Церковь в Константинове у реки Москвы

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Село Константиново находится недалеко от южной окраины города Воскресенска на берегу реки Москвы. Каменная церковь была построена в 1797 году по проекту зодчего, который, очевидно, подражал идеям лучших мастеров той эпохи: Николая Львова и Василия Баженова. Храм был возведен на средства владелицы усадьбы Константиново Прасковьи Владимировны Мелиссино. Под алтарем придела Рождества Иоанна Предтечи она устроила склеп, в котором в 1795 году был погребен ее супруг Иван Мелиссино. Впоследствии в этом же склепе рядом с мужем была погребена и сама Прасковья Владимировна.
Иван Иванович Мелиссино был по происхождению греком, сыном врача, переселившегося из Венеции в Россию в годы правления Петра I. На протяжении почти всей жизни деятельность Ивана Мелиссино была связана с Московским университетом. В течение пяти лет с 1763 по 1768 годы Мелиссино занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода. Именно в эти годы проводилась екатерининская секуляризационная реформа, и были упразднены многие российские монастыри.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Иван Мелиссино был убежденным противником монастырей и в целом сторонником реформ в Русской Церкви. Будучи обер-прокурором Синода, он составил 18 пунктов, в которых изложил свою программу церковных преобразований. «Пункты» были довольно спорными, и в итоге Синодом приняты не были. Мелиссино, например, предлагал дать широкие свободы иноверцам, а старообрядцам позволить легально открывать молитвенные дома. Он также предлагал упразднить многие излишние, как он считал, церковные обычаи и предания, сократить продолжительные службы, отменить большую часть постных дней и убавить число праздников в году. Мелиссино в своих «пунктах» утверждал, будто подлинное монашество в России невозможно из-за сурового климата, и, стало быть, его нужно упразднить. Вместо монахов он хотел подготавливать ученых священников и проповедников, из числа которых выбирать затем епископов.
Усадьба Константиново после кончины бездетных супругов Мелиссино перешла во владение их воспитаннику актеру-любителю и переводчику Алексею Михайловичу Пушкину. Он скончался в 1825 году и был погребен при Троицкой церкви. Надгробный камень Алексея Пушкина на церковном погосте сохранился до сего дня. Рядом с ним можно увидеть еще одно старинное надгробие – священника Федора Введенского.
Федор Григорьевич Введенский служил в Троицкой церкви более 30 лет с 1877 по 1908 годы. Он родился во Владимирской губернии в семье бедного сельского псаломщика. В 1873 году окончил Владимирскую духовную семинарию, а затем был приглашен Московским губернским земством в Московскую епархию для работы в народных школах. Около четырех лет Федор Введенский был учителем в школе села Марчуги Бронницкого уезда. В это время он женился на дочери священника соседнего села Константинова Иоанна Замыслова. После кончины тестя в 1877 году Федор Введенский был рукоположен в священный сан и занял его место при Троицкой церкви.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В то время приход села Константинова считался бедным и неустроенным. Каменная церковь сильно обветшала, требовалась замена иконостасов, стенной живописи и утвари. Церковь производила такое впечатление: «Внутри сырость, копоть, вся обстановка дышала убожеством». В приходе имелась небольшая школа, которая, однако, вскоре закрылась. Прихожане в основной массе были неграмотными, в то время как жившие в округе старообрядцы, наоборот, были по-своему неплохо образованы и начитаны. Например, из прихода соседнего села Новлянского происходил известный старообрядческий начетник и фотограф Никифор Зенин.
Перед священником Федором Введенским стояла задача обновить церковь и устроить новую церковно-приходскую школу. Прежде всего, он обратился за помощью к состоятельным прихожанам. В приход села Константинова входило имение Спасское, расположенное на противоположном берегу реки Москвы. Оно принадлежало известному благотворителю Сергею Владимировичу Орлову-Давыдову – брату основательницы подмосковной женской общины «Отрада и Утешение» игуменьи Магдалины. В Бронницком уезде у графа было два имения: упомянутое сельцо Спасское, где он жил в летние месяцы, и в 10 верстах от него – майорат «Знаменская вотчина» близ села Михеева-Абакшина.
Несчастье в семейной жизни и отсутствие детей подтолкнули графа Орлова-Давыдова к уединенной сельской жизни в Подмосковье, а свои богатства он направил на дела благотворительности, особенно много – на строительство сельских школ. В 1893 году советом Кирилло-Мефодиевского братства Сергей Орлов-Давыдов был назначен почетным попечителем церковно-приходских школ Бронницкого уезда. Полностью или частично на средства графа были построены и содержались церковно-приходские школы в Спасском, Михееве-Абакшине, Кривцах, Велине, погосте Сельцо, Ашиткове и др.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Священник Федор Введенский обратился к графу Орлову-Давыдову с просьбой помочь открыть новое училище в селе Константинове и отремонтировать храм. Прежде Орлов-Давыдов уже жертвовал средства на украшение и ремонт церкви в Михееве-Абакшине, которая находилась рядом со вторым его имением в Бронницком уезде. Не отказал он и в помощи священнику церкви села Константинова. На деньги Орлова-Давыдова было построено новое просторное помещение церковно-приходской школы. В дальнейшем школа содержалась также на средства графа.
Священник Федор Введенский привлек к восстановлению храма и бывшего местного помещика Федора Плевако. Знаменитый адвокат был ктитором Успенского собора Московского кремля, помог отремонтировать несколько храмов в Бронницком уезде. В Константинове у Плевако было имение, где в 1894 году Русское общество акклиматизации животных и растений открыло опытную пчеловодную станцию, а в советские годы был создан колхоз. Общими усилиями известных благотворителей старинная Троицкая церковь в конце XIX века преобразилась: были поставлены новые иконостасы, сделана новая живопись. Появилась возможность содержать хор: за правым клиросом были певцы из числа прихожан, а за левым – ученики церковной школы.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Священник Федор Введенский от рождения имел слабое здоровье, часто болел. Он скончался в 1908 году, немного не дожив до своего 58-летия. Незадолго до этого скончался его маленький сын, а затем погиб и другой сын – выпускник семинарии. Видимо, череда семейных несчастий окончательно подорвала здоровье о. Федора. Он был погребен напротив алтаря Троицкой церкви у могил детей.
В 1908 году место настоятеля храма в Константинове «по наследству» перешло старшему сыну прежнего священника Павлу Федоровичу Введенскому. При нем в 1911 году были отремонтированы и вновь освящены два храмовых придела: Рождества Иоанна Предтечи и Успения Божией Матери. На это торжество собрались священники из разных сел Бронницкого, Серпуховского и Коломенского уездов, прибыл известный хор Кузнецова из Москвы. Возглавил службу и освящение приделов знаменитый впоследствии иерарх Русской Православной Церкви Заграницей, в то время московский викарный епископ Анастасий (Грибановский).
Священник Павел Введенский служил в Троицкой церкви в непростые послереволюционные годы. Храм в Константинове был закрыт в 1934 году, однако в советское время действовали сразу две расположенные неподалеку церкви: Крестовоздвиженская в селе Марчуги и Златоустовская в Новлянском – ныне в черте г. Воскресенска. В 1990-е годы началось восстановление храма в селе Константинове. С этого времени бывший Троицкий храм был заново освящен уже как Успенский.
Антон Саков
На главную | В раздел «Статьи»
|