Русский высокий иконостас: между землей и небом

Фото: monastery.ru
Когда мы входим в храм, наше внимание сразу привлекает иконостас – невидимая преграда, вобравшая в себя историю нашего спасения и историю церковного искусства. Каждый ярус этого священного сооружения – это духовное завещание нам от предков, сокровищница, незримым светом освещающая путь к молитве, таинствам, и через них – к Царству Небесному. Погружаясь в символику иконостаса, мы не просто созерцаем, а помогаем своей душе открыть новые грани веры. Итак, как же иконостас становится посредником между земным и небесным, соединяя наш мир с вечностью?
Прошлое тысячелетие жизни русского православного государства оставило нам богатые традиции и высокие образцы церковной архитектуры и искусства. Одним из наиболее значительных плодов исихастского расцвета в России, расцвета не только святости и церковного искусства, но и литургического творчества, является иконостас в своей классической форме. Иконостас еще и соединяет поколения, это как бы духовное завещание от предков нам, жителям настоящего времени.
Иконостас соединяет в себе архитектурные и иконографические элементы, отражающие как духовные поиски, так и культурные традиции нашего народа, поэтому иконостас можно изучать с двух сторон: художественной и богословской.
Древнейшие образцы иконостаса представлены в некоторых храмах Синая, Греции и Сербии, где до наших дней сохранилась первичная его форма – алтарная преграда, состоящая из колонок, покрытых архитравом. Она направляет взгляд верующих к происходящему в алтаре. Здесь совершается Таинство, все заполнено молитвой и говорит о молитве. На архитрав ставили некоторые иконы, и он, таким образом, служил уже отчасти иконостасом, то есть подставкой для икон.
Древнерусские храмы первоначально находились под сильным влиянием византийских традиций. Но, в отличие от каменных построек Византии, изобиловавших настенными росписями, деревянные церкви, которых на Руси было большинство, создали благоприятные условия для роста алтарной преграды вверх, восполняя отсутствие росписи количеством икон.
В своей классической форме, сформировавшейся в XV веке, иконостас представляет собой конструкцию из пяти ярусов, увенчанную распятием. Каждый ярус наделен уникальным смыслом и подчинен единому замыслу, центральным мотивом которого являются богослужение и молитва.
Первое, на что обращаем внимание, – Царские врата – необходимая принадлежность иконостаса. Они бывают двух родов: простые дощатые двери и изящные резные конструкции. Священные изображения составляют необходимую принадлежность обоих типов Царских врат. В дощатых дверях изображения писались прямо на дверных досках, а в резных иконы вставляются в рамки между резьбой. Сень и столбцы тоже часто украшаются резьбой и небольшими иконами в рамочках. Царские врата по изображениям делятся на три группы: а) с изображением четырех Евангелистов, б) с изображением двух святителей и в) с изображением многих святых. Общую принадлежность Царских врат составляет икона Благовещения Богородицы.

Фото: monastery.ru
Благовещение изображалось на Царских вратах в различных изводах, употреблявшихся в нашей старинной иконографии. Богоматерь изображалась то с рукоделием, то читающей книгу, то черпающей воду из колодца, то стоящей у трона и смиренно слушающей благовествование Архангела Гавриила, то, наконец, сидящей на троне. Точно так же и Архангел Гавриил представлялся на вратах в различных положениях: то просто предстоящим Деве Марии с жезлом в левой руке и с благословляющей десницей, то с цветком в руке, то летящим по воздуху.
На Царских вратах первой группы под Благовещением обычно помещались четыре Евангелиста. Этот тип врат самый распространенный с давних времен. Евангелисты изображаются с символами и без них. Изображения четырех Евангелистов и Благовещения – олицетворение той радости, которую они возвещают, праздника, о котором вся тварь радуется вместе с человеком.
Менее часто на вратах изображаются святители Василий Великий и Иоанн Златоуст с Евангелием в руках или с развернутым свитком с литургическим текстом.
К третей группе принадлежат Царские врата с изображениями многих святых. Эти врата устраивались весьма редко, и сведений о них немного.
Символически Царские врата представляют вход в Царствие Божие. Благовещение здесь – начало, «главизна нашего спасения», открывающее человеку вход в это Царствие; олицетворение той вести, которая возвещена Евангелистами.
Здесь, на солее, совершается причащение верующих, поэтому над Царскими вратами помещается изображение Евхаристии на особой доске, которая называется подзор, или сень. Иконографическое содержание подзора можно разделить на три группы.
К первой группе принадлежат подзоры с изображением только Тайной Вечери. Они получили распространение преимущественно в позднейшее время.
