Древности Марий Эл. Церковь Живоначальной Троицы в Йошкар-Оле
Выпуск 4
.jpg)
Фото: Wikimedia Commons
«Российские древности» продолжают цикл публикаций об архитектурных памятниках Марий Эл. Этот проект мы делаем при поддержке Агентства по развитию туризма Республики Марий-Эл, которое организовало нашу поездку по республике.
На этот раз героем материала становится один из древнейших храмов республики – церковь Живоначальной Троицы. Высокая белоснежная, словно кружевная, Троицкая церковь неизменно привлекает к себе внимание любого, кто оказывается поблизости. Судьба храма, как и многих памятников старины, оказавшихся на рубеже эпох, полна драматичных поворотов. Но, как обычно, – обо всем по порядку.
Первые упоминания Троицкой церкви в Царевококшайске, тогда еще деревянной, относятся к 1646 году. Иные свидетельства, которые бы позволяли установить время основания храма, не сохранились. Однако известно, что спустя 90 лет с момента первого упоминания было принято решение о возведении церкви Живоначальной Троицы в камне. Строительство велось в несколько этапов и заняло более двух десятилетий.

Вид Царевококшайска с левого берега Кокшаги со стороны казанской дороги. (1910-1920 гг.)
Согласно рядной записи 1734 года (де факто – контракту на постройку), было решено строить «каменную церковь о два храма в низу да в верьху». В тексте зафиксировано имя заказчика – крестьянина Алексея Осокина из деревни Жуково.

Рядная запись на постройку каменной Троицко-Никольской церкви в Царевококшайске. 1734 год
Строительство началось в 1736 году, и уже в 1737 нижний теплый храм был освящен в честь Николая Чудотворца. Возведение же верхнего, холодного храма в честь Троицы Живоначальной заняло 20 лет. Из указа императрицы Елизаветы Петровны 1756 года известно, что храм был достроен и готов к освящению: «…а ныне де и показанная настоящая церковь во именование Пресвятыя и Живоначалныя Троицы строением в совершенство приведена и надлежащим церковным благолепием украшена и ко освящению имеется в готовности».

