Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще

Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще.
121 год назад в Марьиной роще была построена и освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость», почитаемой как чудотворная. Перед святым образом молятся о здравии, о детях, о защите от бед и несчастий, о праведном пути для грешников и заблудших, о людях на ратной службе. Молятся о сокровенном, часто потеряв надежду. И чудеса совершаются! В этом храме молитвы не смолкали никогда, даже во времена советского безбожия.
Слободка Марьино (Бояркино тож)
В конце XVI века на пустоши, что находилась на правом притоке Яузы – речке Копытинке, появилась слободка Марьино. Земли эти принадлежали боярину, крупному государственному деятелю при царе Михаиле Федоровиче и его двоюродному брату Ивану Черкасскому. Потому к названию добавлялось уточнение «Бояркино тож».
В слободке селились ремесленники: овчинники, котельники, холщевники, квасники, торговавшие своим товаром в Москве. С годами населения становилось все больше, и в 1646 году при наследниках бездетного боярина Черкасского, кем в числе прочих были представители рода Шереметевых, уже упоминалась деревня Марьина слобода.
К 1747 году закончилась прокладка Камер-коллежского вала, четвертого защитного сооружения города. При строительстве пришлось вырубить значительную часть леса около деревни Марьино. А те участки, что остались от лесного массива, вошли в историю Москвы как Марьина роща – любимое место народных гуляний и дачной жизни. Стоит сказать, что здесь, на окраине, в непосредственной близости от мест приятного времяпрепровождения находилось и первое общегородское кладбище – Лазаревское, ставшее после 1771 года чумным.
Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, сыграла негативную роль в судьбе Марьиной рощи. Шереметевы отдали эту территорию в долгосрочную аренду Поземельному обществу (сельская поземельная община), которое начало сдавать участки земли в аренду. В итоге деревья вырубались, строились дома для бедных людей и первые промышленные предприятия, число которых выросло до 29. Это были кондитерская фабрика Струккен, льнянопрядильная фабрика М. С. Дымшиц, бахромная фабрика А. Л. Николаевой, столярно-мебельная фабрика В. С. Савельева и другие предприятия. Строительство Московско-Виндавской линии железной дороги, начавшееся в 1898 году, превратило Марьину рощу в городской тупик, но дало новый толчок для развития промышленности. В 1903 году местность вошла в состав Москвы, но как район имела не лучшую репутацию.
После Октябрьского переворота рабочие Московской чулочно-носочной фабрики имени Ногина (бумагокрутильная и шерсторазмоточная фабрика ТД «Зотов и Помельцов») предлагали переименовать Марьину рощу в Рабочую или Пролетарскую рощу. К счастью, этого так и не произошло.
Храмы Марьиной рощи
Ответить на вопрос, сколько же церквей было в Марьиной роще до Октябрьского переворота 1917 года и советских преобразований, довольно сложно. Просто потому, что менялись границы московских районов, то есть бывших слобод: Напрудной, Мещанской, Марьино, Сущевской и двух слобод Останкино. Кстати, Марьино входило в состав Останкинской вотчины Шереметевых.
Можно сказать, что самым древним является храм Троицы Живоначальной в Останкино (селе Осташково). Первое упоминание о нем, еще деревянном, относится к 1584 году. Это была вотчинная церковь, построенная по желанию князя Черкасского при его хоромах. В дальнейшем храм перестроили в камне, выбрав для него другое место. В 1934 году службы прекратились, и Троицкий храм стал частью музея-усадьбы Останкино.

Почтовая открытка с Храмом Троицы Живоначальной в Останкино. Фото: monastery.ru
Сегодня территория ликвидированного в советские годы Лазаревского кладбища с храмом Сошествия Святого Духа относится к Мещанскому району. Однако эта церковь по-прежнему ассоциируется с Марьиной рощей. Она была построена в 1784 году рядом с местом, где стояла старая деревянная церковь праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского. Средства на постройку выделил титулярный советник купец первой гильдии Лука Долгов. Храм закрыли в 1932 году, но, к счастью, не разрушили.
Есть и еще один погост, Миусский (Дмитровский), с церковью мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Как и в былые времена, он в Марьиной роще. Храм возвели в 1823 году на средства купца первой гильдии Ивана Кожевникова. Службы в нем прервались в 1934 году.
В 1917 году на улице Бахметьевской (ныне Образцова) закрыли освященную в 1899 году домовую Никольскую церковь при Московском инженерном училище, ставшем в 1913 году Московским институтом инженеров путей сообщения имени императора Николая II. Ценное церковное имущество передали в строящийся на Миуссах собор святого благоверного князя Александра Невского.
Величественный храм, 21-главый, 70 метров высотой, вмещавший до 6 тысяч человек, был потерян в том же году, что и построен. Это произошло в роковом 1917-м. После Февральской революции его судьба была предрешена. Храм еще не успели расписать и освятить, но все-таки в приделах велись службы с 1915 по 1920 год. Идеи использования собора были разными: от здания для Учредительного собрания до «Пантеона Коминтерна», а затем – первого в городе крематория, радиоцентра и пищеблока для детского дома, да и просто «на кирпич». Только в 1960-е на фундаменте храма, возведенного на народные деньги в память об отмене крепостного права, появился Дом пионеров.
Улица Достоевского, знаменитая Божедомка, была частью огромной Марьиной рощи. В настоящее время улица проходит по двум районам – Тверскому и Марьиной роще. И храм апостолов Петра и Павла при Мариинской больнице для бедных близ Марьиной рощи находится в Тверском районе. Больница и церковь строились на средства императрицы Марии Федоровны. Храм был закрыт в 1923 году.

