Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • 20 декабря

ХXX Андреевские чтения по современным проблемам богословия и культуры. Москва

  • 26 декабря

Презентация третьего номера журнала «Вестник христианской психологии». Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Древности Марий Эл. Церковь Живоначальной Троицы в Йошкар-Оле

Выпуск 4

01.09.2025 11:13 Версия для печати

Фото: Wikimedia Commons

«Российские древности» продолжают цикл публикаций об архитектурных памятниках Марий Эл. Этот проект мы делаем при поддержке Агентства по развитию туризма Республики Марий-Эл, которое организовало нашу поездку по республике.

На этот раз героем материала становится один из древнейших храмов республики – церковь Живоначальной Троицы. Высокая белоснежная, словно кружевная, Троицкая церковь неизменно привлекает к себе внимание любого, кто оказывается поблизости. Судьба храма, как и многих памятников старины, оказавшихся на рубеже эпох, полна драматичных поворотов. Но, как обычно, – обо всем по порядку.

Первые упоминания Троицкой церкви в Царевококшайске, тогда еще деревянной, относятся к 1646 году. Иные свидетельства, которые бы позволяли установить время основания храма, не сохранились. Однако известно, что спустя 90 лет с момента первого упоминания было принято решение о возведении церкви Живоначальной Троицы в камне. Строительство велось в несколько этапов и заняло более двух десятилетий.

Вид Царевококшайска с левого берега Кокшаги со стороны казанской дороги. (1910-1920 гг.)

Согласно рядной записи 1734 года (де факто – контракту на постройку), было решено строить «каменную церковь о два храма в низу да в верьху». В тексте зафиксировано имя заказчика – крестьянина Алексея Осокина из деревни Жуково.

Рядная запись на постройку каменной Троицко-Никольской церкви в Царевококшайске. 1734 год

Строительство началось в 1736 году, и уже в 1737 нижний теплый храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Возведение же верхнего, холодного храма в честь Троицы Живоначальной заняло 20 лет. Из указа императрицы Елизаветы Петровны 1756 года известно, что храм был достроен и готов к освящению: «…а ныне де и показанная настоящая церковь во именование Пресвятыя и Живоначалныя Троицы строением в совершенство приведена и надлежащим церковным благолепием украшена и ко освящению имеется в готовности».

Троицкая церковь. Общий вид с Троицкой площади. Фотография Г. Георгиевского (август 1901 г.)

Новый просторный светлый Троицкий храм в Царевококшайске был освящен в 1757 году.

Завершение строительных работ совпало со строительством других церквей – Воскресенской, Вознесенской и Входо-Иерусалимской. И здесь любопытна разница во внешнем облике Троицкого храма от трех прочих, основной объем которых представлял собой восьмерик на четверике. Троицкая же церковь соответствовала первоначальному заказу – четверик с пятиглавием.

В истории Троицкой церкви Йошкар-Олы есть страницы, где факт и гипотеза тесно переплетаются, оставляя простор для исследовательских догадок. Известно, что в храме существовал придел, освящённый во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. При этом ни в храмозданной грамоте 1734 года, ни в указе об освящении верхнего яруса от 1756 года он не упоминается. Первое документальное свидетельство о Благовещенском приделе появляется лишь в 1775 году в распоряжении казанской духовной консистории, касающемся обновления икон.

Изначально придел находился в верхнем храме, но в 1812 году его переместили в нижний ярус. Здесь он просуществовал до 1908 года, после чего был закрыт. Располагался он в трапезной части церкви, справа от входа.

Не менее интересен вопрос о статусе Троицкого храма в системе церковной иерархии дореволюционного Царевококшайска. Его типология – мощный четвериковый объём, завершённый традиционным пятиглавием – скорее соответствует архитектуре соборных храмов, нежели обычных приходских. Для сравнения: в соседних городах Поволжья – Козьмодемьянске, Цивильске, Ядрине – аналогичные храмы строились именно как городские соборы.