Троицкая церковь. Общий вид с Троицкой площади. Фотография Г. Георгиевского (август 1901 г.)
Новый просторный светлый Троицкий храм в Царевококшайске был освящен в 1757 году.
Завершение строительных работ совпало со строительством других церквей – Воскресенской, Вознесенской и Входо-Иерусалимской. И здесь любопытна разница во внешнем облике Троицкого храма от трех прочих, основной объем которых представлял собой восьмерик на четверике. Троицкая же церковь соответствовала первоначальному заказу – четверик с пятиглавием.
В истории Троицкой церкви Йошкар-Олы есть страницы, где факт и гипотеза тесно переплетаются, оставляя простор для исследовательских догадок. Известно, что в храме существовал придел, освящённый во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. При этом ни в храмозданной грамоте 1734 года, ни в указе об освящении верхнего яруса от 1756 года он не упоминается. Первое документальное свидетельство о Благовещенском приделе появляется лишь в 1775 году в распоряжении казанской духовной консистории, касающемся обновления икон.
Изначально придел находился в верхнем храме, но в 1812 году его переместили в нижний ярус. Здесь он просуществовал до 1908 года, после чего был закрыт. Располагался он в трапезной части церкви, справа от входа.
Не менее интересен вопрос о статусе Троицкого храма в системе церковной иерархии дореволюционного Царевококшайска. Его типология – мощный четвериковый объём, завершённый традиционным пятиглавием – скорее соответствует архитектуре соборных храмов, нежели обычных приходских. Для сравнения: в соседних городах Поволжья – Козьмодемьянске, Цивильске, Ядрине – аналогичные храмы строились именно как городские соборы.
Кроме того, Троицкая церковь стала первой каменной постройкой такого рода в Царевококшайске – особая честь, редко выпадавшая на долю рядовых приходов. Однако соборной функцией она так и не была наделена, находилась в пределах второго оборонительного кольца – важной, но не центральной части города.
Такая промежуточная позиция между рядовым приходом и собором породила гипотезу о возможном монастырском происхождении церкви. Однако сохранившиеся архивные записи эту версию не подтверждают. Так, в «Реестре Царёво Кокшайскаго города…» 1745 года Троицкий храм числится как обычная приходская церковь, без упоминания монастырского статуса. Да и в церковных документах XIX века не фиксируются следы какого-либо монашеского сообщества.
.jpg)
Общий вид с колокольни Вознесенского собора. Слева – Троицкий храм.
Последним штрихом в каменном ансамбле Троицкой церкви стала отдельно стоящая колокольня. Согласно указу императрицы 1765 года, старая деревянная звонница была разобрана, а на её месте возведена новая – каменная, в нарядном стиле московского (нарышкинского) барокко. Колокольня замкнула композицию храма, придав всему комплексу величавую, соборную завершённость.
Первоначальный облик
Первоначальная Троицкая церковь в Царевококшайске являет собой выразительный пример русского культового зодчества XVII века, дополненный элементами архитектурного языка XVIII столетия. Её композиция, масштаб и декоративное решение отражали не только религиозную функцию, но и статус значимого духовного центра на окраине тогдашней Казанской епархии.
Храм имел характерную двухъярусную структуру: нижний тёплый храм во имя святителя Николая Чудотворца предназначался для зимнего богослужения, а верхний, посвящённый Святой Троице, использовался в тёплое время года. Купольная композиция представляла собой пятиглавие – центральный купол окружали четыре меньших, все установленные на глухих барабанах. Главы завершались характерными луковичными куполами. Основной объём храма составлял четверик с четырёхскатной кровлей, на которую органично насаживалось пятиглавое завершение – визуально уравновешенное и компактное.

Современный облик. Фото: Мария Буклаева / russianold.ru
С северной и западной сторон располагалась открытая галерея-гульбище, предварявшая вход в трапезную.
С западной стороны к основному объёму примыкала трапезная с крыльцом, а с востока – полукруглые апсиды, обозначавшие алтарные пространства обоих храмов. Колокольня, стоявшая отдельно, поражала своими размерами и художественной проработкой: четырёхъярусная, восьмигранная, увенчанная шпилем и укомплектованная семью колоколами – от одного до 281 пуда весом. Она служила не только звуковым центром прихода, но и важной вертикальной доминантой городской панорамы.

Современный облик воссозданной колокольни. Фото: Мария Буклаева / russianold.ru
Фасады церкви украшались в характерной для того времени манере: резные наличники с висячими гирьками, декоративные закомары, обрамлявшие завершения фасадов, и тонкий кирпичный поясок-поребрик, обегавший здание по периметру.
Интерьеры отличались богатством убранства. В Троицком верхнем храме возвышался четырёхъярусный деревянный иконостас, окрашенный в белый цвет и украшенный позолотой. Все 64 иконы находились в резных, серебряных и золочёных ризах. В Никольском нижнем храме иконостас был двухъярусным, более компактным, но не менее торжественным.
Особо почитаемым образом считалась уникальная резная деревянная икона Христа в темнице, датированная 1695 годом. Кроме того, в полу обоих храмов были врезаны массивные деревянные кресты из цельных бревен – один в верхнем, другой в нижнем ярусе. Эти кресты служили не только литургическими ориентирами, но и сакральными точками пространства, символически соединяющими небесное и земное.
Судьба храма в XX веке
XX век стал для Троицкой церкви временем тяжёлых испытаний. В советский период здание было лишено своей религиозной функции и пережило долгие десятилетия запустения и разрушения.
В 1920-е годы приход Троицкой церкви оказался вовлечён в церковный раскол: его духовенство, во главе со священником Иоанном Петровым, присоединилось к так называемому обновленчеству – лояльному к властям движению, вызванному репрессиями против Русской Православной Церкви. Однако это не спасло храм от дальнейших преследований.
21 апреля 1932 года было принято постановление о закрытии церкви. Здание передали в ведение Марийского центрального краеведческого музея, после чего началась его стремительная утрата как архитектурного и духовного объекта. В 1930-е годы в нижнем ярусе разместили мастерские, позже – во время войны – помещение использовалось для испытаний броневых листов.

