Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9–14 декабря

Рождественский фестиваль «Артос». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 декабря

Открытие рождественской выставки «Дары волхвов». Москва

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

Все »









Новости

Образ Богоматери из наследия рода Богарне, связанного с Саввой Сторожевским, представлен в ГМИИ

05.09.2025 17:25 Версия для печати

Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru

Москва, 4 сентября. Впервые за столетие публике представлена картина «Мадонна с младенцем», написанная в XVII веке болонским мастером Гверчино (Джованни Франческо Барбьери). Работу итальянского художника, считавшуюся утраченной, показывает с начала сентября Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ). Шедевр Гверчино недавно передала музею дочь художника Ильи Глазунова.

Картина демонстрируется отдельно в рамках проекта «Новые шедевры Пушкинского» до 14 сентября, а затем, как сообщают в музее, займет место в постоянной экспозиции. В описании картины отмечается, что она происходит из Мальмезонской коллекции. Речь идет о собрании супруги Наполеона Жозефины. В своем замке Мальмезон она устроила галерею с верхним освещением для своей коллекции произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. После победы над Францией, император Александр I выкупил у наследников покойной Жозефины более 40 лучших работ, что позволило, как отмечают историки, покрыть часть долгов матери её детям от первого брака Эжену и Гортензии. В октябре 1815 года картины были выставлены в Северном кабинете корпуса Лоджий Рафаэля, получившем имя Мальмезонского зала, сообщается на сайте Эрмитажа. Затем император Николай I приобрел еще 30 картин из Мальмезонского дворца. После революции 1917 года в Эрмитаж от семьи герцогов Лейхтенбергских – потомков Эжена Богарне, также поступили некоторые происходившие из Мальмезона произведения искусства. Картина Гверчино, как говорится в описании ГМИИ, фигурировала одно время в фонде Румянцевского музея, а после его расформирования в 1924 году поступила в Государственный музейный фонд. Последняя запись 1928 года свидетельствует о передаче полотна в раздел «Антиквариат» для продажи за границу.     

Род Богарне связан с историей России тесными узами, в том числе семейными, а также духовными. Эжен, или, на русский манер, Евгений Богарне, возглавлявший в чине генерала четвертый корпус наполеоновской армии, на подступах к Москве в 1812 году заночевал в Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом и увидел во сне монаха, который просил не разорять обитель, и сказал, что его потомство послужит России. Эжен был человек не робкого десятка – говорят, еще мальчиком он однажды прибежал к Наполеону, служившему в то время комендантом Парижа, и попросил отдать ему шпагу казненного отца. Мать мальчика пришла поблагодарить Наполеона, это и была Жозефина. Генерал после увиденного во сне побежал в храм и увидел на иконе образ основателя монастыря Саввы Сторожевского. Богарне запретил солдатам грабежи, после войны вернулся домой, а затем переехал в Баварию.

Эта история, происшедшая в звенигородском монастыре, передается потомкам рода Богарне, последняя из которого в сане монахини скончалась в русском монастыре под Парижем в 2013 году. Свидетельства, связанные с родом Богарне, собирает историк Георгий Кобро -- священник Русской Зарубежной Церкви, служащий в Баварии. Потомки рода Богарне породнились с российской императорской семьей – сын генерала Максимилиан, герцог Лейхтенбергский женился на дочери Николая I Марии Николаевне и переехал в Санкт-Петербург. Знакомство произошло во время отдыха царской семьи на озере Тегернзее, где было имение Эжена Богарне.

При первом посещении России Максимилиан попросил отвезти его в Саввино-Сторожевский монастырь; в ответ на удивленные вопросы он и рассказал эту историю, сообщив, что отец наказал ему поклониться мощам святого Саввы. Максимилиан занимался развитием горного дела в России. Его именем названа Максимилиановская больница в Санкт-Петербурге. Потомки также деятельно служили России. Старший сын Николай руководил Императорским минералогическим обществом. Правнуки Эжена – представители рода Лейхтенбергских-Романовских Георгий и Николай были в свите Николая II, участвовали в попытке освободить императора из заточения, утверждает историк. После революции потомки Богарне переехали в свое имение в Баварии.

Фото: Елена Дорофеева / blagovest-info.ru

Праправнучка Максимилиана десять лет назад в интервью радио «Град Петров» рассказывала во французском монастыре подробно историю с генералом Богарне в Саввино-Сторожевском монастыре, а также об удивительных историях, связанных со спасением во время революции ее родственников. В 1990-е годы она приезжала в Россию.

Герцогиня Елена Дмитриевна Лейхтенбергская, Богарне-Романовская (1922–2013) приняла постриг с именем Елизаветы в 1980 году в Покровском женском монастыре, который находится в ста километрах от Парижа, в Бюсси-ан-От. В жизни монахини Елизаветы, еще когда она была девушкой и жила в Америке с семьей сестры, есть чудесная  история, связанная с образом Богородицы. Казанскую икону намеревались продать православному приходу некие католики, но никак не могли собрать нужную сумму из-за дорогого оклада с драгоценными камнями. В этих событиях участвовал архиепископ Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский. Для необыкновенной иконы устроили даже специальную часовенку во время Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1964 году, и Елене Богарне поручили опекать эту икону. Затем икона оказалась в Фатиме, а потом была передана в Ватикан. Через некоторое время Папа Римский принял решение передать образ в Россию, что и было сделано 28 августа 2004 года – в торжественной обстановке образ Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля, передали патриарху Алексию II.

Елена Дорофеева



На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»