Знаменская церковь под Волоколамском в усадьбе Безобразовых

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Знаменская церковь в селе Ивановском была построена в 1780-е годы. У нее редкая для Подмосковья композиция, состоящая из церкви-ротонды и двух парных колоколен, примыкающих к ней с западной стороны. Есть версия, что храм строился по проекту архитектора Елизвоя Назарова, автора московского храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище. В 1860-е годы купол Знаменской церкви обрушился, после чего здание воссоздавалось уже другим зодчим в более простых формах. Возможно, в изначальном виде Знаменский храм имел псевдоготические черты, как у баженовских построек в усадьбе Царицыно. Елизвой Назаров вполне мог «заимствовать» их у своего родственника Баженова – оба зодчих были женаты на родных сестрах.
До революции главной святыней церкви в Ивановском была старинная икона Божией Матери «Знамение». Местный священник вел записи чудес, совершавшихся от иконы, а в 1880-е годы еще были живы люди, исцелившиеся здесь по молитвам к Божией Матери. Тем не менее, эта икона была мало известна за пределами Ивановского прихода. В Волоколамске и уезде были иные святыни, привлекавшие множество богомольцев, например, знаменитый Иосифо-Волоцкий монастырь с гробом преподобного Иосифа (Санина), а в самом городе – чтимая Страстная икона Божией Матери и резной образ Николая Чудотворца.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Упомянутый резной образ Николы Можайского из собора города Волоколамска почитал на протяжении всей жизни и владелец села Ивановского Александр Михайлович Безобразов – сын храмоздателя Знаменской церкви. В детстве Безобразов перенес болезнь глаз, из-за которой мог навсегда лишиться зрения. Врачи не могли ничем помочь мальчику, и тогда мать привела его в Воскресенский собор Волоколамска помолиться у резного образа Николая Чудотворца. После молебна глаза ребенка помазали маслом от лампады, которая висела у чтимой деревянной скульптуры. На следующее же утро слепота прошла, и вскоре Безобразов получил полное исцеление. С тех пор, будучи уже высоким сановником, он был частым посетителем и жертвователем волоколамского собора.
Александр Безобразов скончался в 1871 году девяностолетним старцем и был погребен в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Однако его родные нашли покой на волоколамской земле. Основатели усадьбы Ивановское его дед Иосиф Иванович и бабка Мавра Дмитриевна были погребены в Иосифо-Волоцком монастыре. Там же в семейном некрополе был похоронен и его отец Михаил Осипович. Внуки Александр и Павел и другие родственники А. Безобразова были похоронены уже при Знаменской церкви в Ивановском. Могилы Безобразовых в Волоцкой обители утрачены, а некрополь в Ивановском, напротив, сохранился до сего дня. Среди уцелевших надгробий есть и памятник последнего владельца усадьбы графа Чернышева-Безобразова.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В 1847 году Александр Безобразов пожертвовал в Иосифо-Волоцкий монастырь, где были погребены его предки, драгоценное Евангелие, украшенное золоченым серебром и накладными клеймами. Однако для Безобразова был важен не только драгоценный оклад священной книги. Еще будучи тамбовским губернатором, он стал одним из тех, кто поддержал начинание царя Александра I по созданию в России библейского общества.
28 октября 1817 года в его доме было торжественно открыто отделение библейского общества в Тамбове. На этом собрании присутствовало более 200 человек разных сословий. Среди них были грузинский Патриарх-Католикос Антоний II (Багратион), епископ Тамбовский и Шацкий Иона, а также гражданские чиновники, духовенство, купцы и мещане. Губернатор Безобразов составил длинную речь, похожую по стилю на церковную проповедь. В ней он говорил: «Мы единодушно горим усердием просветить храмины сердец наших светом Слова Божия… Познать истинную добродетель во всем ее блеске, нет другого пути и другого средства, как Слово Божие!»

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Александр Безобразов кроме того, что последовательно занимал пост губернатора в Ярославле, Тамбове, Петербурге и возглавлял в Сенате межевое отделение, был известен тем, что сочинял стихи. Одно из его стихотворений было посвящено волоколамскому краю и называлось «На реке». В нем сенатор воспевал красоту реки Ламы, в излучине которой находится усадьба Ивановское.
С конца XIX столетия история Знаменской церкви в большей степени стала связана не с владельцами усадьбы, а с располагавшейся неподалеку текстильной фабрикой. Еще до отмены крепостного права крестьянин Егор Старшинов основал небольшое текстильное производство в деревне Шишкиной. Это была одна из первых фабрик в Волоколамском уезде по выработке тканевых одеял. В 1880-е годы тот же Старшинов открыл вторую фабрику недалеко от Ивановского в деревне Щекиной, выкупив часть земли некоего помещика Лисатовича. По своему устройству и условиям труда фабрика Старшинова в Щекине считалась одной из лучших не только в уезде, но и за его пределами.
В конце XIX века фабрику в Щекине возглавили братья Николай и Аркадий Старшиновы. Щекино входило в приход Знаменской церкви села Ивановского, поэтому с ростом фабрики прибыло и прихожан из числа щекинских рабочих. С этого времени церковным старостой храма стал сам фабрикант Аркадий Старшинов. На его средства в 1903 году в церкви были сделаны новые росписи и обновлены интерьеры. В жизни прихода участвовала супруга ктитора Мария и брат Николай. Последний, например, стал восприемником у рабочего – местного старообрядца, пожелавшего присоединиться к Православной Церкви.
К началу XX столетия стенная живопись Знаменского храма во многих местах повредилась и осыпалась. По описанию, составленному, вероятно, сыном настоятеля семинаристом Александром Соколовым, старая живопись была невысокого качества и «незатейливого вкуса». Однако совсем другое мнение о прежних росписях встречается в описании 1888 года. Еще в первой половине XIX века Знаменский храм был украшен живописью академика Конобеевского, взятой с академической выставки. Искусно был выполнен образ Благовещения на Царских вратах и запрестольная картина. А над сюжетом Воскресения Христова, по преданию, работал знаменитый художник Карл Брюллов. В Знаменской церкви также находился прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, принадлежавший владельцам усадьбы Безобразовым.
.jpg)
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Освящение новых росписей в 1903 году было приурочено к престольному празднику, который по местному обычаю отмечался в Михайлов день 8 ноября по старому стилю. В тот день в Знаменской церкви служили, кроме местного священника Павла Соколова, соборный протоиерей Волоколамска и священник из отдаленного села Амельфина, где была расположена другая фабрика Старшиновых. Новые росписи развивали тему храма как «врачебницы» душевных и телесных недугов. Центральным был сюжет «Приидите ко Мне все труждающиеся».
Знаменская церковь в селе Ивановском действовала до начала Великой Отечественной войны. В 1941 году немцы заняли Волоколамск, закрепившись в том числе и в бывшей усадьбе Безобразовых. На одной из колоколен Знаменской церкви был установлен наблюдательный пункт, с нее велись обстрелы наступавших со стороны Истры советских солдат. Несмотря на ожесточенные бои в Ивановском, Знаменская церковь уцелела. Часть звонницы была разобрана уже после войны – кирпичи пошли на нужды аграрного техникума. Несколько лет назад церковь была восстановлена в своем прежнем виде.
Антон Саков
На главную | В раздел «Статьи»
|