Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • 20 декабря

ХXX Андреевские чтения по современным проблемам богословия и культуры. Москва

  • 26 декабря

Презентация третьего номера журнала «Вестник христианской психологии». Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Древности Марий Эл. Церковь Владимирской иконы Божией Матери в селе Владимирское

Выпуск 5

19.09.2025 14:33 Версия для печати

Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

«Российские древности» продолжают цикл публикаций об архитектурных памятниках Марий Эл. Этот проект мы делаем при поддержке Агентства по развитию туризма Республики Марий-Эл, которое организовало нашу поездку по республике. Мы отправились в сердце Республики Марий Эл, на правый берегу Волги, где в тихом селе Владимирское Горномарийского района стоит один из самых значимых православных памятников Поволжья – церковь Владимирской иконы Божией Матери. Возведенная в начале XVIII века, она не просто архитектурный артефакт, но и ключевой свидетель истории христианизации горных мари, где православие сталкивалось с упорным сопротивлением местных традиций.

Сегодня она продолжает действовать, собирая прихожан и привлекая внимание историков, краеведов и путешественников, интересующихся древними святынями Поволжья.

Село Владимирское возникло в эпоху активного освоения Поволжья Московским царством, став одним из первых русских поселений на марийской земле. Документальные источники фиксируют его первое упоминание в 1594 году как «Басурманской слободы» – поселение служилых стрельцов и «черемис» (мари), переселенных после основания Козьмодемьянской крепости в 1583 году. Предположительно, именно эти стрельцы, прибывшие из Москвы, принесли с собой список Владимирской иконы Божией Матери, одного из самых почитаемых образов в русском православии. Считается, что наиболее значимым чудом, явленным образом, стало избавление города Козьмодемьянска от чумы в 1654 году.

Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

Ранний период существования прихода окутан предположениями, достоверных источников сохранилось крайне мало. Однако известно, что к началу 17 века здесь уже действовал деревянный храм в честь иконы, служивший духовным центром для обширной территории, включая марийские деревни. Это был типичный для того времени форпост христианской веры, где миссионеры боролись с языческими обрядами. Фатальным для деревянной церкви стал пожар в начале 18 века. Она сгорела, предположительно, от поджога со стороны местных жителей, сопротивлявшихся крещению. Из руин спасли лишь несколько икон и «Служебник» патриарха Никона (1652–1666 годов), что стало основой для будущего возрождения.

Иконостас храма. Фото: https://vk.com/vladimirskayachudotvornayaikona

Поворотным моментом стал 1713 год. Тогда на средства чебоксарского купца Михаила Игумнова, пожертвовавшего приданое своей умершей дочери, возвели каменный трехпрестольный (главный – Владимирской иконы Божией Матери, правый – Усекновения главы Иоанна Предтечи, левый – Космы и Дамиана) храм. Нововозведенная церковь была освящена 8 сентября по благословлению митрополита Казанского Тихона (Войнова). А в 1719 году митрополит Тихон установил традицию ежегодных крестных ходов с Владимирской иконой в Козьмодемьянск. Эти крестные ходы, привлекавшие множество верующих, подчеркивали роль храма как региональной святыни.

Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

В 19 веке Владимирский храм укреплялся, обрастая новыми постройками. Так, в 1835 году была пристроена колокольня в стиле классицизма. В 1861 году при храме открылась школа, превратив его в образовательный центр, а в 1868-м возвели каменную ограду с часовней. Село пережило разрушительный пожар 1833 года, который уничтожил почти все строения, кроме Владимирской церкви, и голод 1857-го, но храм устоял, став оплотом общины.

Одна из часовен в ограде храма. Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

Революционные потрясения 20 века едва не стерли Церковь Владимирской иконы Божией Матери с лица земли. В 1934-1937 годах приход окормлял священномученик Николай Рюриков (канонизирован в 2006 году), репрессированный и умерший в лагере 18 июня 1943-го. 14 января 1941 года, по постановлению властей Марийской АССР, храм закрыли: иконы порубили и сожгли, значительная часть церковной утвари исчезла бесследно, чудесные образа переданы в музей. Здание опустело, но в декабре 1944 года жителям села было разрешено зарегистрировать приход. А в январе 1945-го храм вернули общине.

Отдельного рассказа заслуживает история возвращения чудотворных икон, ставшая своего рода легендой о «спасительницах святынь» и обросшая многочисленными деталями в устных преданиях. В общем и целом история вышла следующая. Чудесные образа обнаружились в запасниках краеведческого музея города Козьмодемьянска. Откуда и были успешно выкрадены двумя местными жительницами одной прекрасной ночью 1948 года. Немногим позже иконы были возвращены в храм во Владимирском.

Детали декора. Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

Надо сказать, что возвращение икон вернуло Владимирскому храму статус и значение духовного центра. Еще более этому поспособствовало возобновление ежегодных крестных ходов.

Церковь Владимирской иконы Божией матери представляет собой редкий для Марий Эл пример каменного зодчества переходного периода — от барокко к классицизму. И этот факт делает ее ценным объектом для изучения региональной архитектуры.

Колокольня и трапезная храма. Фото: Алексей Паевский/russianold.ru

Основной объем храма – бесстолпный двусветный четверик с единственной главкой на барабане и полукруглой апсидой. Фасады лаконичны, но выразительны: углы усилены лопатками, карнизы выполнены в ампирном стиле, окна основного объема обрамлены простыми наличниками, при этом окна апсиды оформлены гораздо более замысловато с использованием колонок, резных карнизов и кокошников двух разных форм.

Колокольня, возведенная в 1835 году, – восьмигранная с куполом и шпилем – соединена с храмом трапезной, где размещены приделы во имя Иоанна Предтечи и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана. Ансамбль завершает каменная ограда 1868 года с часовней на северо-восточном углу, образуя замкнутый двор. Внутри сохранились отдельные фрагменты росписей 1713 и 1860-х годов, библейские сюжеты на сводах и стенах.

Сегодня церковь в селе Владимирское продолжает жить как часть Йошкар-Олинской епархии: здесь проходят регулярные богослужения и крестные ходы, привлекая паломников и туристов по волжским маршрутам. Однако ее состояние вызывает опасения. Трещины в стенах, протечки крыши и износ декора свидетельствуют о необходимости срочной реставрации.

Мария Буклаева

18 сентября 2025

Источник: "Российские древности"



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»