Северный форпост Будды
Петербургскому дацану 110 лет
.jpg)
Фото: dazanspb.ru
24 августа 1915 года, ровно 110 лет назад, на тогдашней дальней окраине Петербурга, в Старой Деревне, произошло событие, казавшееся немыслимым для северной столицы православной империи. Под звуки ритуальных труб и замысловатых молитв был торжественно освящен первый в Европе буддийский храм — величественный дацан «Гунзэчойнэй». Уже более века он остается единственным духовным центром буддизма на Северо-Западе России, хранящим уникальные реликвии, витражи Николая Рериха и живую традицию священных ритуалов.
Россия – Северная Шамбала
В 1764 году императрица Екатерина II своим указом официально признала буддизм одной из государственных религий Российской империи. Этим же документом был учреждён пост Пандито Хамбо-ламы — духовного лидера буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Первым этот высокий сан занял бурятский монах Дамба-Даржай Заяев, прошедший обучение в Тибете и получивший личное благословение от Далай-ламы и Панчен-ламы на распространение учения Будды (Дхармы) в России.
В знак благодарности в 1766 году бурятское духовенство во главе с Хамбо-ламой провозгласило Екатерину II земным воплощением (эманацией) Белой Тары — бодхисаттвы сострадания и долголетия. Этот жест соответствовал древней буддийской традиции, согласно которой инкарнациями Белой и Зелёной Тары объявлялись тибетские королевы и супруги монгольских ханов. Уникальным свидетельством этого события является бронзовая статуэтка Белой Тары с чертами лица императрицы, хранящаяся в московском Музее Востока под названием «Екатерининский портрет».
Подобное отношение к России сохранялось и в дальнейшем. Так, в среде тибетских лам бытовало представление о том, что легендарная Северная Шамбала — это и есть Россия, которой мудро управляет Белый Царь и откуда в будущем придёт спасение для всего человечества. Эти идеи приобрели особую популярность в период правления Николая II, также объявленного буддистами воплощением божества.

Фото: putidorogi-nn.ru
Мечта ламы Дорджиева: ходатайство к Императору
Идея построить буддийский храм в столице Российской империи принадлежала выдающемуся духовному и политическому деятелю, бурятскому ламе Агвану Лобсану Дорджиеву, бывшему доверенным лицом и российским представителем Далай-ламы XIII. Она возникла не на пустом месте: хотя буддисты присутствовали в городе еще со времен Петра I (волжские калмыки участвовали в строительстве города), их община долгое время была малочисленной. По переписи 1869 года в столице значился всего один буддист, к 1897-му их было 75, а к 1910 году — уже 184 человека, в основном калмыки и буряты.
Именно для этой растущей паствы и нужен был свой духовный центр. Проявив невероятную настойчивость и дипломатический талант, Дорджиев в 1900 году добился личной аудиенции у императора Николая II. В 1908 году он передал официальное ходатайство от имени Далай-ламы, и разрешение на строительство было получено. Участок земли в Старой Деревне (2940 кв. метров) был приобретен в 1909 году за 18 тысяч рублей. Это тихое, уединенное место на окраине было выбрано не случайно — из-за отсутствия на тот момент официальных дипломатических отношений с Тибетом.
Средства на возведение святыни собирали всем миром, объединив верующих трех российских этносов: бурят, калмыков и тувинцев. Значительные суммы пожертвовали сам Далай-лама XIII и Агван Дорджиев, а остальное собрали среди верующих в Бурятии и Калмыкии.
Архитектурный синтез Востока и Запада: гений Рериха и Барановского
Управлял грандиозным строительством, длившимся с 1909 по 1915 год, целый комитет виднейших российских востоковедов. В его составе были академики Василий Радлов и Сергей Ольденбург, князь Эспер Ухтомский и, конечно, художник Николай Рерих. Их знания, научное руководство дали храму не только архитектурную, но и глубокую каноническую точность.
Для воплощения сложной идеи был приглашен один из лучших архитекторов эпохи — Гавриил Барановский. Именно он построил такие важные для Петербурга здания, как Елисеевский магазин на Невском, здание Балтийского вокзала и Русского географического общества. Он организовал выпуск семитомной «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века». Барановскому на закате своей блестящей карьеры предстояло создать не просто здание, а мост между культурами. Архитектор с этим справился, разработав проект на основе эскиза Николая Березовского.
