Подворье в Сумарокове и церковь бывшего села Ащерино

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В Сумарокове Рузского района находится подворье московского Новоспасского монастыря. На территории подворья расположены два храма: каменная церковь Собора Иоанна Предтечи 1873 года постройки и новый деревянный храм иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». В будущем в Сумарокове, возможно, появится и третий храм – преподобного Венедикта Нурсийского. Это будет первый храм в Русской Церкви в честь древнего христианского святого, которого иногда называют основателем монашества на Западе.
Местность, где сейчас находится монастырское подворье и Предтеченский храм, раньше называлась селом Ащериным. В 1941 году немцы захватили Рузский район, и в ходе боев за село были уничтожены почти все крестьянские дома. Остатки окопов и воронок от снарядов до сих пор можно увидеть на территории подворья. В послевоенные годы Ащерино так и не было восстановлено, а единственным напоминанием о селе осталась каменная Предтеченская церковь – к тому времени уже закрытая. С тех пор опустевшее место и стали относить к ближайшей деревне Сумароково.
Первое упоминание о деревянной церкви в Ащерине относится к XVI веку. Ее построил местный помещик Иван Осоргин в честь своего небесного покровителя Иоанна Предтечи. Деревянные храмы в Ащерине в течение двух столетий неоднократно уничтожались и выстраивались заново, последний раз – в 1782 году. Крупных помещиков, которые могли бы взяться за возведение каменного здания, в этих местах никогда не было, поэтому такой храм прихожане смогли построить только во второй половине XIX века уже после отмены крепостного права.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Внешне каменный Предтеченский храм вполне соответствует стилю своего времени. Однако его устройство отличается уникальной деталью – внутренним сводом со световым отверстием. Есть два объяснения этой необычной задумки архитектора. Возможно, такое отверстие сделано для лучшей акустики помещения. Согласно другой версии, это реплика «окулюса» в куполе церкви св. Марии и мучеников в Риме – древнего Пантеона. Конечно, из-за особенностей подмосковного климата архитектор не мог сделать отверстие «в небо», как в Риме, поэтому внутренний свод устроен под световым барабаном и куполом. Подобный «окулюс», только застекленный, имеется также в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
В советские годы в Предтеченской церкви хранили зерно и минеральные удобрения, затем здание оказалось заброшено и разрушалось. В этот период была утрачена колокольня. Долгое время не было известно, как она выглядела, пока на интернет-аукционе не нашлось несколько старых фотографий Предтеченского храма с колокольней. Их сделал в 1941 году немецкий солдат 2-й танковой дивизии.

Новомученик Алексий Скоробогатов был алтарником в Предтеченской церкви. Расстрелян в 1938 году. Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Одна из прихожанок Предтеченского храма была ребенком, когда началась война, однако хорошо помнит это время. Она рассказывала настоятелю подворья иеромонаху Сергию (Филиппову), что немцы пытались взорвать церковь, причем предварительно согнали в нее жителей села. Людей продержали в храме больше суток, но что-то пошло не так во время закладки динамита. Кроме того, немцев неожиданно атаковали партизаны, тем самым окончательно помешав подрыву храма.
Колокольня Предтеченской церкви чудом уцелела во время войны, но была разобрана по кирпичу уже в мирные послевоенные годы. Тогда же из храма пропали дореволюционные иконы. Из прежнего убранства уцелел старинный образ святителя Николая Чудотворца. В советские годы икона хранилась в доме местных жителей, а в 2011 году была передана обратно в церковь. Реставраторы раскрыли под двумя слоями поздних записей изначальную живопись XVI столетия. Эта чтимая прихожанами икона находится теперь в иконостасе у Никольского придела.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Предтеченская церковь была передана верующим в 1999 году в полуразрушенном состоянии. Первые несколько лет здесь совершал богослужения священник из города Рузы. В 2005–2013 годах храм стал патриаршим подворьем и был приписан к одному из московских приходов. Настоятелем тогда был иеромонах Гурий (Федоров) – ныне епископ Арсеньевский и Дальнегорский. В этот период рядом со старым каменным храмом была построена деревянная церковь в честь образа Божией Матери «Неувядаемый Цвет».