Фото: Мария Буклаева / russianold.ru
В 1939 году разобраны все купола, уничтожен верхний храм и четырёхъярусная колокольня. Оставшееся сооружение, лишённое куполов, иконостаса, внутренних росписей, пребывало в полуразрушенном состоянии более полувека.
Новая эпоха для Троицкого храма началась лишь с наступлением перестройки. В 1991 году оставшееся здание было передано Русской Православной Церкви. С 1995 по 2008 год велись масштабные восстановительные работы под руководством архитектора А.М. Кривцова. Здание возрождалось практически заново: были укреплены фундамент и стены, воссозданы интерьеры, восстановлены купола и колокольня.

Фото: Мария Буклаева / russianold.ru
17 мая 2003 года состоялось освящение нижнего Никольского храма, которое совершил архиепископ Иоанн. В сентябре 2004 года при помощи 60-тонного крана на восстановленное здание водрузили новые купола с крестами. А 25 мая 2008 года, спустя почти 70 лет после разрушения, был вновь освящён главный Троицкий престол. Храм вернулся к жизни.
Современный облик
Завершённые к 2008 году работы стали не просто реставрацией, а новым этапом в жизни храма – попыткой воссоздать утраченное, сохранив при этом дух и пропорции исторического облика.
Архитекторы нового проекта постарались воспроизвести основные объемно-пространственные характеристики прежнего сооружения: сохранились двухъярусная структура с Троицким и Никольским храмами, традиционное пятиглавие и четвериковый объём. Однако в деталях здание претерпело заметные изменения.
Галерея-гульбище не была восстановлена. Некоторые элементы наружного декора – закомары, наличники, кирпичный поясок – были переработаны, и теперь воспроизводят скорее обобщённый образ «русской церкви», чем точный архитектурный язык XVIII века.
Колокольня, вновь воздвигнутая после утраты в 1930-х годах, вернулась на своё историческое место, но в несколько изменённой стилистике. Она сохраняет восьмигранную форму и многоярусность, однако её пропорции и декоративное оформление адаптированы к современному проекту, что придаёт ей иное визуальное звучание по сравнению с оригиналом.
Интерьеры храма выполнены заново. Над росписями до сегодняшнего дня работают московские мастера, вдохновляясь византийской и афонской традицией. Купола и стены украшают фрески, насыщенные богословским содержанием и тонкой колористикой. Вместо прежнего деревянного иконостаса установлен новый – в том числе мраморный в нижнем храме, что придаёт пространству строгость и величие, но отсылает скорее к эстетике новейшего храмового строительства.
Исследователи и краеведы отмечают, что современный облик Троицкой церкви заметно отличается от её исторического состояния рубежа XIX–XX веков. Однако сегодня она является исключительно нарядным величественным храмом с изумительно красивыми расписными интерьерами. Службы в храме проводятся по выходным и в большие церковные праздники. Ежедневно с 11:00 до 15:00 Троицкий храм открыт для посещения всеми желающими.
Подводя итог нашему рассказу, нельзя не отметить изящные повороты судьбы в виде неожиданно подаренной книги, совершенно роскошного, скрупулезно собранного издания «Царевококшайский альбом: эпоха, город и горожане на старинных открытках и фотографиях» авторства Сергея Старикова. Эта публикация была бы неполной без редких дореволюционных снимков и открыток, запечатлевших первоначальный исчезнувший облик Троицкой церкви.
Мария Буклаева
31 августа 2025
Источник: "Российские древности"
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|