«Живое присутствие Святой Земли» в картинах Григория Фирера
В Москве открылась выставка израильского художника с «русскими корнями»

Фото со стенда выставки
Москва, 29 сентября, Благовест-инфо. Открытие выставки картин Григория Фирера «Святая Земля глазами художника» состоялось 24 сентября в Культурном центре «Покровские ворота». Вечер прошел необычно: выставку организовали друзья художника, которые подготовили музыкально-поэтическую композицию, посвященную Святой Земле, Иерусалиму и памяти Григория Фирера. Стихи, псалмы, воспоминания друзей перемежались произведениями духовной и светской музыки, показом многочисленных картин художника на экране.
Григорий Фирер (1931–2020) – советский и израильский художник, пейзажист, живописец и график. Член Творческого союза художников России, Международного художественного фонда, Объединения профессиональных художников Израиля и объединения художников Ашкелона.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Фирер – очень плодовитый художник, но особое место в его творчестве занимает Святая Земля, куда он впервые попал в 1992 г., а в 1999-м Израиль стал для него постоянным местом жительства. Святая Земля сразу его поразила и захватила, Иерусалим стал его «заветной темой». «Художник, ступивший на Святую Землю, сразу видит ослепительный свет, необычайную голубизну и глубину неба – надо только вступить во владение этим богатством», – так писатель Леонид Финкель передавал впечатление Фирера от увиденного, которое отразилось в его картинах.
Посетители выставки увидят, что панорамы Иерусалима, Вифлеема и Назарета, улицы Тель-Авива и Хайфы предстают у Фирера живыми, наполненными светом и внутренним движением. Он определял свой стиль как «импрессионистический реализм», а друзья звали его «солнечным художником». «Солнцеслужение» – так называла его творчество филолог Галина Подольская, текст которой сопровождает экспозицию. По словам искусствоведа, академика РАХ Александра Рожина, картины Фирера создают «впечатление живого присутствия Святой Земли».

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Друзья на презентации отмечали, что он был «исключительно жизнерадостный человек, покорял людей своей любовью к жизни, к семье, к родным, к друзьям». Ведущая Ирина Тореева, катехизатор и преподаватель Общедоступного православного университета, основанного протоиереем Александром Менем, рассказала, что во время своих приездов в Россию Григорий Фирер всегда интересовался их лекциями. «Хоть он и не стал христианином, но любовь его ко всему и ко всем была по-настоящему христианская», – отметила она и рассказала историю одного из учеников Фирера, который учился у него в Иерусалиме, а потом принял православие и стал иконописцем.
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
«Здесь, в Израиле, больше всего я люблю писать Иерусалим. Люблю всё: панорамы, улицы, каждый камень. Мне очень нравится древний Иерусалим, но не менее – и Иерусалим современный. Иерусалим – моя заветная тема, можно сказать, тема моей нынешней жизни. И вдруг я начал думать: а каким видел его Шагал? Как он смотрел на те же места, на которые я смотрю? Я стал искать улицы и дома, где он бывал», – писал Григорий Фирер. Упоминание Марка Шагала глубоко значимо для него – художник ощущал особое родство с этим мастером, которого открыл для себя в 1990-е гг. Через маршруты Шагала Григорий Фирер открывает для себя Иерусалим по-новому: олива как «метафора жизни художника» («Древо Шагала»), «Старая смоковница» из библейской долины Геенном и другие работы цикла «По местам Шагала в Иерусалиме» знаменуют новый этап творчества Фирера-живописца. И. Тореева отметила, что Марк Шагал, часто посещавший Святую Землю и много сделавший для Израиля, не был удостоен памятного места, и в 2017 г. еврейские художники с российскими корнями, в том числе Григорий Фирер, добились в Кнессете открытия площади имени Шагала.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Писатель и арткритик Галина Подольская, с которой вместе Фирер выпустил альбом «Марк Шагал и Иерусалим», так писала о духовном значении работ Фирера: «В художнике-романтике сочетаются мудрость философа и наивность дитя, красота как истина и будничность как пыль времен, изменяемость видимого и невидимого мира, высота полета и… невозможность падения. Именно в этом и заключается мера духовных прозрений художника».
В музыкально-поэтической композиции прозвучали фрагменты стихов об Иерусалиме Раисы Егоровой, Андрея Дементьева, Галины Подольской, а также музыка митрополита Илариона (Алфеева), Альфреда Шнитке, Вилли Лобоса, Томазо Альбинони, Александро Марчелло, Карла Дженкерса, песни об Иерусалиме в исполнении трио «Рось».
***
Справка (по материалам автобиографического эссе художника и открытых источников).
Григорий Фирер родился в 1931 году на Украине. Рисовать начал в детстве. Вместе с семьей пережил войну, эвакуацию, голод, лишения. После войны поступил в художественное училище, которое из-за послевоенной разрухи перевели в другой город, и Григорию пришлось пойти в железнодорожный техникум. Потом – военное училище в Ленинграде, где он познакомился с произведениями мирового искусства. Далее офицерская служба в Смоленске, заочная учеба в Железнодорожном институте, одновременно «нелегально» получил художественно-графическое образование.
После увольнения со службы в 1979 г. организовал первую персональную выставку в Баку, а после переезда в Подмосковье начался период активного творчества и выставок. В 1992 г. – первая туристическая поездка в Израиль, а в 1999 г. – переезд в страну. Работы Фирера вошли в собрания музеев и частных коллекций в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. Его творчество неоднократно отмечалось профессиональным сообществом. Он стал лауреатом конкурса имени В. Попкова Международного художественного фонда (2005, 2007), а в 2008 году вошёл в «Золотую десятку» художников с «русскими корнями» в Израиле. Художник регулярно выставлялся в Москве и других городах России, на Кипре и в Израиле. Его работы опубликованы в каталогах «Современное искусство России» и «Изобразительное искусство России», а в Израиле изданы три персональных каталога.
Посетить выставку можно до 19 октября.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|