Волонтеры восстанавливают храм в Архангельской области

Фото: smotrim.ru
Архангельск, 28 июля. Впервые за сто лет в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в поселке Пустынька Архангельской области провели праздничную службу. Всё благодаря усилиям волонтеров организации «Общее дело», которые восстанавливают памятник деревянного зодчества, передает телеканал «Культура».
Чтобы добраться до этого архитектурного шедевра, необходимо проделать длинный путь – либо по безлюдной болотистой местности, либо вот так – по воде, если погода хорошая.
«Построили избу для рыбалки и стали ездить туда», – сказал местный житель Пётр Осокин.
Для местных жителей – место для рыбалки, для специалистов по архитектуре – бесценный образец деревянного зодчества. Вот так с реки открывается его купол в виде бочки: храм напоминает то ли сказочный терем, затерявшийся в пространстве и времени, то ли древний ковчег. Отдаленный от любого жилья и сам давно нежилой, поселок Пустынька на реке Онега сохранил до наших дней храм 1725 года – это только дата освящения, а возводить его начали еще при Петре I. К трехсотлетию храма стало понятно: если его не укрепить, следующую зиму он вряд ли проживет. И тут волонтеров ждали сюрпризы.
«Когда начинаешь сам процесс работ, то понимаешь, что получается работ намного больше, чем запланировано и разведано. В два-три раза. Когда мы приехали зимой, обследовали крышу, поняли что с крышей беда: бочки прогнили, кладка сплошная из бревна, сплошная кладка, а мы ее рукой вынули и вылезли наружу», – рассказал командир экспедиции проекта «Общее Дело» Семён Корчинов.
Пришлось выравнивать всю конструкцию храма, обустраивать дренажную систему, укреплять центральную подкупольную часть с помощью замков и тросов и возвращать на место то, что было разрушено не только стихией, но и людьми. В 30-е годы прошлого века храм закрыли, затем здесь устроили психоневрологический интернат, с 90-х годов и его упразднили. Семь лет назад волонтеры «Общего Дела» провели разведку, а зимой начали доставлять сюда материалы. Подключились и местные жители.
«Всякое было зимой. Тут и застревали на болотах. Ребята, которые приехали из Москвы, переживали, что мы не завезем, но мы сказали, что мы все равно, как бы нам тяжело ни было, все сделаем», – поделился местный житель Василий Торочков.
Каждой такой экспедиции предшествует очень большая работа.
«В основном, мы ездим туда, куда не добирается нога человека, где деревни заброшены, а храм стоит, и надо работать. В храме преподобного Серафима Саровского в Москве у нас открыта школа плотницкого мастерства, школа резьбы по дереву, школа добровольцев, то есть у нас добровольцы обучаются», – сообщила координатор проекта «Общее Дело» Лидия Корчинова.
«Восстанавливаем больше себя, нежели храмы, так было сказано где-то, слышал. И я чувствую себя нужным в этом деле», – добавил участник экспедиции Владимир Ларин.
В такие экспедиции по восстановлению старинных храмов Севера приезжают волонтеры разных профессий. Александра работает программистом в IT-компании на Алтае, но в свой отпуск, не боясь трудностей, уже не первый год приезжает в качестве повара. Здесь это очень ценят.
«Каждый день с 6 утра к костру, и дежурный у нас соответственно. Первое, второе, компот иногда», – пояснила участница экспедиции Александра Бочарова.
Этим летом волонтеры работают в более чем на 40 архитектурных объектах в девяти регионах России – это более 70 экспедиций, в каждой из которых сохраняются не просто памятники, но и обретается новый смысл для всех участников «Общего Дела».
На главную | В раздел «Новости»
|