Выставка «Процессионный крест XVI века» открылась в Музее им. Андрея Рублева

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 14 августа, Благовест-инфо. Выставка «Процессионный крест XVI века. Итоги реставрации» открылась 13 августа в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). В камерной экспозиции впервые представлен ранее неизвестный древний выносной крест, приобретенный ЦМИАР в 2020 году. Благодаря проведенной научной реставрации раскрыта его уникальная живопись, анализ художественных и стилистических особенностей которой позволяет прояснить время и место его создания.
Как рассказала «Благовест-инфо» куратор выставки – кандидат искусствоведения, заведующая научно-фондовым отделом ЦМИАР Надежда Герасименко, прецессионные (выносные) кресты упоминаются во многих описях древнерусских монастырей и храмов. Однако до нашего времени сохранились лишь немногие из них – из-за частого использования их на крестных ходах в любую погоду, а также потому, что после 1917 г., когда массово разрушали церкви, у икон как у «произведений искусства» было больше шансов сохраниться, кресты же считали богослужебной утварью, которую не стоит беречь.
Кресты на длинном древке выносили из алтаря для участия в торжественных процессиях по храму и вне его. Шествия носили периодический характер (еженедельный или ежегодный) или совершались в экстренных обстоятельствах – во время молений об избавлении от природных бедствий, о прекращении мора, спасении от неприятелей, как призыв Божьей помощи в военных походах и в благодарность за дарование победы. Крестными ходами сопровождались официальные встречи церковных иерархов и правителей, перенесение чтимых святынь. Иногда совершались особые покаянные крестные ходы, которым предшествовал общенародный пост. Бытование таких крестов на выставке иллюстрируют копии двух миниатюр из Лицевого свода XVI века, где можно разглядеть их изображения.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Четырехконечные кресты с медальонами в средокрестии и на концах ветвей, подобные экспонируемому, были распространены в XV–XVI вв. по всей Руси, но особенно в северных землях. Куратор обратила внимание на особенности формы креста из собрания ЦМИАР – при всей внешней простоте он обладает выверенными гармоничными пропорциями: его вертикальные и горизонтальные ветви «бочкообразны» (то есть имеют небольшое расширение по центру) и при этом строго равноконечны. Реставрация таких предметов особенно сложна: когда крест водворился в собрании музея, он «мог только лежать», рассказала Герасименко, так как место крепления его ветвей в средокрестии было полностью расшатанным. Состояние досок и живописи до реставрации показано в экспозиции на крупных фотографиях. Потребовались особые усилия и высокий профессионализм реставратора ЦМИАР Алексея Борисова, чтобы крест можно было водрузить на выставочном пьедестале и рассмотреть со всех сторон.
На лицевой стороне в центральном медальоне – образ Спаса Нерукотворного, восходящий к раннехристианскому «образу на щите», что, по словам куратора, усиливало значение крестного хода как ритуала, ограждающего от всяческих бедствий. К Спасителю в молении обращены Богоматерь и Иоанн Предтеча, на вертикальной перекладине – архангелы Михаил и Гавриил. «Таким образом, молитва святых за человеческий род, воплощенная в традиционном деисисе, разворачивается в пространстве по горизонтали и вертикали», – сказала Герасименко.

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
На оборотной стороне изображены: в средокрестии святитель Николай Чудотворец; в верхнем медальоне – святитель Афанасий Великий, в левом – пророк Илия, в правом – великомученик Георгий; в нижнем – великомученик Димитрий. Отвечая на вопрос о выборе этих святых, искусствовед отметила, что эти образы входят в устойчивый круг изображений на крестах. Так, святые воины символизировали не только спасение от вражеских нашествий, но и «благополучное разрешение жизненных проблем». Она напомнила, что св. Георгия почитали еще и как покровителя землепашцев. День его памяти 23 апреля в народном календаре связан с началом сельскохозяйственных работ, а память св. Димитрия Солунского 26 октября – с их завершением. «Таким образом, праздники этих святых делили год на две половины и сопровождались особыми обрядами», – отметила Герасименко.
Образ пророка Илии присутствует на многих выносных крестах, а вот редкий для таких случаев образ свт. Афанасия можно объяснить тем, что именно в памятниках северорусского происхождения его зачастую сопоставляли с пророком Илией. «Особый выбор святых воплощал защиту от различных бед, в том числе стихийных разрушений и моровых поветрий», – добавила куратор.
Отвечая на вопрос об атрибуции памятника, она отметила, что особенности колорита, классические очертания фигур, заставляющие вспомнить об искусстве эпохи Дионисия, пластическая трактовка личного, высокое мастерство резчика позволяют считать, что крест был исполнен во второй четверти – середине XVI столетия, возможно в 1540–1560-е годы. Местом его создания была Вологда – процветающий торговый город, достигший особого культурного расцвета в царствование Ивана Грозного, который уделял особое внимание практике церковных процессий: согласно постановлению Стоглавого собора 1551 г., они стали совершаться повсеместно и непременно сопровождались несением запрестольных крестов.
К открытию выставки выпущен каталог, в котором куратор подробно рассказывает о происхождении выносных крестов, о традиции их украшения, о самых древних подобных памятниках, об особенностях иконографии экспонируемого креста и многих других, погружая читателя в культурно-исторический и искусствоведческий контекст. Вторая часть каталога – описание процесса реставрации памятника с подробными фотографиями.
Выставка открыта в Музее им. Рублева до 14 сентября 2025 г.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|