Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 20 декабря

ХXX Андреевские чтения по современным проблемам богословия и культуры. Москва

  • 25 декабря 2025 - 25 января 2026

Выставка «Гимн великомученице». Иллюстрированное издание Акафиста святой Варваре из собрания ЦМиАР. Москва

  • 26 декабря

Презентация третьего номера журнала «Вестник христианской психологии». Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Репортажи

Каким был Георгиевский собор в Юрьеве-Польском?

Выставка, посвященная уникальному домонгольскому храму, открылась в Музее архитектуры

26.08.2025 12:17 Версия для печати

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Москва, 26 августа, Благовест-инфо. Выставка «Белый Храм. История Георгиевского собора», посвященная выдающемуся памятнику древнерусского искусства в городе Юрьев-Польский, открылась 25 августа в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР). В экспозиции, расположенной на двух этажах флигеля «Руина», представлено более 150 предметов из собраний МУАР, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Юрьев-Польского музея, Института истории материальной культуры.

Выставка рассказывает об истории создания, изучения и реставрации Георгиевского собора, построенного в 1230-е гг. князем Святославом Всеволодовичем и завершающего череду знаменитых белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси, возведенных до монгольского нашествия. Храм, полностью украшенный белокаменной резьбой, «резным камением от подошвы и до верху», считается венцом Владимиро‑Суздальского зодчества и скульптурной пластики. Особое внимание при создании экспозиции было уделено загадкам белокаменной резьбы собора, которая изначально покрывала все фасады храма сплошным ковром, что было отмечено уже в Тверской летописи: «И созда ю Святослав, чюдну резным камением...» (эти слова вынесены в подзаголовок названия выставки).

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Открывая выставку, директор МУАР Наталья Шашкова отметила, что вся экспозиция посвящена исключительно значимому домонгольскому памятнику. У него «удивительная судьба»: как известно, он обрушился в XV в., и московский князь приказал его воссоздать, но сделано это было «приблизительно, гадательно». Первоначальный облик храма изменился, и уже более ста лет специалисты исследуют этот памятник, по-разному реконструируя его завершение и предлагая разные версии расположения резных композиций. «На выставке мы впервые представляем на основе подлинных документов историю изучения и многочисленных реставраций этого памятника, попытки интерпретаций и реконструкций его уникального резного убранства и подлинные образы белокаменной резьбы», – сказала Шашкова.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

«Время не сохранило для нас первоначального облика собора, но его древние части будят воображение в попытке представить первозданное великолепие этого шедевра древнерусского зодчества», – отметил Олег Рыжков, заместитель гендиректора Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Он рассказал о структуре выставки: первый раздел посвящен белокаменному резному убранству собора – здесь можно рассмотреть более сорока оригинальных белокаменных рельефов XIII в. из собрания Юрьев-Польского музея. Археологи и реставраторы еще в XIX в. начали находить эти камни, высеченные средневековыми каменотёсами, при раскопках и разборке поздних пристроек XVIII–XIX веков. Рыжков подчеркнул, что показ рельефов, ранее никогда не покидавших Юрьев-Польский музей, – уникальный случай в музейной практике России. Наряду с подлинными рельефами здесь представлено несколько копий тех изображений, которые сегодня находятся на фасаде храма.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Центральным экспонатом среди белокаменных рельефов стал «Святославов Крест» – раскрашенное «Распятие», которое устроители выставки называют «самой загадочной скульптурной композицией». В истории этого памятника множество неизвестных, по поводу чего ведутся дискуссии: какое место «Распятие» занимало в соборе, связана ли именно с этим крестом надпись на белокаменном блоке с упоминанием Святослава, была ли композиция прежде расписана, когда именно и т.д.  

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Во втором разделе представлена история изучения этого уникального памятника – «краеугольного камня древнерусского искусства», как называет его куратор выставки Анатолий Оксенюк, замдиректора МУАР. Второй ярус и барабан с куполом, а также частично стены Георгиевского собора были разрушены в 1460-е гг., о причинах чего можно только гадать: в летописи упоминается землетрясение, но специалисты отмечают и особенности структуры храма, где столбы были поставлены далеко друг от друга, близко к стенам. Может ли это быть следствием активного участия самого князя Святослава в создании собора («сам бе мастер», как пишет о нем летописец)? В 1471 г. храм был вновь собран московским зодчим Василием Ермолиным, при этом белокаменные блоки с рельефами оказались хаотично встроены в новые стены, а часть и вовсе брошена поблизости. В течение веков облик памятника продолжал меняться, позднейшие пристройки во многом исказили его древний вид.

Наброски реконструкции «Преображения» (П. Барановский). Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Куратор подробно рассказал об истории исследования и реставрации собора, которые начались в конце XIX в. и продолжаются до сих пор. В экспозиции представлены уникальные материалы архитектора и археолога Константина Романова, изучавшего собор в начале XX в. – фотографии храма, процесса археологических работ, графика, обмеры. Следующий этап исследований связан с именем реставратора Петра Барановского, которому в 1920-1940-е гг. удалось освободить древний собор от поздних пристроек, провести исследование рельефов, обосновать «календарную» гипотезу расположения композиций (в соответствии с двунадесятыми праздниками), предложить варианты реконструкций отдельных рельефов (например, он обнаружил следы композиции «Вознесение Александра Македонского», известной по Дмитровскому собору во Владимире).

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Несомненной находкой куратора и дизайнеров экспозиции являются макеты разных вариантов завершения храма, предложных такими известными исследователями, как Николай Воронин, Дмитрий Сухов, Александр Столетов. Эти разные «верха» посетители могут приставить к первому ярусу собора, сняв с него нынешний широкий и приземистый купол XV в. на четырехскатном покрытии, и таким образом получить представление о возможном первоначальном виде памятника, который в свое время имел «динамичные формы, устремленные вверх», на чем сходятся все ученые, как отметил Оксенюк.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

На выставке представлены и новейшие материалы по изучению собора, выполненные специалистами Центральных научно-проектных мастерских в 2019–2020 гг. Современные технологии позволяют показать все этапы жизни собора и его современное состояние, которое, по словам Оксенюка, беспокоит специалистов: гидрогеологическая ситуация на городище изменилась таким образом, что собору угрожает повышенная влажность, гигроскопичный белый камень впитывает воду и разрушается. Однако на вопрос журналистов о стратегии и сроках спасения памятника ни Олег Рыжков, ни Анатолий Оксенюк пока не могут дать ответ, так как проблема изменения гидросистемы осложняется тем, что храм находится в федеральной собственности, а земля под ним и вокруг – в муниципальной, и согласовать совместные действия и бюджеты непросто.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Выставку сопровождают лекционная и просветительская программы, в том числе круглый стол, посвященный Георгиевскому собору, который состоится осенью в Государственном институте искусствознания. Экспозиция открыта до 26 октября.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»