На подзорах второй группы, кроме Тайной Вечери, помещались и другие изображения. Обыкновенно эти подзоры делились вертикальными линиями на три отдела. В среднем отделе помещались следующие изображения: Всевидящее Око, Бог Отец с Превечным Младенцем на лоне, Святая Троица Ветхозаветная, Спас Нерукотворный, Спаситель Превечный Архиерей, Крест Господень, Знамение Пресвятой Богородицы и пр.
В двух боковых отделениях на подзорах изображалось причащение Господом апостолов. Кроме того, в некоторых подзорах на нижних углах помещались изображения Ангелов с рипидами или с орудиями Страстей Христовых, Херувимов и Серафимов или святых диаконов с рипидами.
К третьей группе относятся подзоры, на которых нет изображения Тайной Вечери. Их немного. На этих подзорах изображались почти те же сюжеты, какие и во второй группе, кроме Тайной Вечери. Например, Святая Троица, Господь Саваоф с Ангелами, Христос с двумя Ангелами, держащими рипиды, деисис и даже храмовая икона. Интересен подзор, на котором изображен Христос в виде Младенца (Агнца), лежащего на дискосе, а по сторонам – два Ангела с рипидами.
В некоторых больших иконостасах над обычным подзором устраивалась еще другая сень, называемая короной. На этой короне помещалось три иконы, из которых на средней писалось Распятие с предстоящими, а на боковых – вознесение Господа на Крест и снятие со Креста.

Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге. Фото: monastery.ru
Столбцы, на которых крепятся Царские Врата, обыкновенно имеют четырехгранную форму и украшаются наверху многогранными головками. На столбцах обыкновенно изображаются Спаситель, Богоматерь и шестикрылые Серафимы на головках, затем Ангелы, святители (обычно вселенские) и диаконы с ковчегами и кадильницами в руках.
Все священные изображения, составляющие необходимую принадлежность Царских врат, сени, столбцов, подчинены одной общей идее: все они имеют отношение к Бескровной Жертве, которая совершается в алтаре.
Кроме Царских врат, в алтарь ведут еще две двери: северная и южная, их еще называют диаконскими. Можно встретить иконостасы и без южных дверей. Изображения на них разнообразны. Можно разделить их на две группы. Первую составляют одноличные изображения Ангелов и святых, вторую – целые сложные композиции. На дверях первой группы изображаются Архангелы или святые диаконы как сослужители при совершении Таинства. На южной двери Архангел иногда заменяется благоразумным разбойником, чем подчеркивается понимание этих дверей как входа в Небесный рай, символом которого является алтарь.
В этой же группе присутствуют изображения ветхозаветных первосвященников, особенно Аарона и Мелхиседека, пророков, особенно Даниила во рву львином и Аввакума.
Вторую группу составляют создание Адама, изгнание Адама из рая, видение преподобного Иоанна Лествичника и другие.
Нижний ярус иконостаса – местный: по обеим сторонам от Царских врат помещаются две большие иконы, обычно Спасителя и, справа от Него, Богоматери с Младенцем. Икона Спасителя иногда заменяется храмовой иконой, но обычно храмовая икона стоит слева от иконы Спасителя. В нижнем ярусе ставятся и другие иконы местночтимых праздников и святых. Эти местные иконы представляют собой предмет особого почитания: к ним прикладываются, перед ними ставят свечи.
Над местными иконами в некоторых иконостасах помещался еще целый ряд икон небольшого размера (длина 6–8, а ширина 4–6 вершков), известный под именем шестилистового, или пядничного яруса. Полагают, что эти образа назывались шестилистовыми потому, что на них накладывалось по шести листов золота, если золотили их фон, а пядничными – потому что они измерялись в длину и ширину ручной пядью. В некоторых больших и богатых иконостасах устраивалось и по два пядничных яруса, число икон доходило до ста. Разнообразие, переменчивость и неустойчивость иконографического содержания – вот характерные черты пядничного яруса. Он не составляет существенной принадлежности иконостасов, хотя и встречается довольно часто.
Деисисный («деисис» – греч. «моление»), или апостольский ярус составляет одну из необходимейших принадлежностей наших старинных иконостасов. Здесь Ангелы и святые в определенном порядке присоединяются к центральной теме – деисису: трехчастной иконе, где по сторонам Спасителя стоят в молитвенной позе Богоматерь (справа от Него) и Предтеча (слева). Весь чин этот есть не что иное, как развернутый деисис. Он являет результат Боговоплощения и сошествия Святого Духа, исполнение новозаветной Церкви, то есть осуществление того, что показано в трех верхних рядах иконостаса. Этот чин является поэтому центральной и главнейшей его частью. Основная тема его – моление Церкви за мир. Это – эсхатологический аспект Церкви. Поскольку чин выражает порядок будущего века, святые воины и князья в классических русских иконостасах, в противоположность росписи храма, никогда не изображались в воинских доспехах и с оружием. Исключения из этого правила встречаются лишь в период упадка – в XVIII–XIX вв.
