

|
Афонская Пантелеимонова обитель

Фото: pravoslavie.ru
Еще в конце X века русскими иноками на Святой Горе была основана монашеская община. До наших дней сохранился документ начала XI века за подписью «монаха милостию Божией пресвитера и игумена обители Росов». Поначалу обитель называлась Ксилургу, что на русский переводится как «древодел». В Ксилургу принял монашеский постриг родоначальник всего русского монашества преподобный Антоний Печерский. Сегодня под этим названием существует один из скитов монастыря.
Во второй половине XII века насельники из-за своей многочисленности переселились в скит Нагорный (Старый) Русик. Уже в то время главный храм обители был освящен в честь святого великомученика Пантелеимона. Исторических сведений о первых веках существования обители сохранилось мало. Известно, что в XIII веке там случился пожар, который разрушил весь монастырь. В XIII–XIV веках монастырь подвергался разграблению со стороны крестоносцев и пиратов, как и другие афонские обители. В XIV веке в Старом Русике подвизался святитель Киприан Московский, благословивший позднее основание Сретенского монастыря в Москве. На Афоне он занимался переписыванием и переводом книг. Святитель рассказал о Святой Горе преподобному Сергию Радонежскому, чьи ученики также побывали там и вернулись на Русь, переняв опыт афонитов. В период монголо-татарского ига связь обители с землей Русской прерывается, число русских иноков сильно уменьшается, и монастырь нищает. Большинство насельников в то время были греками и сербами, ктиторами – сербские правители. После свержения вражеского ига на Руси обитель вновь наполнилась русскими иноками.
После падения Византии в 1453 году весь Афон оказался под властью турок, притеснявших монашествующих. В том же веке османское правление установилось в Сербии, что усугубило и без того сложное положение монастыря. В XV веке монастырь существовал на пожертвования княжеств Валахии и Молдавии. В начале XVI века сербская княгиня Ангелина написала русскому князю Василию III: «Все остальные монастыри имеют своих ктиторов, а этот ждет твоей милости». На недолгое время ктитором стал русский князь, позднее – царь Иван Грозный. К середине XVI века в обители насчитывалось 170 иноков, но уже к концу века монастырь оказался практически заброшенным. В конце XVIII столетия насельники переселились на берег моря на место нынешнего Пантелеимонова монастыря, а Нагорный Русик стал скитом.
Российский император Петр I щедро благотворил обители. Однако из-за русско-турецких войн отношения насельников с русскими щедродателями были сильно затруднены. Османские власти препятствовали въезду на Афон русских монашествующих для пополнения братства. Сложное положение монастыря длилось вплоть до середины XIX века. Тогда же монастырь становится киновией с общежительным уставом. Константинопольский Патриарх Каллиник не позволил закрыть обитель, несмотря на сложное положение, предвидя ее расцвет. В начале XIX века в монастыре был построен собор в честь святого Пантелеимона, который был освящен Патриархом Каллиником.
Много потрудился над восстановлением монастыря в новом месте в то время игумен Савва. При нем у обители появился греческий благотворитель, которому явился великомученик Пантелеимон и сказал: «Имение твое великое, а смерть твоя близка, а монастырь мой во Святой Горе Афонской до конца разоряется: помоги ему, пока есть время», что и было исполнено. Память же игумена Саввы чтится в обители до сих пор, в этот день братия вкушают оладьи с медом.
В начале XIX века в монастыре проживал иеросхимонах Арсений, также стоявший у истоков его воссоздания. Был он духовником всех русских святогорцев. Старца почитали многие из афонитов, стекавшиеся к нему со всей Святой Горы за духовным советом. Никто не уходил от него неутешенным. Всякого приходящего встречали вопросом: «Не имеешь ли какой нужды?» Известно, что иеросхимонах Арсений был молитвенником, со слезами каждый раз служил Божественную литургию. Как вспоминал о нем один из паломников, «старец Арсений всегда был весел и на взгляд приятен, очи имел полные слез, слово кроткое и тихое, говорил всегда просто, без ласкательства, решительно, без повторения. И всегда на лице его играл румянец, особенно при богослужении, так что едва можно было на него смотреть».
В то время монастырь был по преимуществу греческим. Тогда одному из старцев Святой Горы явился великомученик Пантелеимон со словами: «Если в моем монастыре не будет русских, монастырь придет в упадок». Так в обители вновь появились русские иноки. В частности, иеросхимонах Иероним (Соломенцев) был поставлен духовником братии. На духовничество его благословил древней иконой святого Пантелимона греческий игумен монастыря. Как сказал о старце Иерониме его духовный сын, философ К. Н. Леонтьев, «У него было оба ума: и теоретический, и практический, он и рассуждал замечательно, и делал дело». Действительно, при нем также были построены новые храмы и корпуса, хозяйственные постройки, открыты новые мастерские, типография, иконописная школа, основан скит Крумица, заложен новый собор. По его благословению насельники монастыря приобщались Святых Христовых Таин как можно чаще: в Великий пост схимонахи причащались трижды в неделю, большая часть монахов – дважды, послушники – по субботам.
.jpg)
Иеросхимонах Иероним (Соломенцев). Фото: monastery.ru
В 1875 году игуменом стал еще один духовный сын старца Иеронима иеромонах Макарий (Сушкин), и монастырь святого Пантелеимона стал действительно русским. При игумене Макарии монастырь преобразился. Во многом помогал ему в этом его зажиточный отец. При новом настоятеле было открыто издательство, где печатали «Добротолюбие», переведенное и составленное святителем Феофаном Затворником. Был построен скит Новая Фиваида, основан Ново-Афонский монастырь в Абхазии (в наше время принадлежащий раскольникам), открыты подворья монастыря в Москве, Петербурге и Одессе. Из обители в Россию посылались письма, иконы и маленькие изображения великомученика Пантелеимона. Во множестве страждущие находили исцеления от присланных икон святого целителя. За это верующими обратно посылались посильные жертвы на монастырь.
К концу XIX века Пантелеимонов монастырь стал самым большим монастырем на Святой Горе, где подвизалось более 1000 монахов. Про обитель того времени паломники отзывались так: «Общество, равного которому нет во всем православном мире». Одним из насельников монастыря в начале XX века был преподобный Силуан Афонский, показавший, как велико в очах Божиих смирение. В одном из его писем есть такие строки: «День и ночь надо готовиться, смирять душу свою, чтобы любил ее Господь за смирение. Беден я смирением, но дал мне Господь познать Христово смирение, душа моя потеряла его и ищу день и ночь». Подписывался же преподобный не иначе как «грешник Святой Афонской Горы схимонах Силуан». Действительно, благодаря примеру преподобного Силуана и других честных монахов Святой Горы верующие еще раз могут убедиться в непререкаемом духовном законе: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4: 6).
Двадцатый век был для обители, как и для всего русского православия, веком испытаний. Турецкие власти ограничили въезд на Афон русским инокам, часть храмов у обители была конфискована. Вследствие революции в России связь с русскими благотворителями и иноками у обители прервалась. К концу 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов, все здания обветшали. Обитель находилась на грани закрытия. Поддерживали насельников лишь редкие посылки, отправлявшиеся через Московскую Патриархию.
В те годы была сформирована группа русских священноиноков, прибывших на Афон для восстановления некогда цветущей обители. Среди них был архимандрит Авель (Македонов), архимандрит Ипполит (Халин). Позднее к ним присоединился схиархимандрит Илий (Ноздрин) и другие. Как писал об этом архимандрит Авель, «мы сразу же приложились к главе великомученика Пантелеимона. Нас встретил игумен монастыря схиархимандрит Илиан, из глинских монахов, прозорливый старец. Он подвизался на Святой Горе с 1904 года. Игумен дал мне послушание служить в Покровском храме на церковнославянском языке. А отец Ипполит тогда служил в нижнем, Пантелеимоновом соборе, для греков на греческом». Отец Ипполит, будущий Рыльский старец, в свою очередь, вспоминал о том времени: «На Афоне мы много трудились на послушаниях. Порой не хватало сил добраться до кельи. Часа два спали где-нибудь под деревом. Проснешься под утро, глянешь в небо – а там Матерь Божия благословляет. С радостью поднимаешься с земли и начинаешь молитву творить и работать». По милости Божией, трудами и потом самоотверженной братии обитель была восстановлена.

