Никольское-Гагарино: «Архитектура, опередившая время»

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Церковь в селе Никольском Рузского района была построена в 1770-е годы по проекту архитектора Ивана Старова. Усадебный дом князя Сергея Гагарина и храм с колокольней – это единственные постройки в Московской области, созданные по проекту знаменитого зодчего. Уникальная по своему облику колокольня Никольской церкви была разрушена во время войны в 1941 году. В настоящее время она воссоздана в прежнем виде. В Никольской церкви служили дед и отец известного до революции московского протоиерея Сергия Модестова.
Архитектор Иван Старов и князь Сергей Гагарин познакомились во время строительства усадебного дома в Богородицке, заказчицей которого была сама Екатерина II. В 1762 году появился на свет незаконнорожденный сын императрицы Алексей, получивший впоследствии фамилию Бобринский. На ребенка было записано тульское имение Бобрики и земли нынешнего города Богородицка. Управляющим Богородицким имением и начальником строительства усадьбы был князь Сергей Гагарин, а проект зданий составил тогда еще молодой зодчий Старов.
Иван Старов – выдающийся русский архитектор, впоследствии прославившийся знаковыми постройками в Санкт-Петербурге: Троицкого собора Александро-Невской лавры и Таврического дворца. Старова не без оснований сравнивали с его старшим современником Василием Баженовым. Оба происходили из духовного сословия: Баженов был сыном дьячка, а Старов – московского дьякона. Оба обучались в Петербургской академии художеств, и затем были направлены в Европу. Учителем Баженова и Старова был французский мастер Де Вальи.
В 1773-1774 годах князь Гагарин заказал Старову проекты каменного усадебного дома и церкви в собственном подмосковном имении Никольском Рузского уезда. Усадебный дом хорошо сохранился, однако доступ к нему закрыт: с советских времен в нем размещается психиатрическая больница. По своей архитектуре наиболее новаторскими среди всех усадебных построек в Никольском были каменная церковь и колокольня. Церковь, задуманная как усыпальница князей Гагариных, предвосхитила архитектурный стиль будущего – подобные храмы стали строиться в Москве только в 1810-е годы.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Еще больше опередила время архитектура отдельно стоящей колокольни Никольской церкви. На своеобразие этой колокольни искусствоведы обратили внимание еще до революции. И. Э. Грабарь так описывал ее: «стиль колокольни точно издевается над всеми законами эволюции… совершен невероятный прямо фантастический скачок в будущее столетие». Грабарь называл колокольню Никольского-Гагарина памятником, который «неведомым ветром» был занесен в подмосковную деревню из конкурсных проектов Парижской академии, которые появятся только десятилетием позже.
Второй раз колокольня Никольской церкви привлекла внимание уже советских архитекторов в 1940-е годы. Наиболее ценный памятник усадьбы Никольское-Гагарино был и единственным полностью разрушенным в результате военных действий в декабре 1941 года. Старовская колокольня в советской прессе и публикациях военного и послевоенного времени стала своего рода символом вандализма немецких военных в захваченных районах Московской области.
Руины взорванной колокольни в селе Никольском вскоре после отступления немецких войск обследовала комиссия во главе с архитектором Петром Максимовым. Комиссия пришла к выводу, что колокольня была уничтожена без какой-либо военной необходимости. Башня имела относительно небольшую высоту и, кроме того, наличие сквозного прохода в нижнем ярусе делало ее малопригодной для военных целей. То есть, по мысли Максимова, колокольню отступающие немцы взорвали намеренно, срывая злобу на памятнике русского искусства. Архитектор Максимов утверждал, что стиль колокольни в Никольском-Гагарине был новым не только для русского, но и в целом всего европейского искусства второй половины XVIII столетия.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
В селе Никольском родился известный церковный писатель XIX века, московский протоиерей Сергий Модестов. Его отец Сергий Смирнов почти 30 лет служил священником в Никольской церкви. Свою фамилию Сергий Модестов получил в семинарии. Она была образована от латинского слова «modestus», то есть «скромный». Разные фамилии в священнических семьях были обычным явлением для того времени. Более того, отец Модестова, став стипендиатом московского митрополита Платона (Левшина), получил и вторую фамилию – Платонов.
Сергий Модестов учился в Московской духовной академии в 1850-е годы, в один из лучших ее периодов. В это время в ней преподавали Ф. Голубинский, П. Делицын, А. Горский, Н. Гиляров-Платонов. Со многими знаменитыми профессорами он был лично знаком, а с историком и богословом Петром Казанским даже породнился: дочь Модестова вышла замуж за племянника Казанского.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
После академии молодой выпускник Модестов был определен преподавателем в Волынскую семинарию. Однако ряд обстоятельств помешал отъезду из Москвы. К тому же и сам Модестов не стремился покидать родные края. В судьбе выпускника академии принял участие епископ Дмитровский Алексий (Ржаницын). Он ходатайствовал перед митрополитом московским Филаретом о назначении Модестова на вакантное место в городской собор в Клину, где незадолго до этого скончался настоятель.
Митрополит Филарет не любил долго оставлять священнические места не занятыми, поэтому торопил Модестова скорее принимать сан и прибыть в Клин. Однако выпускник академии еще не был женат, а решать этот вопрос нужно было в кратчайшие сроки. Родственники подыскали невесту, дочь протоиерея Вознесенской церкви у Серпуховских ворот, но она неожиданно заболела тифом. Болезнь проходила тяжело, свадьба откладывалась на неопределенное время. Митрополит Филарет отклонил просьбу Модестова подождать с рукоположением. В итоге спешно была найдена другая невеста, которая и стала женой будущего протоиерея.
Протоиерей Сергий Модестов служил в Клину на протяжении 16 лет. В церковной жизни города этот период был отмечен важными событиями, в которых сам Модестов принимал непосредственное участие. В это время были построены церковь святителя Тихона Задонского при тюремном замке и Скорбященская церковь на городском кладбище. Скорбященский храм не имел собственного причта, служили в нем только на большие праздники. Однако в советские годы именно кладбищенская церковь осталась единственной действующей в городе, в то время как Троицкий собор и другие храмы были закрыты.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Во время служения о. Сергия Модестова в Клину неожиданно скончалась его супруга. Священнику было на тот момент всего 30 лет. Ректор Московской духовной академии Александр Горский подталкивал вдовца принять монашество. Он считал, что талантливый выпускник академии Модестов мог послужить делу духовного образования и впоследствии даже принять епископский сан. Однако Модестов отказался от этого предложения, ссылаясь на необходимость воспитания малолетних детей.
В 1873 году московский святитель Иннокентий благословил протоиерея Модестова переехать из уездного города Клина в Москву. Более 40 лет вплоть до кончины в 1914 году отец Сергий был настоятелем церкви Ермолая на Козьем Болоте. Этот храм, располагавшийся в районе станции метро Маяковская, был снесен при реконструкции центра Москвы в 1930-е годы.
Протоиерей Сергий Модестов был известен как автор сборников поучений «Путь веры и благочестия», «Духовная трапеза христианина». Его воспоминания об известных церковных деятелях XIX столетия вошли в сборник «У Троицы в Академии». На протяжении всей жизни протоиерей Сергий Модестов помнил подмосковный уголок, где родился – село Никольское-Гагарино. Он сравнивал его холмистую природу со Швейцарией. В самой Швейцарии Модестов, конечно, не бывал, но недалеко от Женевы часто жил владелец усадьбы князь Гагарин. От него Сергий Модестов и мог услышать такое сравнение.
Антон Саков
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Статьи»
|