Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9 декабря

Презентация книги А. Шмаиной-Великановой «Жертва. Милость. Поэзия». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Репортажи

Первая конференция по христианской психологии состоялась в Москве

02.10.2025 16:31 Версия для печати

Фото: скриншот трансляции

Москва, 2 октября, Благовест-инфо. Первая конференция по христианской психологии состоялась 28 сентября в концертном зале «Измайлово». Психологи, богословы, философы, коллеги, учителя, ученики и друзья отметили в этот день 35-летие Московской школы христианской психологии. Форум ставил своей задачей осмысление и анализ становления христианской психологии в контексте современной науки и практики.

Собравшихся приветствовали отцы-основатели Московской школы христианской психологии. Профессор, членкор РАО Виктор Слободчиков поздравил коллег с вхождением в пору «самого расцвета, серьезной молодой взрослости, когда можно сказать, что мы соразмерны интеллектуально, душевно и профессионально как нашему названию, так и современным проблемам». Профессор Борис Братусь, членкор РАО, декан факультета психологии РПУ св. Иоанна Богослова, основатель и руководитель Московской школы христианской психологии и Научно-практического института психологии личности (АНО НПИПЛ), вспомнил о том, что «все началось» в 1990-е гг. с трех человек: кроме него, тогда доцента психологического факультета МГУ, в группе единомышленников оказались два священника  – о. Иоанн Вавилов и покойный ныне о. Борис Ничипоров (оба окончили психологический факультет МГУ). Вместе они затеяли семинар «Психология и религия», где обсуждались вопросы христианской антропологии и психологии. «Это попало прямо в нерв – это были вопросы, витавшие в то время в обществе», – вспоминал Братусь те дискуссии, на которые «сходилась вся Москва».

Фото: скриншот трансляции

За 35 лет из «горчичного зернышка» выросла целая научная школа, представители которой заполнили до отказа большой концертный зал, а около трехсот других участвовали в форуме онлайн. На конференции с благодарностью вспоминали известного психолога Федора Василюка, который тоже стоял у истоков возрождения христианской психологии в России. Именно возрождения, как неоднократно подчеркивал профессор Братусь, после 70 лет воинствующего атеизма, и на конференции многократно звучали имена и цитаты основателей русской христианской психологии – святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова). 

С обзором образовательной, консультативной и просветительской деятельности Московской школы христианской психологии выступила Дарья Зайцева, преподаватель РПУ, директор Учебного центра АНО НПИПЛ. Средоточие всей этой разнообразной работы – факультет психологии РПУ св. Иоанна Богослова (декан профессор Б. Братусь), который выпускает бакалавров по специальности «Психология» и – единственный в России – магистров по специальности «Христианская психология», проводит научные студенческие школы и стажировки, организует преподавание психологии в духовных школах разных епархий, ежегодно участвует в Рождественских образовательных чтениях.

Московская школа христианской психологии сегодня – это и АНО «Научно-практический институт психологии личности» (НПИПЛ), на базе которого действуют программы дополнительного профобразования, повышения квалификации и переподготовки «Психология и религия»; и центр «Психология взросления», и десяток международных и всероссийских конференций, круглых столов, Иоанновские чтения, более полусотни публичных дискуссий в рамках Психологического семинара имени проф. прот. Василия Зеньковского, более 20 выпущенных монографий, ежегодный научный журнал «Вестник христианской психологии». Представители Московской школы христианской психологии не раз становились лауреатами национального конкурса «Золотая Психея» в разных номинациях, а профессору Братусю в 2025 г. профессиональное сообщество присвоило почетное звание «Патриарх российской психологии». Докладчица подробно рассказала о центре «Психология взросления», его методиках, авторских программах и результатах, о просветительской деятельности на телевидении, радио и медиаресурсах и о многом другом.

Наталия Инина. Фото: скриншот трансляции

Дать «разметку поля» христианской психологии, обозначить ее основные принципы и линии соотнесения со светской психологией и церковным пространством – такую задачу поставила перед собой Наталия Инина, основатель и руководитель психологического центра «Психология взросления», в программном докладе «Место и роль христианской психологии в контексте науки и практики». Вначале она отметила общую тенденцию последних лет – «резкое снижение антагонизма» между религиозной традицией и светской психологией: последняя с «неизбежностью приходит к принятию духовной составляющей в человеке». Однако христианской психологии еще рано почивать на лаврах: непонимание и даже неприятие светской психологии и Церкви не преодолены, причем иногда взаимные претензии с обеих сторон зеркальны: «одни борются с небом в человеческой жизни, а другие – с его землей (то есть отрицают психологический уровень в человеке, заменяют психологию аскетикой и т.д.)». С другой стороны, очевидна иная тенденция: все больше священнослужителей проявляют интерес к психологическому знанию, признают роль и место психики в духовной жизни, получают соответствующее образование. Есть и другие свидетельства расширения пространства диалога между психологией и Церковью.

