Богородице-Рождественская церковь в Льялове под Зеленоградом

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Село Льялово находится на реке Клязьме в Солнечногорском районе. Деревянная церковь Рождества Богородицы существовала здесь еще в XVII веке, а каменный храм возведен в 1800 году в имении Екатерины Ивановны Козицкой. Он был построен в стиле классицизма, и имел интересную «лепестковую» форму. Младшая дочь Козицкой вышла замуж за князя Белосельского-Белозерского, и с тех пор на протяжении столетия усадьба в Льялове принадлежала этой знатной фамилии. В подклети Богородице-Рождественской церкви была устроена семейная усыпальница. В ней похоронены внук храмоздательницы генерал-майор Эспер Белосельский-Белозерский и трое его сыновей, скончавшихся в младенческом возрасте.
Во второй половине XIX века благотворительницей льяловской церкви была помещица «генерал-майорша» Анна Петровна Митрино. Она жила в сельце Никольском в двух верстах от приходской церкви. В 1870 году на средства Анны Петровны к зданию церкви в Льялове была пристроена трапезная с приделами Спаса Нерукотворного и Покрова Богородицы. Анна Петровна была известной в округе благотворительницей: она также пожертвовала деньги на иконостасы в церковь соседнего села Нетесова. В 1872 году помещица Митрино скончалась и была похоронена под трапезной церкви в Льялове. Дочь Анны Петровны баронесса Юлия Штомберг впоследствии также была погребена в склепе рядом с матерью.
В 1870-е годы настоятелем Богородице-Рождественской церкви был священник Никита Егорович Кудрявцев. Он служил в непростые для сельского духовенства годы, последовавшие за церковными реформами 1860-х годов. Изменялся традиционный уклад жизни священников и церковнослужителей. Реформы были направлены на то, чтобы преодолеть замкнутость духовного сословия. В семинарии и на духовные должности теперь допускались лица из других сословий, а дети священников и причетников, наоборот, получали право выбирать себе светские профессии.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Одной из целей реформ 1860-х годов была отмена наследственности приходов. Прежде существовал обычай: выпускник семинарии, получив приход, должен был брать в жены дочь своего предшественника. Благодаря этому обычаю дочери священников всегда были материально обеспечены. В новых условиях принимавшие сан уже не обязывались брать жен только из своего сословия и из семьи предшественника, поэтому дочерям священников теперь нужно было уметь обеспечивать себя самим. Тогда в среде духовенства возникла мысль создать специальное учебное заведение для девиц из духовного звания, которое бы готовило их к преподаванию в школе.
Первые такие учительские курсы были открыты в сентябре 1870 года в Москве известным педагогом Прасковьей Чепелевской. Настоятель льяловской церкви был одним из первых, кто воспользовался этой возможностью и устроил в училище свою дочь Александру. В 1871 году Александра Кудрявцева стала первой стипендиаткой митрополита московского Иннокентия (Вениаминова), который был попечителем женской семинарии Чепелевской, а затем и возникшего на ее основе Братства св. равноапостольной Марии Магдалины.
Братство было торжественно открыто 11 апреля 1871 года в Москве. В церкви святителя Николая на Берсеневке состоялась архиерейская литургия, на которой среди столичного духовенства был и упомянутый настоятель церкви села Льялова Никита Кудрявцев. В первые годы существования братства он стал одним из его вдохновителей.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Важной заботой Братства св. Марии Магладины был поиск помещений для устройства школ. На первом же собрании отец Никита заявил о желании открыть такую женскую школу в своем приходе. Собрание приняло предложение сельского священника и решило начать учебный год в Льялове к осени 1872 года, то есть после первого выпуска учительниц чепелевских курсов. Было утверждено и название будущего льяловского училища: «Александро-Мариинская братская школа».
