

|
Выставка «Сокровища Русского Севера» открылась в Музее им. Андрея Рублева

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 16 сентября, Благовест-инфо. Выставка «Сокровища Русского Севера. Художественный металл XIII–XVIII веков из собраний Архангельского краеведческого музея и Музея им. Андрея Рублева» открылась 15 сентября в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Впервые в экспозиции показаны редчайшие произведения декоративно-прикладного искусства из Архангельского краеведческого музея, созданные мастерами серебряного дела, резчиками по дереву и камню, а также уникальные иконы.
Многие из этих памятников, обладающих значимой историко-культурной ценностью, высоким художественным уровнем исполнения, ранее были доступны только избранным специалистам в фондах Архангельского краеведческого музея. Как рассказал «Благовест-инфо» куратор выставки, реставратор и искусствовед Валерий Игошев, показ этих предметов стал результатом их многолетней совместной работы с доктором искусствоведения Татьяной Кольцовой, которая выявляла происхождение памятников, хранящихся в запасниках Архангельского музея, по письменным источникам, архивным фотографиям, вкладным и охранительным надписям на предметах. Сам же Игошев сосредоточился на исследовании типологии, стиля, техники и технологии изготовления. Таким образом впервые была осуществлена комплексная атрибуция многочисленных памятников, большая часть которых попала в хранилище в 1920-е гг. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Это позволило представить памятники в экспозиции и в каталоге по типологическому и хронологическому принципу, связать их происхождение с крупнейшими монастырями, храмами и историческими личностями, а также с ведущими русскими художественными центрами: Москвой, Великим Новгородом, Псковом, Ярославлем, Русским Севером (включая Архангельск, Сольвычегодск, Великий Устюг).

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Серебряные предметы северных мастеров выполнены в различных традиционных техниках, получивших широкое распространение с эпохи Средневековья: чеканка, басма, выколотка, гравировка, оброн, скань, зернь, литье, эмаль, чернь и др. Многие памятники сочетают разные техники, причем в некоторых случаях при отсутствии серебра мастера использовали медь, медные сплавы, олово с последующим золочением и серебрением.
Среди древнейших памятников церковного искусства – ставротека XIII в. из Антониево-Сийского монастыря. Этот небольшой реликварий для частицы креста Господня состоит из двух частей: ковчежца, обложенного чеканным серебром, и крышечки. В этом же разделе выставки среди других древностей – небольшие ковчеги-мощевики (энколпии), наперсные образки (панагии), складни, наперсные кресты XIV–XVII веков. Каждый экспонат представлен на фоне зеркальца, чтобы можно было рассмотреть оборотную сторону. Такие маленькие персональные реликварии, вырезанные из камня, ценных пород дерева, отлитые из цветного стекла («литики») или украшенные живописью, именовались «воротными» или «наперсными». У них подвижное «оглавие», куда продевали шнур или цепочку для ношения на груди. Обычай носить такие иконки, кресты-мощевики пришел на Русь из Византии, пояснил Игошев.
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Особую группу составляют деревянные богослужебные кресты в серебряных окладах XVI–XVIII вв., которые создавались под влиянием византийских образцов. Это четырех-, шести-, семи-, восьмиконечные напрестольные, воздвизальные, водосвятные, благословящие, моленные, запрестольные (выносные) кресты. В центре экспозиции – большой запрестольный выносной позолоченный крест с круглыми медальонами: на них в технике искусной чеканки изображены двунадесятые праздники. Выяснилось, что этот крест вложил в Антониево-Сийский монастырь «москвитин» Иван Култыгин, который сам же его и сделал – он известен как мастер и торговец серебряного ряда, выполнявший многочисленные патриаршие заказы.
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
По особенностям орнамента, характеру изображений и технике опытному реставратору нетрудно определить, откуда происходит тот или иной предмет. Игошев рассказал, как он с первого взгляда отличает, например, произведения ярославских мастеров, которые украшали иконы окладами с орнаментальными травами, цветами, «репьями» и другими элементами узорочья. Великий Устюг славился своей эмалью и чернью – этих мастеров вызывали в Москву, где они обучали чернению столичных художников. Украшение Владимирской иконы Богоматери специалист тоже ни с чем не перепутает – это работа строгановских мастеров, которые, помимо окладов, венчали образ «коруной» и подвешивали к нему «цату» (типично русское изобретение – вариант вотивных даров, пояснил Игошев).

Фото: rublagovest-info.ru
Важный раздел экспозиции – напрестольные Евагелия, украшенные серебряными окладами, а также евхаристические предметы (потиры, дискосы, дорные тарели). В создании некоторых из них принимали участие не только русские серебряники, но и заморские ювелиры. В витрине со сложносоставной серебряной дароносицей конца XVII в. внимание привлекает «струфокамилово» (страусиное) яйцо в серебряной оправе с самоцветами – подвеска к паникадилу, по-видимому, пасхальный дар.
.jpg)
Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Все эти сокровища принято называть собирательно «декоративно-прикладное искусство». Но Игошев считает, что такое определение неточно; правильнее было бы говорить в целом о «сакральном искусстве» и его разных жанрах.
Выставка уникальных памятников Русского Севера открыта в ЦМИАР с 16 сентября по 23 ноября 2025 года.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|