Деревянный шатровый храм в русском стиле внутри украшен резным иконостасом, в котором находятся редкие иконы современного письма: «Спас Златые Власы», оригинал которого находится в Успенском соборе Московского кремля, образ Божией Матери «Покров над землей Русской». На последней иконе изображены главные русские храмы и монастыри, в том числе и храмовый комплекс подворья в Сумарокове.
Справа в иконостасе находится храмовая икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». По словам настоятеля подворья отца Сергия, многие люди приезжают в Сумароково именно к этому образу. Есть разные свидетельства помощи Божией Матери, в том числе супругам, находящимся на грани развода. Одна такая семейная пара вернулась на подворье с благодарностью – подарила храму вышитую икону.
.jpg)
Справа в иконостасе образ Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Подворье Новоспасского монастыря было открыто в Сумарокове в 2014 году. Это было связано с тем, что при местном кладбище выделили участок для погребения братии московской обители. С этого времени начались основные восстановительные работы в каменной Предтеченской церкви. Отец Сергий вспоминал, как первое время тяжело было служить в дождливую и морозную погоду: окна в храме были затянуты пленкой, крыши практически не было, две печи почти не давали тепла.
Отец Сергий рассказал: «Помню, однажды на Рождество усиленно топили эти две печи, потом поставили газовую пушку, чтобы стало хоть немного теплее на службе. В итоге протопили так, что когда стали зажигать свечи – ни одна не горит. Пушка выжгла весь кислород, так и служили на Рождество без свечей».
На монастырском участке кладбища в Сумарокове в 2019 году был погребен архимандрит Давид (Дмитриев). Формально он не был в числе братии, но последние годы жил в Москве у своих знакомых недалеко от Новоспасского монастыря и часто посещал обитель. До этого с 1970-х годов отец Давид служил в разных приходах Виленско-Литовской епархии, много лет был настоятелем православного кафедрального собора в Вильнюсе. Отец Давид отличался прозорливостью, за его наставлением приходили многие люди из разных мест бывшего СССР. В настоящее время в Предтеченском храме устроена небольшая экспозиция личных вещей о. Давида и готовится книга о его жизненном пути.
В отдельных витринах здесь также можно увидеть предметы старины, связанные с историей Предтеченского храма, бывшего села Ащерина, и особую экспозицию, посвященную храмовому святому – Иоанну Предтече. Еще одна экспозиция рассказывает о западном святом, жившем до разделения Церквей, преподобном Венедикте Нурсийском. В витрине находятся изображения самого Венедикта и его сестры святой Схоластики. Среди экспонатов есть переданный в дар подмосковному приходу бюст преподобного Венедикта из той пещеры в местности Субиако в Италии, где святой подвизался три года в начале своего пути.
.jpg)
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В Русской Церкви пока нет ни одного храма, посвященного Венедикту Нурсийскому, хотя со времен Владимира Крестителя и до нашествия монголо-татар его имя было хорошо известно на Руси. Упоминание святого Венедикта, например, встречается в месяцеслове Мстиславова Евангелия конца XI – начала XII веков. В этот период еще сохранялись духовные связи с Западом. Изображения святого Венедикта можно было увидеть на фресках и росписях русских храмов, особенно в Новгороде.
По задумке настоятеля подворья о. Сергия, на восточной границе участка подворья в Сумарокове в будущем должен появиться надвратный храм в честь преподобного Венедикта Нурсийского, а также здание духовно-просветительского центра. В облике этого храма будут отражены традиции русского зодчества, стиль главной Предтеченской церкви и даже черты знаменитого итальянского монастыря Монтекассино, где в древности подвизался святой Венедикт.
Автор благодарит настоятеля подворья о. Сергия (Филиппова) за содействие при подготовке материала.
Антон Саков
На главную | В раздел «Статьи»
|