Архимандрит Евлогий (Иванов). Фото: monastery.ru
В настоящее время в Пантелеимоновой обители подвизаются более ста русских монахов. В монастыре несколько отремонтированных храмов со множеством святынь. В главном храме обители в честь великомученика Пантелеимона хранится в ковчеге его честная глава. Находится в обители чудотворная икона Божией Матери «Иерусалимская» и мощи около 300 святых. Богата книжными сокровищами и монастырская библиотека. Монастырю принадлежат скиты Ксилургу, Нагорный Русик, Новая Фиваида, Крумица и три подворья. Игуменом обители на данный момент является архимандрит Евлогий (Иванов), постриженик Троице-Сергиевой лавры.
Подытоживая краткий обзор истории Пантелеимоновой обители, приведем слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные им во время визита на Афон: «Сердце трепетно бьется, когда переступаешь порог нашего Пантелеимонова монастыря, входишь под своды этого благолепного храма, слышишь ваше пение. Невольно вспоминаю давно минувшие годы. Тогда не было такого благолепия и не было такого пения – в ту пору на весь огромный монастырь насчитывалось всего шесть или семь монахов. Но даже в то время в душе всегда была надежда, что процветет Пантелеимонов монастырь и Гора Афон укрепится, что Святая Русь обратится ко Христу и множество паломников будут посещать Святую Гору. И все эти воздыхания сердечные, все эти мысли с Божией помощью сегодня осуществляются».
Александра Калиновская
9 августа 2025
Источник: Московский Сретенский монастырь
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|