Кроме того, Троицкая церковь стала первой каменной постройкой такого рода в Царевококшайске – особая честь, редко выпадавшая на долю рядовых приходов. Однако соборной функцией она так и не была наделена, находилась в пределах второго оборонительного кольца – важной, но не центральной части города.

Такая промежуточная позиция между рядовым приходом и собором породила гипотезу о возможном монастырском происхождении церкви. Однако сохранившиеся архивные записи эту версию не подтверждают. Так, в «Реестре Царёво Кокшайскаго города…» 1745 года Троицкий храм числится как обычная приходская церковь, без упоминания монастырского статуса. Да и в церковных документах XIX века не фиксируются следы какого-либо монашеского сообщества.

Общий вид с колокольни Вознесенского собора. Слева – Троицкий храм.

Последним штрихом в каменном ансамбле Троицкой церкви стала отдельно стоящая колокольня. Согласно указу императрицы 1765 года, старая деревянная звонница была разобрана, а на её месте возведена новая – каменная, в нарядном стиле московского (нарышкинского) барокко. Колокольня замкнула композицию храма, придав всему комплексу величавую, соборную завершённость.

Первоначальный облик

Первоначальная Троицкая церковь в Царевококшайске являет собой выразительный пример русского культового зодчества XVII века, дополненный элементами архитектурного языка XVIII столетия. Её композиция, масштаб и декоративное решение отражали не только религиозную функцию, но и статус значимого духовного центра на окраине тогдашней Казанской епархии.

Храм имел характерную двухъярусную структуру: нижний тёплый храм во имя святителя Николая Чудотворца предназначался для зимнего богослужения, а верхний, посвящённый Святой Троице, использовался в тёплое время года. Купольная композиция представляла собой пятиглавие – центральный купол окружали четыре меньших, все установленные на глухих барабанах. Главы завершались характерными луковичными куполами. Основной объём храма составлял четверик с четырёхскатной кровлей, на которую органично насаживалось пятиглавое завершение – визуально уравновешенное и компактное.

Современный облик. Фото: Мария Буклаева / russianold.ru

С северной и западной сторон располагалась открытая галерея-гульбище, предварявшая вход в трапезную.

С западной стороны к основному объёму примыкала трапезная с крыльцом, а с востока – полукруглые апсиды, обозначавшие алтарные пространства обоих храмов. Колокольня, стоявшая отдельно, поражала своими размерами и художественной проработкой: четырёхъярусная, восьмигранная, увенчанная шпилем и укомплектованная семью колоколами – от одного до 281 пуда весом. Она служила не только звуковым центром прихода, но и важной вертикальной доминантой городской панорамы.

Современный облик воссозданной колокольни. Фото: Мария Буклаева / russianold.ru

Фасады церкви украшались в характерной для того времени манере: резные наличники с висячими гирьками, декоративные закомары, обрамлявшие завершения фасадов, и тонкий кирпичный поясок-поребрик, обегавший здание по периметру.

Интерьеры отличались богатством убранства. В Троицком верхнем храме возвышался четырёхъярусный деревянный иконостас, окрашенный в белый цвет и украшенный позолотой. Все 64 иконы находились в резных, серебряных и золочёных ризах. В Никольском нижнем храме иконостас был двухъярусным, более компактным, но не менее торжественным.

Особо почитаемым образом считалась уникальная резная деревянная икона Христа в темнице, датированная 1695 годом. Кроме того, в полу обоих храмов были врезаны массивные деревянные кресты из цельных бревен – один в верхнем, другой в нижнем ярусе. Эти кресты служили не только литургическими ориентирами, но и сакральными точками пространства, символически соединяющими небесное и земное.

Судьба храма в XX веке

XX век стал для Троицкой церкви временем тяжёлых испытаний. В советский период здание было лишено своей религиозной функции и пережило долгие десятилетия запустения и разрушения.