В 1872 году священник Кудрявцев добился согласия льяловских землевладельцев князей Белосельских-Белозерских уступить для братской школы один из пустовавших флигелей их старинной усадьбы. Также он обратился за помощью к одной из своих богатых прихожанок – упоминавшейся помещице из сельца Никольского Анне Петровне Митрино. Она завещала на устройство женской школы в Льялове 500 рублей. В совете Братства св. Марии Магдалины ее вклад назвали «беспримерной до сего времени жертвой». В Николо-Берсеневской церкви в Москве была совершена панихида по скончавшейся в том же году Анне Митрино, и рассматривался вопрос об увековечении памяти благодетельницы.
Однако дело с открытием школы в Льялове затянулось. Князья Белосельские-Белозерские, хотя и дали предварительное согласие предоставить флигель усадьбы, но затем поставили условие: в любой момент Братство должно было снести это здание, если земля понадобится владельцам. Священник Кудрявцев же хотел, чтобы не только флигель, но и земля под ним были переданы школе без каких-либо условий.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Одновременно с этим в Коломенском уезде помещица погоста Юрьевец передала для открытия подобной братской школы свой каменный дом и обещала на свои средства сделать необходимый ремонт. В итоге в ноябре 1872 года первым открылось Мариинское Ризоположенское училище в Москве, а вторым в декабре того же года – Николаевско-Юрьевское в Коломенском уезде. А братская школа в Льялове так и не была открыта. Опыт следующих нескольких лет показал, что открывать такие школы в подмосковных селах неудобно. Упомянутое Николаевско-Юрьевское училище в 1880 году также было закрыто и переведено из Коломенского уезда в Москву.
В 1880-е годы о. Никиту Кудрявцева сменил священник Иоанн Никольский. После него вплоть до революции настоятелем Богородице-Рождественской церкви был о. Александр Хотьковский, служивший прежде в селе Ведерницы Дмитровского уезда. Богородице-Рождественскую церковь закрыли перед войной. В 1941 году село Льялово ненадолго оказалось захвачено немцами, но храм не был разрушен. Необычно сложилась судьба льяловской церкви уже после войны.
В 1956 году местный колхоз провел ремонт давно закрытой к тому времени Богородице-Рождественской церкви, причем здание переоборудовали под сельский клуб. Местные жители, помнившие прежнее убранство церкви, были недовольны ремонтом. Старожилы открыто укоряли председателя правления клуба и говорили ему: «Не пойдем мы туда, в церкви красиво было, войти приятно, а здесь что – голые стены!» Тогда председатель правления Анатолий Глебов решил украсить интерьеры картинами. В журнале «Наука и религия» вскоре вышла статья о необычном клубе в подмосковном Льялове, которая так и называлась «Картины вместо икон».

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Директор клуба Анатолий Глебов прежде работал в Суриковском художественном институте, и у него было много знакомых среди московских живописцев и скульпторов. Благодаря этим связям Глебов провел в бывшей церкви в Льялове выставку копий картин русских классиков, переданных ему на время из Третьяковской галереи. Когда срок выставки закончился, Глебов решил не останавливаться и создал постоянную экспозицию картин. Так было положено начало первой в бывшем СССР сельской художественной галерее.
Галерея в Льялове была официально открыта в 1958 году. Основу экспозиции составляли подлинные картины советских художников, но в галерее выставлялись также и образцы западноевропейского и китайского искусства. В льяловской галерее читали лекции специалисты из Третьяковской галереи и Пушкинского музея, выступали артисты Большого театра. В бывшей церкви в то время проходили публичные диспуты о перспективах покорения космоса и на тему: «Всегда ли будет существовать религия».
Клуб в Льялове стал образцом для многих подобных картинных галерей, которые стали появляться и в других селах страны. Работу галереи в Льялове в советские годы поддерживал местный совхоз «Искра» и руководство пансионата «Морозовка», который располагался в бывшей усадьбе Белосельских-Белозерских. В 1990-е годы картинная галерея в Льялове была закрыта, а ее экспонаты перевезены в музей города Солнечногорска. В это же время здание Богородице-Рождественского храма было передано верующим, после чего началось восстановление церковной жизни.
Антон Саков
На главную | В раздел «Статьи»
|