

|
Образы Христа на рубеже эпох
В Музее им. Рублева представлены иконы придворных мастеров конца XVII – начала XVIII вв.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 25 сентября, Благовест-инфо. Выставка «Образы Христа. Памятники Оружейной палаты конца XVII – первой половины XVIII вв.» открылась 24 сентября в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Три иконы с изображениями Христа демонстрируют разные варианты иконографии Спасителя и их исполнение в стиле «живоподобие», который был разработан в среде придворных художников во второй половине XVII века и связан с именем главного царского изографа Симона Ушакова, иконописца Оружейной палаты.
На выставке впервые экспонируются две иконы из частного собрания: образы Спаса Нерукотворного, Христа Вседержителя, восседающего на престоле, и оплечный образ Христа из собрания ЦМИАР. Об этих иконах «Благовест-инфо» рассказала куратор выставки – заведующая научно-исследовательским отделом ЦМИАР, кандидат искусствоведения Мария Маханько, которая подготовила к выставке слайд-фильм с показом происхождения иконографии, стилевых аналогов, процесса реставрации.
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Она напомнила, что на Руси сохранились византийские традиции почитания иконы «Спас Нерукотворный» как защитницы городов, восходящие к сирийской Эдессе, на вратах которой находился Святой Убрус (Плат), или Святой Лик (по-гречески – Агиос Мандилион). Литературный источник иконографии – легенда об исцелении Авгаря, царя Эдессы, приложившего к голове льняной плат, на котором чудесным образом был запечатлен лик Христа. В христианской традиции этот образ считался прижизненным и наиболее точным изображением Спасителя. Многие русские иконы Нерукотворного Спаса прославились чудотворениями, в том числе и в XVII веке.

Фото: rublev-museum.ru
Представленный на выставке образ Спаса Нерукотворного в целом повторяет традиции, заложенные Симоном Ушаковым, написавшим, как известно, множество подобных икон. Поскольку воплотившийся Христос внешне не отличался от других людей, Ушаков полагал правильным писать Его «живоподобно» – реалистично, как земного человека. Для разработанной им манеры были характерны пластическая объемная моделировка лика и внимание к анатомическим деталям. Однако у иконы из частного собрания есть и особенности, которые отметила куратор: «Натуроподобие здесь усилено, мастер пытался передать человеческое лицо, в котором есть драматические эмоции, печаль, переносимое страдание». Это во многом достигается живописными приемами: введением красных пигментов, которые дают эффект не румянца, а «как бы проступающих ран»; более теплыми тонами самого лика; темным фоном, который усиливает контрасты; полупрозрачным нимбом. По словам Маханько, эта икона конца XVII в. демонстрирует «стремление к изображению большей человечности, столь характерное для иконописцев начала XVIII века».

Фото: rublev-museum.ru
В центре экспозиции – торжественный образ «Спас на престоле». Христос восседает на троне с Евангелием, раскрытым на странице с текстом, напоминающим о Страшном Суде, святые заступники молятся за человеческий род: у трона предстоят святители Леонтий Ростовский и Григорий Акрагантийский, а к ногам Спасителя припадают преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Анализируя редкий подбор святых, куратор отметила, что двое последних напоминают о надвратной иконе «Спас Смоленский» со Спасской башни Московского Кремля – чудесная помощь этих преподобных отмечалась в летописях в связи с нападением на Москву крымских татар в 1521 г. Свт. Леонтий тоже участвовал в «духовном спасении» столицы при этом набеге, а мощи свт. Григория Акрагантийского, сицилийского епископа VII в., присутствовали в Москве в царских хранилищах. Все это говорит в пользу ««московских примет» иконографической программы. Но о заказчике этой иконы ничего не известно, куратор предположила, что его стоит поискать в документах, связанных с ростовским монашеством этого времени.
Искусствовед обращает внимание на мастерство передачи различных фактур на этой иконе: тонкое изображение тканей облачений, которые воспроизводят реальный заморский текстиль того времени; узорчатые ризы Спасителя; золоченые и посеребренные детали трона, украшенного искусной гравировкой, его сложную архитектуру, свидетельствующую о знании иконописцем стилистики книжной орнаментики и гравированных изображений Христа.

Фото: rublev-museum.ru
Третий экспонат – икона из собрания ЦМИАР, написанная в 1694 году мастером, принадлежавшим кругу знаменитого изографа Посольского приказа Карпа Золотарева. Этот оплечный образ Христа написан масляными красками, что во многом определяет его особенности и демонстрирует, как в русском религиозном искусстве адаптировалась европейская техника. Кроме того, эта икона – яркое свидетельство стремления ведущих мастеров того времени повторить в иконописи элементы парадного портрета, отмечает Маханько: использование овальных рам, темного фона, натурализм и бархатистость живой кожи, узнаваемая фактура тканей. В отличие от первых двух икон, о заказчиках которых мы пока ничего не знаем, происхождение оплечного образа зафиксировано: он был написан для московской церкви Покрова в Филях, где его обрамляли такого же формата иконы Богоматери, мчч. Варвары и Екатерины и другие.

Кадр из фильма, подготовленного к выставке
Куратор отметила, что для рубежа эпох, «когда Русь превращается в Россию», в поздней русской иконе очевидно «новое переживание образа Спасителя, которое будоражило художников, они много думали об этом, творчески подходили к своей задаче». В начале XVIII в. «крепнет симбиоз местных русских традиций и европейских тенденций», и в этом во многом секрет популярности «живоподобия» как стиля. Возникнув во второй половине XVII в., он еще долго был востребован, особенно в провинции, и его эволюцию ярко демонстрирует одна из недавних выставок в ЦМИАР «Икона "галантного века". Произведения XVIII века из музейных и частных собраний».
Выставка «Образы Христа. Памятники Оружейной палаты конца XVII – первой половины XVIII века» проходит в ЦМИАР с 25 сентября по 2 ноября.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|