«А Курба будет жить»: фестиваль в Ярославской области привлек внимание к судьбе храма, не имеющего аналогов в мировой архитектуре

Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
Курба, Ярославская обл., 29 июля, Благовест-инфо. Фестиваль, целью которого стало спасение уникального храма, прошел 26 июля в селе Курба под Ярославлем. Казанская церковь, построенная в конце XVIII века в Курбе, не знает аналогов в мировой архитектуре: в плане храм является 16-лепестковым.
Фестиваль «А Курба будет жить» был организован благотворительным фондом сохранения культурного наследия «Белый ирис» и приурочен к двум юбилеям: 255-летию Казанской церкви и 385-летию Курбской Казанской иконы Божией Матери.
В 9 часов утра в Казанском храме – его нынешнее состояние не позволяет проводить регулярные богослужения – была совершена литургия, которую возглавил митрополит Ярославский и Ростовский Вадим, ему сослужили клирики епархии. Архиерейское богослужение состоялось в Курбе впервые более чем за сто лет.
По окончании крестного хода фестиваль был торжественно открыт: его программа включала концерты фольклорных ансамблей из Ярославской области и Москвы, мастер-классы по колокольному звону и кузнечному делу, гончарному и ткацкому ремеслу, художественной росписи и плетению венков; московские художники-графики Алла Цветкова и Лиана Казновская провели мастер-класс по линогравюре.
Краеведы Галина Иванова, Дмитрий Колчин, Иван Смирнов, Олег Дубичев и Мила Винник провели экскурсии по Курбе, рассказав об истории древнего села.
В рамках фестиваля прошел лекторий. Профессор Ярославского педагогического университета Татьяна Юрьева рассказала о росписях Казанского храма. «Это провинциальная живопись XVIII века, которая находится на границе между старой, канонической живописью, и попыткой создавать новое, отметила она. – Таких примеров в русском искусстве очень немного».

Сиященник Иоанн Лозан. Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
Настоятель курбского прихода священник Иоанн Лозан прочел лекцию об истории списка Казанской иконы, который пользовался особым почитанием в селе и ради которого и был построен просторный храм – старая церковь не вмещала богомольцев, приходивших поклониться святыне. В 1930-е годы оклад иконы с драгоценными камнями конфисковали, но сам образ был спрятан прихожанкам Казанского храма на кладбище. Впоследствии, когда власти забыли об иконе, верующие стали передавать ее из дома в дом. В конце концов икона оказалась в храме Всемилостивого Спаса села Васильевское, расположенного в пешей доступности от Курбы. Планируется, что когда Казанский храм будет восстановлен, образ вернется туда.
По окончании лекции гости фестиваля прошли пешком до Спасского храма в Васильевском, где находится чтимый список Казанской иконы.
Программа фестиваля, который прошел при поддержке Фонда президентских грантов, также включала встречу хранителей ярославских храмов: их целью которой было познакомить добровольцев, решивших возродить святыню, и помочь им в этом.

Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
Как отметила, общаясь с журналистами, директор фонда «Белый ирис» Ольга Шитова, «фестиваль задумывался как мероприятие, призванное привлечь внимание к важности сохранения Казанского храма, выдающегося памятника русского зодчества, дошедшего до наших дней в аварийном состоянии».
«Мы благодарны всем, кто приехал на фестиваль и своим сердечным откликом помог стать ему ярким и вдохновляющим событием, – продолжила Ольга Шитова. – Теперь у Казанского храма еще больше друзей! Будем вместе воплощать мечту о возрождении одного из самых красивых сел ярославской земли».
Программа завершилась кинопоказом под открытым небом (был продемонстрирован фильм «А Курба будет жить!») и световым шоу.
Во время фестиваля были собраны пожертвования, которые направлены на продолжение восстановление Казанского храма.
Как сообщили в фонде «Белый ирис», Курба – одно из самых больших и древних сел ярославской земли, известное с XV века как вотчина князей Курбских.

Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
Архитектурной жемчужиной села считается храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в 1770 году и являющийся доминантой целого комплекса, в который входят храм Воскресения Христова и изящная пятиярусная колокольня.
Храм знаменит центрической в плане 16-лепестковой композицией. Он признан объектом культурного наследия регионального значения.
.jpg)
Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
Монументальная живопись, покрывающая стены храма, содержит в себе 350 сюжетов на библейские темы. Ее авторами считаются ярославские мастера. К сожалению, архитектор, который возвел здание, неизвестен.
Ранее считалось, что храмоздателями были представители рода Нарышкиных, владевшие в XVIII веке половиной Курбы. Однако более поздние исследования показали, что церковь была построена помещиком Михаилом Камыниным, которому принадлежала другая половина села.
В архиве Ярославской области была обнаружена челобитная Камынина на имя митрополита Ростовского и Ярославского Арсения, в которой тот пишет, что во время болезни, случившейся с ним в 1740 году, он дал обет построить новую церковь, и теперь просит у архиерея благословение на строительство. Причиной возведения храма помещик называет небольшие размеры уже существовавшего в то время теплого Воскресенского храма, где находилась чудотворная икона, поклониться которой съезжалось «великое множество людей».
Чудотворный список Казанской иконы, о котором писал Камынин, был написан на рубеже 1630–1640 годов. До революции он входил в реестр чудотворных икон России.
.jpg)
Фото: Дмитрий Власов / blagovest-info.ru
В 1930-е годы Казанский храм был закрыт. Долгое время зданием пользовался Курбский совхоз, разместивший в нём машинно-тракторную станцию. Двигатели работали прямо в храме, покрывая фрески копотью. До наших дней здание дошло в тяжелом аварийном состоянии.
В 2016 году православную святыню взял под свою опеку фонд «Белый Ирис». Благотворительная организация разработала проект противоаварийных и консервационных работ и провела их. Были закрыты временной кровлей основной объем и свод храма, установлены деревянные конструкции и временные кровли над притворами, заколочены щитами окна и двери. Разрушение церкви остановилось.
Позже были разработаны проект реставрации храма, а также методика восстановления фресок. Эти работы были осуществлены при поддержке Фонда президентских грантов и благодаря частным пожертвованиям. А добровольцы помогли в вывозе грунта из церковных стен, покосе травы вокруг храма и других работах, связанных с благоустройством территории.
В 2025 году «Белый Ирис» приступил к реставрации храма, начав с укрепления фундаментов. В восстановлении церкви участвуют благотворители и добровольцы из разных регионов России.
Дмитрий Власов
На главную | В раздел «Репортажи»
|