Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9–14 декабря

Рождественский фестиваль «Артос». Москва

  • 9 декабря

Презентация книги А. Шмаиной-Великановой «Жертва. Милость. Поэзия». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Британский музей привел три религии Индии к общему знаменателю

08.08.2025 11:00 Версия для печати

Фрагмент купола ступы Амаравати. 50–100 годы н.э. Фото: British museum / theartnewspaper.ru

На выставке «Древняя Индия. Живые традиции» Британский музей анализирует и показывает истоки индуизма, буддизма и джайнизма.

«Изображения такого рода стали частью повседневной жизни», – говорит куратор Сушма Джансари об экспонатах выставки Британского музея «Древняя Индия. Живые традиции», объединившей искусство трех великих религий Индии: индуизма, буддизма и джайнизма. «В общей сложности эти религии исповедуют почти 2 млрд человек по всему миру. Наша выставка рассказывает о том, что их объединяет, о нашем общем культурном наследии», – подчеркивает куратор.

Хотя на сегодняшний день эти три религии далеки друг от друга, при ближайшем рассмотрении они восходят к одним и тем же ранним традициям и текстам, от которых впоследствии развивались в разных, порой антагонистических направлениях. Самая многочисленная из групп, насчитывающая почти 1 млрд верующих, – это индуисты, они составляют около 80% населения Индии. Буддистов в мире около 500 млн (в основном в Китае), а джайнов – около 6 млн (в основном в Индии).

Тиртханкара с нимбом. Индия. 200-300 гг. н. э. Фото: British museum / theartnewspaper.ru

Общность, о которой говорит Джансари, ярче всего выражена, на ее взгляд, в религиозном искусстве, восходящем к древним корням всех трех религий, в том или ином виде по-прежнему живущим в современных ритуалах и практиках, что и дало название выставке. «У истоков всего этого стоят духи природы, которым поклонялись на этом субконтиненте, – отмечает куратор. – Многих удивит существование глубинных связей между тремя религиями и то, насколько широко был распространен культ духов природы».

В качестве примера Джансари приводит иконографию Лакшми, богини благополучия и плодородия, почитаемой всеми тремя группами. В основе ее иконографии лежат изображения якшинь – мифических духов природы, поклонение которым восходит по меньшей мере к III веку до н. э. Из веры в этих духов родились ранние образцы индийского религиозного искусства. В их числе самый древний экспонат выставки – каменное изображение сюжета Гаджа-Лакшми («Лакшми со слонами») с перемычки в пещере в штате Махараштра, датируемое II веком до н. э. Об устойчивости такой иконографии свидетельствует почти идентичное изображение Гаджа-Лакшми на картине 1780 года из Раджастана, расположенного в более чем 700 км к северу. «Эти образы символизируют плодородие, изобилие, и их популярность демонстрирует, насколько широко был распространен культ духов природы, – объясняет Джансари. – Они объединяют эти три разные религии, разные регионы и, что по-настоящему важно, связывают древнее прошлое и современность».

Бимаранский реликварий.  Афганистан. Около 100 года нашей эры. Фото: British museum / theartnewspaper.ru

Разумеется, как и на любой подобной выставке, неизбежно встают вопросы, связанные с колониализмом, провенансом и реституцией, особенно в свете того, какие отношения исторически связывали Великобританию и Индию, и места, которое занимает в них Британский музей. По словам Джансари, все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. «Крайне важно сохранять предельную открытость и честность – все до единого экспонаты выставки снабжены этикетками с провенансом. Я понимаю, что газеты могут хотеть придерживаться черно-белого видения этого вопроса, но в реальности все не так просто», – предупреждает она.

Сушма Джансари подчеркивает, что на выставке представлены подробные отчеты о том, как ключевые объекты вывозились с их первоначальных мест (она называет это «собранием исторических моментов»). Например, в XVIII веке местный правитель Васиредди Венкатадри Наюду практически разрушил остатки ступы Амаравати – ранней буддийской святыни, датируемой III веком до н.э., а благодаря прибывшему позднее майору Ост-Индской компании Колину Маккензи была предпринята первая, относительно дилетантская, попытка провести раскопки и разослать артефакты в институции по всей Индии и в Великобританию.

Богиня. Статуэтка из медного сплава. I век н.э. Фото: British museum / theartnewspaper.ru

Кураторы обнаружили любопытную информацию о личностях некоторых музейных дарителей. Джансари рассказывает, что ее коллега Каджал Мегхани идентифицировала более 150 коллекционеров из Южной Азии, которые внесли свой вклад в пополнение фондов Британского музея. По ее словам, это дает «более широкое и тонкое понимание происхождения музейной коллекции».

Куратор считает, что в конечном итоге ценность выставки заключается в том, что она способствует укреплению сообщества. «В центре внимания выставки – религиозное искусство, но религиозное искусство невозможно понять, не зная хотя бы немного о самих религиях. Наша основная аудитория – семейная. Это семья, состоящая из нескольких поколений, и вовсе не обязательно из Южной Азии. Это могут быть британские или зарубежные посетители, – рассказывает она. – Это выставка для всей семьи, очень яркая и красочная».

Эндрю Палвер

07 августа 2025

Источник: The Art Newspaper Russia



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»