Спасская церковь в Свинорье и владельцы сельца Крекшина

Фото: А.Саков / blagovest-info.ru
Кирпичный храм в селе Свинорье был возведен в 1890-е годы, но деревянная церковь с тем же посвящением существовала здесь еще в XVII-XVIII веках, когда местность принадлежала роду Колычевых. Герольдмейстер Степан Колычев в 1735 году составил завещание, в котором, среди прочего, оставлял своему старшему сыну «село Воскресенское-Брехово с деревнями Толстые Пальцы, Санина, да в Гоголевом стану село Свинорье с пустошами и с лесы».
Михаил Боде-Колычев сообщал семейное предание, что Воскресенская церковь в селе Брехове «провалилась», и всю ее утварь, иконы и книги Колычевы перевезли в деревянную Спасскую церковь села Свинорья. В 1869 году «бреховские» иконы и книги перевезли из Свинорья в церковь села Лукино Звенигородского уезда. Тогда же при разборе старых вещей на чердаке Спасской церкви случайно нашли икону святого Александра Свирского с надписью: «Моление вдовы Александра Семеновича Колычева вдовы Анны Ивановны».

Фото: А.Саков / blagovest-info.ru
Во второй половине XIX века настоятелем Спасской церкви в Свинорье был священник Григорий Попов. К его приходу относилось сельцо Крекшино, где в эти же годы находилась усадьба известного деятеля евангельского христианства Василия Пашкова. В усадьбе Крекшино подолгу жил и его родственник, издатель и близкий друг Л.Н. Толстого Владимир Чертков.
Сын настоятеля Спасской церкви, в то время семинарист, а позднее известный церковный историк Николай Попов опубликовал в Московских церковных ведомостях несколько подробных заметок о распространении «пашковского учения» в приходе села Свинорья в 1880-х годах. Он выделял два периода: в 1882-1883 году проповедь вел сам Пашков, а после его отъезда в Англию в 1887 году – его родственница Елизавета Черткова.
Богатейший человек своего времени, Василий Пашков начал религиозные поиски под влиянием невестки. Во время пребывания в Англии она познакомилась с протестантским проповедником и миссионером лордом Редстоком. Вскоре с ним встретился и сам Василий Пашков. Личность и учение Редстока оказали большое влияние на жизнь и взгляды русского аристократа.

Фото: А.Саков / blagovest-info.ru
В летние месяцы 1882-1883 годов Пашков постоянно жил в своем подмосковном имении Крекшино и здесь же предпринял первую попытку проповеди нового учения среди простого народа. Начал Пашков с того, что построил в Крекшине больницу и школу. Скоро стало известно, что в пашковской школе обучение детей грамоте сочеталось с разучиванием неизвестных духовных песнопений, распечатки текстов которых предоставлял сам Пашков, его жена или дочери.
По воскресеньям и в праздничные дни Пашков приглашал крестьян к себе в усадьбу на беседы, во время которых рассуждал о нравственности на библейских примерах. Пашков призывал крестьян жить по евангельским заповедям, не пить водки, но при этом подчеркивал, что добрые дела самими по себе не спасают, а только жертва Христова. На этих собраниях в доме помещика читали особые молитвы, пели гимны под аккомпанемент небольшого органа. Пашков также раздавал крестьянам книжки религиозного содержания.
Иногда Пашков и сам посещал крестьян окрестных деревень. Особенно он любил бывать в небольшой деревне Митькиной, куда по обычаю въезжал верхом на осле, подражая библейским пророкам. Пашков обходил избы крестьян, спрашивал о нуждах их обитателей. Барин много помогал деньгами и делал дорогие подарки. Крестьяне из любопытства слушали наставления Пашкова, охотно брали книжки, разучивали некоторые понравившиеся песнопения, а на своих застольях прятали водку.

Фото: А.Саков / blagovest-info.ru
Проповедь Пашкова среди крестьян, по-видимому, не имела больших результатов. Жители Крекшина и соседних деревень смотрели на своего бывшего барина как на чудака. Школой, больницей и помощью охотно пользовались, но в суть его учения не вникали. Сын местного священника подметил характерную черту: книги духовно-нравственного содержания, которые раздавал Пашков, крестьяне не читали, а употребляли для изготовления папирос. Вскоре и сам Пашков отбыл в Лондон. Его школа и больница были закрыты и, казалось, на этом дело должно было окончательно исчезнуть.
Однако в 1887 году в том же имении Крекшино поселился родственник Пашкова, друг Л.Н Толстого и лидер толстовства как общественного движения Владимир Чертков. Последовательницей Редстока была его мать, а сам Чертков, хотя и не разделял ее взглядов, причтом и прихожанами Спасской церкви был вскоре также зачислен в «пашковскую секту». На деле Чертков в Крекшине почти ничем не проявлял своей особенной философии. Он ограничился тем, что иногда давал крестьянам книги издательства «Посредник. Правда, и Чертков приобрел репутацию барина-чудака. Следуя идеям Льва Толстого, стал брать у крестьян уроки по изготовлению сапожных щеток.
В октябре 1888 года в Крекшине у Черткова родился ребенок, и по тогдашним законам он должен был крестить его в приходской церкви, то есть в Спасском храме села Свинорья. Однако Чертков медлил с крестинами. Он объяснял священнику, что не спешит из-за скорого отъезда. Месяцы шли, а Чертков все оставался в усадьбе, чем и навлек подозрения священника Григория Попова в принадлежности к «пашковцам».

Фото: А.Саков / blagovest-info.ru
С активной проповедью учения евангельских христиан в 1887 году в приходе села Свинорья выступила мать Черткова Елизавета Ивановна. В 1887 году она стала собирать крестьян на евангельские чтения в избе одного из деревенских жителей. В конце собраний крестьянам также раздавались издания духовно-нравственного содержания, но теперь только не курящим и обученным грамоте.
На этот раз священник Григорий Попов сообщил о «самочинных» собраниях благочинному и полицейским властям. Елизавета Черткова в спешке уехала в Москву, а у крестьян впоследствии было изъято более полутора тысяч брошюр и книг на духовные темы. Правда, выяснилось, что многие издания имели отметку о дозволении цензурой.
В том же 1887 году в Крекшине по приглашению Владимира Черткова первый раз побывал Лев Толстой. Позднее последовало еще несколько посещений писателем этого подмосковного уголка. Последний раз Толстой побывал в Крекшине с 4 по 18 сентября 1909 года. По совпадению, в октябре того же года скончался упоминавшийся священник Спасской церкви Григорий Попов.
В советское время церковь в Свинорье формально оставалась действующей, однако в 1971 году было принято решение о ликвидации прихода. К тому времени прихожан почти не осталось, на главах не было крестов, обрушился пол, а многие иконы были расхищены. В это время из Москвы в полузаброшенную Спасскую церковь был переведен священник Василий Брылев. Ему с большим трудом удалось отстоять храм, и решение о закрытии отменили. На протяжении следующих 40 лет отец Василий был настоятелем церкви села Свинорья. Пастырь скончался в 2011 году и был похоронен у алтаря храма.
Антон Саков
На главную | В раздел «Статьи»
|