадьбы Николая Голицына. Незадолго до войны 1812 года новый владелец Архангельского князь Николай Юсупов привлек к строительным работам и самого Осипа Бове, который был тогда еще молодым архитектором. Возможно, его отец в это время все еще жил у Юсупова в Архангельском.

Осип Бове происходил из семьи потомственных художников. Его отец приехал в Россию, вероятно, из Неаполя в свите неаполитанского посланника. По другой легендарной версии, Джованни Бове бежал в Россию из Парижа, где во время французской революции был будто бы казнен дед архитектора. Художник-иноземец первое время поселился в Петербурге, работал в императорском Эрмитаже. Здесь он женился на Екатерине Карловне Кнаппе – дочери известного петербургского «рисовальщика зверей, птиц, цветов и плодов».

В России у Джованни и Екатерины Бове родились сыновья Осип, Михаил и Александр. Все они стали архитекторами или живописцами, но самым знаменитым считался, конечно, старший. Михаил и Александр помогали старшему брату Осипу во многих его работах. Возможно, Михаил Бове выполнил живопись и иконы для иконостаса Спасской или, как ее называли по приделу, Михайловской церкви в селе Архангельском Верейского уезда. Иконы эти были написаны в итальянском стиле, но все они, как и замечательный ампирный иконостас, были утрачены после 1920-х годов.

Иконостас церкви в имении Бове напоминал триумфальную арку с аттиком, опирающуюся на четыре пары колонн. Этот характерный для стиля ампир мотив часто встречался в работах Бове, причем и церковных, и гражданских. Некоторые исследователи творчества архитектора утверждали, что иконостас церкви в селе Архангельском буквально повторял в меньшем размере центральную часть другого известного творения Бове – дома Гагарина на Новинском бульваре в Москве.

Об утраченном иконостасе церкви села Архангельского можно также судить по чертежу интерьера церкви в Пехре-Покровском, построенной по сходному проекту, и по уцелевшему подлинному иконостасу работы Бове в Скорбященской церкви на Ордынке в Москве. У иконостаса церкви села Архангельского была заметная отличительная деталь: с двух сторон его венчали две большие скульптуры молящихся ангелов. Эти фигуры, должно быть, напоминали ангелов с иконостаса церкви святой мученицы Татьяны при Московском университете.

После постройки церкви в собственном подмосковном имении Бове составил проекты и для некоторых других церквей в Москве и Подмосковье: Никольской в Котельниках, Покровской в усадьбе Пехра-Покровское, Скорбященский церкви на Ордынке, домового храма Марии Магдалины при Градской больнице. Уже после кончины мастера был построен и освящен Троцкий собор Данилова монастыря. В случае московской Никольской церкви в Котельниках и церкви в усадьбе Пехра-Покровское в современной Балашихе авторство Бове вызывало у некоторых исследователей сомнения. Последняя внешне почти копирует церковь в Архангельском, однако, этот храм, по одной из версий, мог строить другой зодчий, используя за основу проект усадебной церкви Осипа Бове.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru

Запоминающейся чертой церкви в Архангельском является форма основной части здания в виде ротонды, окруженной колоннами. В более позднем по времени проекте ротонды Скорбященской церкви на Ордынке Бове поместил колонны внутри храма, а колоннада церкви села Архангельского опоясывает здание снаружи. В Московской области похожую композицию можно найти среди церквей, построенных и раньше церкви в Архангельском. Например, в имении Мелиссино в селе Константинове Бронницкого уезда или в Троицком-Ратманове Богородского уезда. Самый ранний пример подобной композиции относится еще к 1770-м годам. Знаменитый архитектор Иван Старов, опережая архитектуру своего времени, возвел окруженную колоннами цилиндрическую колокольню в усадьбе Никольское-Гагарино Рузского уезда.

Форма ротонды уходит корнями в архитектуру эпохи Возрождения и античность. В московском церковном зодчестве ротонда стала излюбленной композицией Матвея Казакова – учителя Осипа Бове. Вполне вероятно, что Бове в своих работах вдохновлялся обликом известных московских храмов, созданных по проектам Матвея Казакова: церкви митрополита Филиппа в Мещанской Слободе, домовой церкви Голицынской больницы, церкви Вознесения на Гороховом поле. Во всех перечисленных храмах присутствует мотив ротонды и поставленных кругом колонн.

Расцвет творчества Осипа Бове пришелся на годы, последовавшие за окончанием войны 1812 года. Это было время грандиозной стройки в Москве, почти полностью уничтоженной пожаром. Осип Бове во многом определил облик «послепожарной» Москвы, сформировал принципы новой планировки города. В это время он занимался исключительно жилыми и гражданскими строениями. К проектированию церквей Бове обратился позднее – в последнее десятилетие своей сравнительно недолгой жизни. Церкви проектировались им с 1822 по 1832 годы, и они стали итогом всего его творчества, воплотили лучшие идеи и приемы. Первой среди них была церковь в подмосковном имении Архангельское.

Антон Саков



На главную | В раздел «Статьи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»