.jpg)
Фото: putidorogi-nn.ru
Фасад храма, отделанный грубым колотым гранитом, дышит суровой эстетикой петербургского модерна. Но в его формах строго выдержаны каноны тибетской храмовой архитектуры: плоская крыша, мощный южный пилонный портик, устремленная вверх северная алтарная башня (ганжир), символичные цвета и украшения. Этот уникальный синтез, наряду с использованием дорогостоящих материалов, сделал дацан одной из самых дорогих и архитектурно значимых буддийских построек в Европе. В то время как в Бурятии храмы строили из дерева и кирпича, петербургский возводили из камня.
Особую магию и уникальность интерьеру придают витражи, созданные по эскизам Николая Рериха. Великий художник, вдохновленный духовными традициями Востока, изобразил на них восемь (а по некоторым источникам, девять) благих буддийских символов. Эти цветные стекла, пропуская через себя северный свет, делают пространство храма «многомерным», наполняя таинственным мерцанием.
От забвения до радиостанции
Торжественное освящение храма состоялось 10 (23) августа 1915 года, а 24 августа по новому стилю прошли главные молитвенные торжества. Первым настоятелем закономерно стал сам Агван Дорджиев.
Период безмятежного служения был недолгим. Уже в 1916 году регулярные службы прекратились, монахи были вынуждены эвакуироваться из военного Петрограда. Наступили темные времена: в 1919 году пришедший в запустение храм был разграблен и пять лет стоял пустым, через год от паралича сердца умер и один из создателей, архитектор Гавриил Барановский. Недолгое возрождение в 1924 году сменилось новыми гонениями в 1935-м. Кровавый 1937 год отметился в истории дацана ночной облавой НКВД, в ходе которой были арестованы все оставшиеся монахи и примкнувшие к ним востоковеды. Печальная участь ждала и основателя: 85-летнего Агвана Дорджиева арестовали в 1938 году; он скончался после первого же допроса в тюремной больнице Улан-Удэ.
В том же 1938 году храм был официально закрыт. Уникальное здание ждала пестрая и парадоксальная судьба: в годы войны (1942–1960) здесь размещалась военная радиостанция, затем здание передали Академии Наук СССР под лабораторию Зоологического института, а в 1981 году — Музею истории религии и атеизма. Но даже в самые атеистические годы золотой шпиль дацана, о котором писал Даниил Хармс в повести «Старуха», продолжал напоминать городу о его духовном многообразии.

Фото: putidorogi-nn.ru
Возвращение решением Ленгорсовета
Возрождение началось лишь в 1990 году, когда по ходатайству буддийской общины здание было возвращено верующим решением Ленгорсовета. Год спустя храм получил свое полное имя — «Гунзэчойнэй», что означает «Источник святого учения Будды, сострадающего ко всем».
Началась кропотливая работа по восстановлению. В главный алтарь вернулась уникальная статуя «Стоящего Будды» — драгоценный дар короля Сиама Рамы VI, подчеркивавший международное признание храма. Монгольские мастера создали новую величественную статую Большого Будды высотой около 5 метров (вместе с нимбом и пьесталом), выполненную из папье-маше и покрытую сусальным золотом в традиционном монгольском стиле.
.jpg)
Фото: dazanspb.ru
Сегодня, спустя 110 лет, дацан «Гунзэчойнэй» — это не просто архитектурный памятник, а живой духовный центр. Для 30 тысяч петербуржцев, исповедующих буддизм, и последователей со всей страны это единственное место на Северо-Западе, где можно прикоснуться к уникальной традиции. Здесь хранятся древние реликвии, звучат мантры и проводятся самые зрелищные ритуалы, которые больше нигде в регионе не увидеть: например, медитативное рисование песочных мандал или предновогодний обряд Дугжууба с сожжением символичных фигурок из теста в священном костре.
Анна Кашурина
24 августа 2025
Источник: "Коммерсантъ"
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|