В чем особенность христианского психолога? По словам докладчицы, он отнюдь не заменяет священника, а является его помощником в пастырской работе. Христианский психолог помогает человеку «подняться над своей психикой, расчистить психологические завалы, создать условия для взросления, повышения ответственности, нравственного стремления к добру, а не к комфорту». Поле христианской психологии многомерно: это психика «как инструмент души и личности», душа «как образ Божий в человеке», личность «как путь уподобления образу Божьему». А цели христианской психологии также высоки: это зрелость (в свободе и ответственности), целостность (выход из невротического расщепления) и реальность (различение добра и зла).

Говоря о соотношении христианской психологии и корпуса психологической науки в целом, Инина сфокусировалась на вопросах, на которые отвечают основные направления. Так, для психоанализа это вопрос «Почему?» (о причинах поведения/состояния человека). Когнитивно-бихевиориальные методы сконцентрированы вокруг вопроса «Как?» (по каким законам строится поведение и мышление человека). Для гуманистических направлений главный вопрос «Кто?» (персоноцентризм). Экзистенциальная психология задается вопросом «В чем смысл?», побуждая человека искать смысловые основания вне его самого. А христианская психология отвечает на вопрос «Во имя Кого?», подразумевая, что «истина – это не что, а Кто, сам Христос». «Бог ведет, человек идет», – вспомнила Инина пословицу и заверила, что христианские психологи готовы помогать людям на этом пути. 

Надежда Храмова. Фото: скриншот трансляции 

«Личность как точка пересечения духовного и психологического» – с таким докладом выступила доцент РПУ св. Иоанна Богослова Надежда Храмова. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» (1 Кор15:46) – следуя за этими словами апостола Павла и его святых толкователей, она охарактеризовала этапы восхождения личности от душевного к духовному и отметила, что в пределе человек может вырасти до «синергичной евхаристичности», войти в новую жизнь во Христе «с благоговейным благодарением». Однако без психологического благополучия восхождение к духовным уровням либо невозможно, либо даже опасно, подчеркнула она. «Прежде душевное» означает: «вступая на путь спасения, необходимо в первую очередь привести в порядок психологическое устроение своей души», и здесь может помочь христианский психолог. Священник же ведет по пути спасения души – в этом «содержательная разность служения».

«Личность собирает воедино все пространства бытия человека, она есть средоточие всех стихий, свойств и способностей, ей придан пульт управления волей и самосознанием, определения интенций и достижения целей. И важно, что именно в ней пульсирует источник устремленности к познанию истины и божественной правды», – заключила Храмова.

Алексей Лызлов, доцент РГГУ в докладе «Философские предпосылки христианской психологии» уделил особое внимание одному из основоположников европейского экзистенциализма Сёрену Кьеркегору и его трактовке христианской антропологии, стадий жизненного пути и столь важного для психологии понятия «быть собой». «По Кьеркегору, психология – это наука о возможном, а христианская психология – наука о том, как возможна для человека полнота, к которой Господь его призывает», – отметил Лызлов.

Доцент РПУ св. Иоанна Богослова Людмила Кожарина в докладе «Развитие воли в трудах Л.С. Выготского. Взгляд христианского психолога» представила результаты совместного с Геннадием Кравцовым исследования проблемы формирования воли у детей дошкольного возраста. Воля и произвольность, осмысленность, осознанность, совесть, инициативность и т.д. – эти параметры были изучены через призму культурно-исторического подхода Л. Выготского, который докладчица считает новым перспективным типом научного познания.

Филипп Мамалакис. Фото: скриншот трансляции

Филипп Мамалакис, греческий православный богослов и семейный психолог из США, в онлайн-докладе «Христианская психология. Модели исцеления» сфокусировался на разговорной терапии. Это не просто один из методов психотерапевтического лечения, а встреча, «приглашение вступить во взаимодействие личностей», подчеркнул он. Христианская психотерапия будет исцеляющей при соблюдении главного условия – самоотдачи терапевта, которая «повторяет самоотдачу Христа». Такая встреча, в отличие от обычной бытовой беседы, побуждает и клиента открыться, чтобы «быть узнанным и любимым». Мысль об искренней самоотдаче психолога «ради Господа» была ключевой в докладе Мамалакиса, он отметил: «Божественные паттерны исцеления пронизывают всю терапию, они превосходят любые умения терапевта».

Вторая часть конференции открылась докладом Елены Левиной, психолога центра «Психология взросления», «Работа с травмой как преодоление препятствий на пути духовного развития личности». Она рассказала о методе «Внутренний ребенок», разработанном Наталией Ининой, о его составляющих и результативности, доказанной годами терапевтической работы. «Метод предлагает преодоление духовного и психического расщепления, возвращая человека в реальность встречи со Христом. Целостность личности невозможно восстановить без устранения первичного разрыва между ребенком и Богом», – отметила Левина. Для христианских психологов особенно ценно услышать отзывы тех, кто прошел такую терапию, например: «Теперь я верю и в Бога, и в себя».

Тема преподавателя РПУ св. Иоанна Богослова Аркадия Харьковского – «Болезнь как духовное испытание». Как возможно «взаимодействовать с болезнью», принять ее как новый этап жизни; как совершить этот поступок, преодолевающий депрессию; что такое «целенаправленная активность» в болезни в противовес «реактивному автоматизму»; можно ли говорить о терпении «не как о слепой покорности, а как об ожидании Бога», – эти и другие вопросы, важные для любого человека, рассмотрел докладчик на основе своего опыта специалиста, давно работающего с больными людьми.

