Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9 декабря

Презентация книги А. Шмаиной-Великановой «Жертва. Милость. Поэзия». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Репортажи

День мертвых в Мексике – праздник преодоления страха смерти

05.11.2025 12:21 Версия для печати

Фото: открытые источники

Москва, 5 ноября, Благовест-инфо. Недавно, 1 и 2 ноября, в Мексике шумно и красочно отмечался один из главных национальных праздников – День мёртвых. Как появился этот праздник? Как древние верования и ритуалы автохтонного населения переплелись с католической традицией? В чем особенность мексиканского понимания смерти? На эти вопросы ответила Вера Конистратенко, кандидат философских наук, мексиканист, переводчик, помощник посла Мексики в России. Лекцию на тему «День мёртвых в Мексике: синкретизм христианских и преиспанских традиций» она прочитала 29 октября в Культурном центре «Покровские ворота» при большом стечении заинтересованных слушателей.

Фото: Юлия Зайцева/blagovest-info.ru

Лектор – не только академический ученый, но и «полевой» исследователь – Вера Конистратенко участвовала в этнографической экспедиции в Мексике, во время которой ей она и застала празднование Дня мертвых.

Этот праздник – пример культурного синкретизма, где древние верования народов Мезоамерики переплелись с католической традицией. Конистратенко представила все «слои» мексиканской культуры: нижний слой – субстрат (культуры исконного населения: тольтеков, ольмеков, сапотеков, цивилизации майя и ацтеков); верхний слой – адстрат (испанская культура, завезенная конкистадорами в 1519 г.). То, что получилось в результате этого синтеза, в науке называется «суперстрат» – это мексиканская культура, оформившаяся в XIX в. и, что важно, продолжающая свое формирование до сих пор.

Что касается дохристианского слоя, то представления о смерти можно реконструировать так: душа продолжает жить в загробном мире, который разделен на четыре царства. У каждого из них – своя специализация: Дом Солнца – для воинов, Дом Маиса – для женщин, умерших в родах, Царство бога дождя Тлалока – для утонувших и пораженных молнией. Для большинства же людей – подземное Царство мертвых; чтобы попасть в место покоя, душе надо пройти девять испытаний. По верованиям этих народов, проводник душ в мир мертвых – мексиканская голая собака (эта порода считается одной из древнейших).

Фото: открытые источники

С приходом испанцев и активным обращением туземцев в христианство в Мексике появились и новые представления о смерти. В качестве яркого образа этих представлений лектор привела danza macabre (исп. «пляска смерти») – синтетический жанр, популярный в Европе XIV–XVI вв., объединявший изобразительное искусство, литературу и музыку, в некоторых местах пляска исполнялась как ритуальный танец на кладбищах. В этом мистическом танце смерть-скелет танцует с живыми – от бедняков до пап и королей, что, по словам выступавшей, подчеркивало равенство всех перед смертью.

С начала XIX в. Мексика (страна стала так называться в 1821 г., ранее это было название части вице-королевства Новая Испания) погрузилась в пучину войн за независимость и гражданских конфликтов, кровь лилась рекой, смерть стала «повседневным явлением», продолжила Конистратенко. Только в 1867 г. наступил период относительной политической стабильности, новое правительство озаботилось идеей увековечивания памяти павших. Во время диктатуры Порфирио Диаса (1876–1911) в общественном сознании появляется тема героизации прошлого, символическое возвышение смерти, обращение к древним индейским представлениям и т.д. Появляются мотивы карнавализации смерти, иронического, игрового к ней отношения, нового осмысления смерти в искусстве. Постепенно складываются традиции празднования Дня мертвых, который через 150 лет был включен в список мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Фото: открытые источники

День мертвых отмечается не только в Мексике, но и в Гватемале, Никарагуа, Боливии, Эквадоре и Перу, но именно в Мексике он празднуется с особым размахом. Здесь же сложился и канон праздника. Непременным его атрибутом является алтарь, который устраивается в каждой семье, в частных домах, храмах, госучреждениях, офисах. Алтарь, как правило, многоярусный, на верхний ярус ставят портреты, фотографии ушедших, ниже располагаются свечи, цветы, фрукты, многочисленные черепа и скелеты, еда, резные бумажные орнаменты.

Фото: открытые источники

В ночь с 1 на 2 ноября все празднующие отправляются на ночную службу в храмах, а после – на кладбище, где на заранее украшенных могилах своих близких устраивают поминальную трапезу до утра. Пышные оранжевые цветы (у нас их называют бархатцы) – характерный атрибут праздничного декорирования, как и разные вариации на тему черепов. «На могилах в эту ночь не плачут, а празднуют», – рассказывала лектор. К этому дню выпекают круглый сдобный «хлеб мертвеца», покупают для детей сахарные черепа и шоколадные гробики.

Фото: открытые источники

Из традиций этого праздника весь мир лучше всего знает самую впечатляющую – это парад скелетов в Мехико. К нему готовятся заранее: шьют костюмы, головные уборы, раскрашивают лица, строят декорации.

Фото: открытые источники

Главный персонаж этих парадов – La Catrina, персонификация смерти в образе скелета в кокетливой шляпке. Основа этой визуализации – гравюры XIX в., а «возвысил» ее Диего Ривера, написав в середине ХХ в. огромный мурал с Катриной. В Катрину-смерть с большим воодушевлением наряжаются многие девушки и женщины. «Мексиканские скелеты совсем не страшные, их украшают цветами, стразами, лентами и так далее», – пояснила рассказчица.

Но есть и менее известные традиции: например, сочинение по случаю праздника небольших стишков Calaveras literarias («литературные черепушки», как переводит Конистратенко) – это шутливые короткие рассказы о реальных героях, которые «как будто умерли». Жанр появился в середине XIX в., с тех пор проходят литературные конкурсы, эти стишки мексиканцы дарят друг другу.

1 и 2 ноября – главные дни праздника, но в другие дни тоже существуют традиции особого поминовения: 27 октября – домашних животных, 28 октября – жертв катастроф, на следующий день – утонувших людей, 30 октября – забытых, 31 октября – нерожденных детей и заблудших душ, а 1 ноября – детей и 2 ноября – взрослых. Это расписание структурирует празднование.

Интересно, что традиции праздника развиваются и меняются со временем. Оказывается, парад скелетов – это недавнее изобретение, которое возникло под впечатлением от американского фильма про Джеймса Бонда 2015 г. и с тех пор укоренилось. Сравнительно недавно на севере Мексики, где свирепствуют наркокартели и жизнь очень опасна, возник культ «святой смерти», которой поклоняются и преступники, и полицейские, ей строят специальные алтари и считают, что она «может даже стоять над Богом».

Фото: открытые источники

Подводя итоги, мексиканист сравнила эвфемизмы, которые в русском и испанском языках используются для обозначения процесса умирания, и отметила, что в каждой культуре есть свои традиции для преодоления базового страха смерти. «Мексиканцы нашли способ побороть страх через карнавал, смех, так они смотрят в глаза смерти и празднуют ее как естественное продолжение жизни», – сказала она.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»