В 1920-е годы приход Троицкой церкви оказался вовлечён в церковный раскол: его духовенство, во главе со священником Иоанном Петровым, присоединилось к так называемому обновленчеству – лояльному к властям движению, вызванному репрессиями против Русской Православной Церкви. Однако это не спасло храм от дальнейших преследований.

21 апреля 1932 года было принято постановление о закрытии церкви. Здание передали в ведение Марийского центрального краеведческого музея, после чего началась его стремительная утрата как архитектурного и духовного объекта. В 1930-е годы в нижнем ярусе разместили мастерские, позже – во время войны – помещение использовалось для испытаний броневых листов.

Фото: Мария Буклаева / russianold.ru

В 1939 году разобраны все купола, уничтожен верхний храм и четырёхъярусная колокольня. Оставшееся сооружение, лишённое куполов, иконостаса, внутренних росписей, пребывало в полуразрушенном состоянии более полувека.

Новая эпоха для Троицкого храма началась лишь с наступлением перестройки. В 1991 году оставшееся здание было передано Русской Православной Церкви. С 1995 по 2008 год велись масштабные восстановительные работы под руководством архитектора А.М. Кривцова. Здание возрождалось практически заново: были укреплены фундамент и стены, воссозданы интерьеры, восстановлены купола и колокольня.

Фото: Мария Буклаева / russianold.ru

17 мая 2003 года состоялось освящение нижнего Никольского храма, которое совершил архиепископ Иоанн. В сентябре 2004 года при помощи 60-тонного крана на восстановленное здание водрузили новые купола с крестами. А 25 мая 2008 года, спустя почти 70 лет после разрушения, был вновь освящён главный Троицкий престол. Храм вернулся к жизни.

Современный облик

Завершённые к 2008 году работы стали не просто реставрацией, а новым этапом в жизни храма – попыткой воссоздать утраченное, сохранив при этом дух и пропорции исторического облика.

Архитекторы нового проекта постарались воспроизвести основные объемно-пространственные характеристики прежнего сооружения: сохранились двухъярусная структура с Троицким и Никольским храмами, традиционное пятиглавие и четвериковый объём. Однако в деталях здание претерпело заметные изменения.

Галерея-гульбище не была восстановлена. Некоторые элементы наружного декора – закомары, наличники, кирпичный поясок – были переработаны, и теперь воспроизводят скорее обобщённый образ «русской церкви», чем точный архитектурный язык XVIII века.

Колокольня, вновь воздвигнутая после утраты в 1930-х годах, вернулась на своё историческое место, но в несколько изменённой стилистике. Она сохраняет восьмигранную форму и многоярусность, однако её пропорции и декоративное оформление адаптированы к современному проекту, что придаёт ей иное визуальное звучание по сравнению с оригиналом.

Интерьеры храма выполнены заново. Над росписями до сегодняшнего дня работают московские мастера, вдохновляясь византийской и афонской традицией. Купола и стены украшают фрески, насыщенные богословским содержанием и тонкой колористикой. Вместо прежнего деревянного иконостаса установлен новый – в том числе мраморный в нижнем храме, что придаёт пространству строгость и величие, но отсылает скорее к эстетике новейшего храмового строительства.

Исследователи и краеведы отмечают, что современный облик Троицкой церкви заметно отличается от её исторического состояния рубежа XIX–XX веков. Однако сегодня она является исключительно нарядным величественным храмом с изумительно красивыми расписными интерьерами. Службы в храме проводятся по выходным и в большие церковные праздники. Ежедневно с 11:00 до 15:00 Троицкий храм открыт для посещения всеми желающими.

Подводя итог нашему рассказу, нельзя не отметить изящные повороты судьбы в виде неожиданно подаренной книги, совершенно роскошного, скрупулезно собранного издания «Царевококшайский альбом: эпоха, город и горожане на старинных открытках и фотографиях» авторства Сергея Старикова. Эта публикация была бы неполной без редких дореволюционных снимков и открыток, запечатлевших первоначальный исчезнувший облик Троицкой церкви.

Мария Буклаева

31 августа 2025

Источник: "Российские древности"



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»