О. Глеб Курский и о. Иоанн Мыздриков. Фото: скриншот трансляции 

Священник и психолог Глеб Курский рассмотрел христианскую психологическую практику в библейском контексте, показав на примерах, как пророки, апостолы или персонажи евангельских притч проходят стадии духовной трансформации: отказываются от прежней жизни, входят в «максимально уязвимую» стадию лиминальности (перехода), а затем обретают новый статус («войди в радость Господина твоего», Мф 25:21). Однако в современной светской психологической практике часто «упускается момент, когда человек может встретиться с вызовом новой жизни, с трансценденцией». Но такая терапия – это только «перевод на середину реки, до половины горы». Христианский психолог может вести дальше и выше, он может быть модератором, «соединяющим миры», если сам пережил опыт трансформаций, считает о. Глеб.

«В Церкви психологию любят не все – и правильно делают», – так начал свой доклад «О границах психологического подхода» протоиерей Павел Великанов, доцент МДА. Он пояснил, что имеет в виду издержки всеобщей психологизации как «нового мифа», когда каждый мнит себя специалистом, вещая о личных границах, любви к себе, приватности и т.д. Однако такой «сейфизм» (от англ. safe – безопасность) – это «дар низших духов, он повергает человека в темницу липкого эго», закрывая от него путь духовного возрастания. Отец Павел при этом вовсе не противник психологических знаний и даже утверждает, что «профнепригоден священник, который не знает базовых основ психологии – такой базовый курс необходим во всех семинариях».

Так какие же предпосылки необходимо учесть в пастырской практике, чтобы использование настоящего психологического знания было органичным, то есть не искажало бы христианского послания, но позволяло говорить с человеком на понятном ему языке? Диакон Иоанн Мыздриков, психолог-консультант и супервизор, предложил свои ответы в докладе «Условия применения психологических методик в практике христианского душепопечения». Итак, первое – это понимание роли психологии в современном обществе: она стала «языком самопонимания», «фоном жизни». Пастырю необходимо понимать этот язык и «переводить психологические категории в христианский контекст», показывая духовные грани проблем человека. Второе – то, что докладчик называет «депатологизацией страдания» (и это во многом перекликается с докладом А. Харьковского): пастырь может открыть человеку взгляд на страдание и боль как на возможность нового этапа духовной жизни. Душепопечителю стоит отказаться от «грехоцентризма», сменить «язык диагностирования, констатации проблем на языке внимательного сострадательного принятия (но не одобрения греха)», «быть рядом и свидетельствовать о близости Божественного присутствия», что создает пространство доверия и поддержки. И наконец – фокус на функциональности: использование разных подходов и методов различных психологических школ в зависимости от проблем конкретного человека. Эти три условия, по мысли о. Иоанна, формируют пастырскую работу, которая учитывает психологические знания, но не заменяет богословие психологией. «Это поиск такого языка и практики, которые позволяют современному человеку пережить пастырскую заботу как реальную помощь – и пастырскую, и Божественную», – сказал о. Иоанн.

С заключительным докладом «Психология христианского света: к столетию книги Семена Франка «Смысл жизни»» выступил психолог-консультант Олег Валуев, преподаватель ряда вузов. Он говорил о концепции антиномистического дуализма Франка, которая дает возможность «увидеть целое и устремиться к этому целому», к «предельной реальности соприкосновения вечного и временного». Это сближает ее с христианской психологией, которую докладчик называет «вертикальной»: она стремится к возвращению души в психологию, к духовному поиску и ответам на предельные вопросы бытия, к раскрытию системы духовных ориентиров и координат жизни.

Фото: скриншот трансляции

Конференция завершилась круглым столом, на котором выступили профессор Виктор Слободчиков, священник Петр Коломейцев, Михаил Хасьминский, игумен Иона (Займовский), Евгений Проценко, Борис Воскресенский, Валерий Доронкин и большинство докладчиков. Все делились своими впечатлениями от той «полифоничной» согласованности, того единства, которое ощущалось на конференции. Н. Инина выразила это так: «Христианская психология разворачивается по принципу литургического возгласа «Христос посреди нас». Мы рады новым смыслам, и сейчас проживаем единение в свете Того, Кто над нами, настоящую соборность». На круглом столе можно было услышать о том, что христианская психология не противопоставляет себя светской науке, но углубляет ее. Психологи-практики говорили, что «психология не столько наука, сколько искусство».

Фото: скриншот трансляции

Это красивая метафора, но профессор Братусь подчеркнул: «Христианский психолог – еще и еще раз скажу – должен быть профессионалом, он должен понимать всю сложность психического мира, которую нельзя «перескочить». В ней, как в любой науке, есть преемственность от учителей к ученикам (в этом смысле она является «рукополагаемой» наукой). Психологию нельзя заменить ни богословием, ни нравственной проповедью, она есть звено соединения земного и духовного. За христианской психологией – будущее».

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»