Храм апостолов Петра и Павла при Мариинской больнице. Фото: monastery.ru
И все-таки в Марьиной роще есть одна церковь, которая не просто уцелела в советское время, но и действовала все эти годы. Это храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость» на улице Шереметьевской.
Храм иконы Божией Матери «Нечаянная радость»
Улица Шереметьевская – старая Царская дорога, широкая и прямая, была проложена крестьянами среди леса Марьиной рощи от Троицкой дороги к усадьбе Шереметевых Останкино в 1856 году. Событие приурочили к визиту императора Александра II и императрицы Марии Федоровны в Москву перед коронацией. Они неделю гостили у камергера и гофмейстера графа Дмитрия Шереметева, заслужившего уважение многих своей благотворительностью.
В 1901 году на Царской дороге, на территории в 400 квадратных сажень, подаренной Александром Дмитриевичем Шереметевым, началось возведение церкви-школы в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». Место было выбрано замечательное – на возвышении, чтобы новый храм был виден издалека. Однако его строительство сопровождалось множеством самых разных препятствий.

Икона Божией Матери «Нечаянная радость». Фото: monastery.ru
Инициаторами возведения церкви выступили не только жители Марьиной рощи, но и Военно-Сергиево-Пантелеймоновское братство хоругвеносцев. Желание людей иметь свою приходскую церковь-школу поддержал священник Сергий Леонардов, настоятель Свято-Троицкой церкви в имении Шереметевых Останкино. Отец Сергий долгие годы был законоучителем в Марьинских земских школах. Именно он неоднократно просил графа Шереметева выделить землю под храм.
Инициативная группа обратилась в епархию с письменной просьбой основать храм-школу в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость». В документе свои подписи поставили влиятельные жители Марьиной рощи. Интересен такой факт: в прошении умышленно указывалось большее число дворов и прихожан. Существовали и реальные факты. В это время Марьина роща была разделена на две части. Жители одной отошли в приход храма на Лазаревском кладбище, другой – в приход церкви при усадьбе Останкино. Но две-три версты до храма, особенно зимой, было пройти не так легко. Следовательно, службы посещались не часто. Это и беспокоило отца Сергия Леонардова.
Домовый храм-школа: из дерева или камня?
Благословение на благое дело возведения храма получил именно отец Сергий. Деньги на строительство собрали небогатые жители Марьиной рощи: домовладельцы, служащие железной дороги, ремесленники, рабочие, крестьяне. Средств хватало только на деревянное строение.
Проект поручили молодому архитектору Сергею Капралову, который в то время еще числился студентом Строгановского училища. Однако Строительное отделение губернского правления этот проект не утвердило. Причиной стало недолжное расстояние до соседних домов. Тогда пришлось составить новое прошение о признании церкви-школы домовой в Останкинском приходе. В 1902 году проект наконец-то был утвержден.
Согласно этому проекту, в Марьиной роще должен был появиться одноглавый, скромно оформленный храм. Но в 1903 году было решено строить из камня. Аргументы выдвигались серьезные: Марьина роща была застроена деревянными домами, которые часто горели. Такая угроза могла возникнуть и в отношении новой деревянной церкви. Вскоре появился новый архитектор Василий Карнеев и новый проект, который несколько раз переделывался из-за найденных в нем недочетов, в том числе «неблаговидного вида» здания. Несмотря на это, в 1903 году строительство каменной церкви в Марьиной роще уже велось, что грозило большим скандалом и сносом постройки.
Чтобы как-то выйти из затруднительного положения, был сделан еще один проект, авторами которого выступили архитекторы Петр Кротов и Дмитрий Зверев. В январе 1904 года построенное здание храма осмотрели представители Строительного отделения и епархии и признали его «прочным и устойчивым» Впечатляли и архитектурные решения, выдержанные в стилях русское узорочье и московское барокко.
К всеобщему удивлению, 4 июня того же года члены комитета по строительству храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость» отважились обратиться к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру (Богоявленскому) с просьбой признать храм приходским. И это несмотря на договоренность.

Митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский)
20 июня 1904 года новую церковь освятили. Далее начались разногласия на всех уровнях: от прихода до начальства. Вопрос о признании храма приходским стал спорным и для прихожан. К тому же выявился долг перед поставщиками, возникший в ходе строительства. Пришлось вмешаться Духовной консистории и митрополиту Владимиру. На положительное решение повлияли сведения о численности населения в этой части Марьиной рощи – 25 тысяч жителей! В сентябре 1904 года новая церковь, вмещавшая до двух тысяч прихожан, стала приходской. Настоятелем был назначен священник Константин Озерецковский, прослуживший в храме до своей кончины в 1916 году.
Церковным старостой в то время был каптенармус Тимофей Федорович Несчастнов, человек сложный, авторитарный, постоянно шедший на конфликт с настоятелем и причтом.
Церковно-приходская школа
Службы в храме уже давно шли, а вот школа при нем все еще не была построена. В сентябре 1905 года вышел указ Московской духовной консистории, согласно которому прихожане были обязаны как можно скорее возвести здание церковно-приходской школы и проводить в ней занятия. Это была система начальных школ при церковных приходах, которая действовала с 1804 по 1917 год.

Проект церковно-приходской школы
С большим трудом строительство здания школы началось в 1907 году. Затем долгие годы оно стояло без внутренней отделки, и в нем жили сторожа. В 1917 году школа так и не работала. После Октябрьского переворота этот вопрос уже не был актуален, так как церковно-приходские школы из ведения Святейшего Синода перешли в ведение Министерства народного просвещения.
Новые приделы
В начале 1909 года прихожане и староста храма без ведома настоятеля выступили с идеей сооружения приделов. В это время еще не была отделана школа и жилье причта и не был погашен строительный долг. Несмотря на проблемы и недостаток средств, прошение было удовлетворено и определено посвящение приделов: в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Иоанна, архиепископа Новгородского. Приделы освятили в конце 1910 года. Так церковь стала трехпрестольной. В каждом был устроен трехъярусный иконостас.
Ограда храма
Следующим шагом в благоустройстве территории вокруг храма стало возведение ограды и святых врат. Прошение прихожан было подано 30 августа 1909 года. Однако это благое начинание переросло в скандал, так как было связано с захватом небольшой территории, принадлежащей князю Шереметеву. Возникла неприятная ситуация: ограду построили в 1910 году вопреки запрету князя. Вновь встал вопрос о взаимоотношениях настоятеля и властного старосты. Разрешить конфликт помогла княгиня Мария Шереметева, признавшая острую необходимость храма в этом участке земли. При этом старосту храма отстранили от должности. Последовали и изменения в составе причта: так настоятель стал вторым священником.

Фото: monastery.ru
Колокольня
Долгое время у храма иконы Божией Матери «Нечаянная радость» была только небольшая звонница с шестью колоколами над юго-западным углом четверика. Трехъярусная шатровая колокольня по проекту архитектора Юлия Дидерихса появилась в 1912 году. На нее и был поднят новый огромный колокол весом 310 пудов, изготовленный на колокололитейном заводе А. Д. Самгина, что находился на Самотеке.
Святыни храма
После завершения строительства и отделки внутреннего пространства церкви в нее поступили дары от храма на Лазаревском кладбище и прихожан. Это были старинные иконы в красивых серебряных окладах, утварь, хоругви, облачения. Главной святыней храма по сей день считается чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость» XIX века. Она находится в киоте рядом с иконостасом Никольского придела. Рядом с ней еще одна икона в киоте – святого мученика Трифона и ковчег с частицами его мощей.
После Октябрьского переворота
В 1917 году Марьина роща стала окраинным рабочим районом Москвы, то есть пролетарским и по идее – атеистическом. Но службы в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» никогда не прекращались. Не захватывали его и обновленцы. Только были утрачены самый большой колокол и церковная утварь. В середине 1920-х храм при настоятеле протоиерее Алексии Станиславском был вновь расписан.
Однако не обошлось и без горьких утрат. 20 марта 1938 года на Бутовском полигоне погибла прихожанка храма Елена Константинова, бывшая послушница московского Скорбященского монастыря. Ныне она прославлена в лике святых как новомученица.
Ольга Сокиркина
13 мая 2025
Источник: Московский Сретенский монастырь
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|