Существует два типа деисисных рядов: с апостолами и другими святыми, и с одними только апостолами, или в собственном смысле апостольские ярусы. Изображения этого яруса помещались на отдельных досках, а иногда все они помещались на одной доске, которая в таком случае называлась средником.
Христос в деисисе изображается сидящим на Престоле и окруженным Небесными силами («Спас в силах»), в Евангелии свидетельствующий о Самом Себе как о Свете и Спасителе мира и призывающий под Свое благое и легкое иго всех труждающихся и обремененных грехами. Трон прозрачен – этим выражается надмирное, небесное состояние. Это свидетельство Христа о Себе подтверждает и святой Иоанн Предтеча, призывающий всех к покаянию, а Пречистая Матерь ходатайствует пред Сыном за человеческий род в Своих молитвах. Кроме того, по учению Церкви, ходатаями пред Богом о спасении мира являются все угодники Божии, а потому и они изображались в деисисном ярусе иконостасов в молитвенных позах с лицами, обращенными ко Христу.
Праздничный ярус помещается или между деисисным и пророческим ярусами, или между местным и деисисным. В некоторых же иконостасах устраивалось по два праздничных яруса. В более древних иконостасах в состав праздничного ряда входят изображения Страстей Христовых. Изображения праздников обыкновенно располагались в хронологическом порядке, начиная от северной стены храма, где помещалось Зачатие Богоматери или Рождество Ее, и далее, кончая южной стеной, возле которой помещалось по большей части Успение Богородицы или Воздвижение Креста Господня. Впрочем, отступления от этого порядка встречаются довольно часто.
Праздничный ярус представляет собой период новозаветный, благодатный. Здесь изображены своего рода главные этапы промыслительного действия Божия в мире, постепенное осуществление спасения.
В этом ряду отразились исторические события, выявив духовное значение истории. Отразилось время, соприкоснувшись с вечностью.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово в Москве. Фото: monastery.ru
Следующий ярус пророческий. В его состав входят изображения ветхозаветных пророков с Богоматерью посредине. Богородица изображалась здесь или сидящей на престоле, или с воздетыми для молитвы руками («Знамение») с Богомладенцем. Все пророки, как и святые в деисисном ряду, обращены к центральному образу, здесь – к Божией Матери, и икона Знамения выражает общий смысл пророчеств – рождение Эммануила. На свитках у пророков написаны пророчества, относящиеся к новозаветным событиям. Пророки могут изображаться с приличествующими им символами (жезл прозябший, врата затворенные и др.).
Над пророками в иконостасе помещается праотеческий ярус. Середину его обыкновенно занимает икона Троицы. Первые места подле нее принадлежат обычно Адаму, Еве и Авелю, за которыми следовали и прочие праотцы.
Праотеческий чин представляет первоначальную ветхозаветную Церковь от Адама до закона Моисеева, период дозаконный, в лице ветхозаветных праотцев с соответствующими им текстами на развернутых свитках.
Вся структура иконостаса увенчивается вверху распятием, часто с предстоящими Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. Иногда по обе стороны Креста ставят иконы Страстей Господних, создавая страстной ряд.
Внизу под местными иконами на тумбах нередко помещались особые изображения: сивилл, философов, различных сюжетов из церковных синодиков, событий по Воскресении Христовом и даже ветхозаветных пророков.
«Весь алтарь, как целое, – писал отец Павел Флоренский, – есть уже место невидимого, область, оторванная от мира, пространство неотмирное. Весь алтарь есть небо: умное, умопостигаемое место. Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, – живыми символами соединения того и другого, иначе святыми тварями. Это – облак свидетелей (Евр. 12: 1) – святых. Они обступают алтарь, ими, "живыми камнями", построена живая стена иконостаса, ибо они – одновременно в двух мирах и совмещают в себе жизнь здешнюю и жизнь тамошнюю… свидетельствуют своими ликами. Иконостас есть сами святые. И если бы все молящиеся в храме были достаточно одухотворены, если бы зрение всех молящихся всегда было видящим, то никакого другого иконостаса, кроме предстоящих Самому Богу свидетелей Его, своими ликами и своими словами возвещающих Его страшное и славное пришествие, в храме и не было бы».
Алексей Макаров
24 июля 2025
Источник: Московский Сретенский монастырь
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|