Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • 20 декабря

ХXX Андреевские чтения по современным проблемам богословия и культуры. Москва

  • 26 декабря

Презентация третьего номера журнала «Вестник христианской психологии». Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Первый русский конец света, версия Василия Кореня

15.09.2025 15:50 Версия для печати

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка

Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» – сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован.

Оглядываясь назад, обнаруживаешь, что 2022 год издательство «Арт Волхонка» мудро отметило стартом книжной серии под названием «Реальность мистического, или Apocalypsis cum Figuris». В этом цикле иллюстрированных Апокалипсисов первым, разумеется, вышел Альбрехт Дюрер, а вторым – менее известный гравер Жан Дюве, также создавший обширный набор иллюстраций к Откровению Иоанна Богослова, самой пугающей и визионерской книге Библии. Теперь же настало время русского автора, тем более что его работа как раз отмечает своеобразный юбилей – 333-летие (то есть половинку от 666).

«Апокалипсис» Василия Кореня: 333-летие первого русского визуального Апокалипсиса / Сост. и науч. ред. А. А. Россомахин. М.: Арт Волхонка, 2025. 168 с., ил.

Все альбомы серии отличаются прекрасной полиграфией, что важно, когда речь идет о репродуцировании шедевров гравюры. С выходом третьей книги серия обретает более четкие очертания: «Апокалипсис» русского мастера встраивается в линию эволюции иконографии, начатую гением немецкого Ренессанса и продолженную представителем французского маньеризма. Разглядывать сходства и различия чрезвычайно увлекательно, чему дополнительно способствует приведенная в приложении таблица, где листы резчика Василия Кореня и знаменщика (автора исходных рисунков) Григория сравниваются с аналогами из голландской Библии Пискатора первой половины XVII века, откуда наш автор многое почерпнул визуально (как, к слову, и ярославские стенописцы).

Но «Апокалипсис» Кореня великолепен и в отрыве от этой издательской серии, а может и, наоборот, стать «точкой входа» в нее. Начнем с того, что по загадочным причинам сохранившаяся в единственном экземпляре Библия 1690-х годов, частью которой он является, – это одна из самых знаменитых русских иллюстрированных книг XVII века.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка

Может возникнуть вопрос, насколько правомерно было изъять одну часть оригинального издания и печатать ее отдельно. Вполне: Библия Кореня состоит всего из двух частей – Книги Бытия в 20 листах и Апокалипсиса в 16-ти. Листы по размеру разные.

Изначально, как и в случае с Дюрером, это были отдельные листы – «постеры». Под единую обложку они были переплетены их первым достоверным владельцем – сенатором Федором Андреевичем Толстым в начале XIX века. Исследователи даже не знают, задумывались ли Книга Бытия и Апокалипсис Коренем как единый цикл или как два отдельных. Наконец, разъятия цикла и вовсе не произошло: листы из Книги Бытия напечатаны здесь же, в приложении, только в уменьшенном формате.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка

Библиофилы вспомнят, что в 1983 году издательство «Искусство» напечатало объемный двухтомник Антонины Сакович, посвященный Кореню. Первая его часть содержала факсимиле, вторая – научное исследование. В таком случае зачем нужно сегодняшнее факсимиле, кроме как продолжить серию? Что ж, прошло 40 лет, изменилось многое: и наука, и полиграфия. Труд Сакович – внушительная научная монография большого веса, а тут перед нами чтение более комфортное и просветительское. Небольшой фрагмент текста Сакович с базовыми сведениями, впрочем, включен в новое издание, но гораздо важнее, что специально написаны новые статьи современными учеными: специалистом по истории европейской книги Ириной Хмелевских и искусствоведом Василием Успенским, ставшим автором краткого очерка русской апокалиптической иконографии, включая Серебряный век и авангард.

Страница из «Апокалипсиса» Василия Кореня. 1690-е.  Фото: Арт Волхонка

Статьи эти, в том числе введение от «локомотива» серии Андрея Россомахина, небольшие, но крайне увлекательные. Они, как закуска, только дразнят, заставляя мечтать о более фундаментальном новейшем исследовании творчества Кореня. Да и всей русской иконографии Апокалипсиса. Любопытно, какой будет следующая книга в серии, ведь гравированные циклы, кажется, уже кончились. Возможно, что-нибудь из европейских средневековых иллюминированных рукописей или же из наших старообрядческих книг?

Софья Багдасарова

12 сентября 2025

Источник: The Art Newspaper Russia



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»