Великий Новгород — «самый северный форпост Византии»
Вышел в свет альбом-календарь на 2026 г. о новгородских иконах XI-XV вв.

Фото: primusversus.com
Москва, 7 ноября, Благовест-инфо. Презентация альбома-календаря «Обетование в красках. Новгородская икона XI-XV вв.» состоялась 5 ноября в Культурном центре «Покровские ворота» в Москве. Издание, в которое включены памятники иконописи из новгородских собраний, представила его создатель и научный редактор Джованна Парравичини. О результатах двухлетней работы Новгородского музея-заповедника на вечере рассказал его генеральный директор Сергей Брюн.

Фото: blagovest-info.ru
Открывая презентацию, Дж. Парравичини отметила, что издание альбомов-календарей по христианскому искусству продолжается уже более 40 лет. Этот проект был инициирован итальянским фондом Russia Cristiana («Христианская Россия»), альбомы выходят в издательстве «La Caza di Matriona» («Матренин двор»). В первые годы он печатался только в Италии и ставил своей задачей знакомство западных читателей с русской христианской культурой. Каждое такое издание сопровождается монографической статьей специалиста по теме – для альбома писали тексты ведущие советские/российские и западные искусствоведы. Главная тема всего издательского проекта – культурные взаимосвязи Востока и Запада, отражение единства христианского мира в изобразительном искусстве. Альбомы были посвящены сакральным изображениям Византии, Италии, Сербии и Македонии, Грузии, Армении, Турции (Каппадокии) и других стран. В последние годы издатели возвращаются к представлению и осмыслению на новом этапе шедевров древнерусской живописи: недавно вышел альбом, посвященный иконам Ростова Великого. Альбом-календарь на 2026 г. было решено посвятить новгородским иконам из собрания Новгородского музея-заповедника (НМЗ), из Софийского собора (ранее выпускались альбомы по новгородской иконе из собраний Русского музея и Третьяковской галереи). «В Италии люди просто с ума сходят от русских икон», – сказала Дж. Парравичини и продемонстрировала итальянское издание календаря.

Скриншот видео
По своей структуре оно несколько отличается от русского издания, отметила в видеообращении автор текста, искусствовед Анна Трифонова. 24 иконы с краткой аннотацией к каждой расположены не по хронологическому принципу, а в соответствии с годовым циклом христианских праздников. Так, самая древняя икона апостолов Петра и Павла (сер. XI в.) из Софийского собора помещена не в начале, а в середине этого ряда, в первой половине июля, т.к. их празднование в Русской Православной Церкви приходится на 12 июля. Из-за разницы календарей русское издание начинается с иконы Рождества Христова, но она же завершает итальянское издание, поскольку Рождество на Западе отмечают 25 декабря.

Фото: https://primusversus.com
В монографической статье раскрывается взаимосвязь иконописи с другими видами художественного творчества Новгорода: архитектурой, монументальной живописью, декоративно-прикладным искусством; текст также иллюстрирован памятниками – не только музейными, но и хранящимися в Новгородском Софийском соборе. Как отметила искусствовед, особенность данного издания в том, что в нем опубликованы памятники иконописи XI-XV вв., созданные в самом Новгороде для городских храмов и окрестных монастырей, отражающие ведущие направления в древнерусской живописи.

Фото: blagovest-info.ru
Эти ведущие направления, а по сути – всю эволюцию древнерусского искусства с XI в. до конца XVII в. можно увидеть в одном городе, этом «северном форпосте Византии», и это уникальный случай, подчеркнул особенность Новгорода генеральный директор НМЗ Сергей Брюн. Он написал вступление к альбому-календарю, которое завершается словами: «Вопреки фашистскому разорению, Новгород продолжает ныне гордиться своими восставшими из пепла памятниками и продолжает собирать по всему миру свои некогда утраченные и расхищенные сокровища». На презентации он привел конкретные примеры этого «собирания»: так, в альбом-календарь включена икона «Распятие» XV в. из церкви Успения на Волотовом поле, которая недавно была сложными путями возвращена из Германии, куда она была вывезена во время оккупации Новгорода нацистскими войсками.

Фото: https://primusversus.com
Далее он представил краткий обзор работы НМЗ за два года, важнейшим направлением которой является реставрация знаменитых новгородских памятников, в том числе – девяти объектов, входящих в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них церкви на Торгу: Св. Прокопия, Успения Божьей Матери, колокольня Никольского собора, здание народного училища, Скорбященская часовня, ограда Ярославова дворища; собор Рождества Богородицы Антониева монастыря, церковь Свв. Петра и Павла на Синичьей горе. В некоторых из этих храмов уже совершаются церковные службы: так, в церкви Успения на Торгу впервые после 95 лет перерыва на престольный праздник была совершена литургия – музей «попросил епархию послужить», рассказал Брюн. Церковные службы возвращаются и в Рождественский собор Антониева монастыря. Он считает, что в Новгороде «сложилось образцовое взаимодействие музея и епархии».
В некоторых восстановленных храмах устраиваются новые музейные экспозиции. Например, в той же Успенской церкви созданы две экспозиции: одна посвящена новгородским каменным крестам, а другая, мультимедийная «История спасения. Образ Царства» представляет монументальное искусство христианского мира. «Уникальным опытом интегрирования древнего и нового в христианском искусстве» назвала Джованна Парравичини выставку работ на библейскую тематику известного московского скульптора Сергея Антонова, которая недавно открылась в церкви Св. Прокопия на Торгу.
Директор НМЗ рассказал также об итогах археологического сезона и о самой известной находке, о пополнении фондов музея и о планах на будущее.
.jpg)
Фото: https://primusversus.com
Альбом-календарь на 2026 г. «Обетование в красках. Новгородская икона XI-XV вв.» можно купить или заказать в книжном магазине «Primus versus» в Культурном центре «Покровские ворота».
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|