Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 12 июня – 24 августа

Выставка «Икона “Галантного века”». Москва

  • 25 июля – 26 октября

Выставка "Сокровища божественного мира: японские иконы Хироко Кодзуки". Москва

  • Август

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 14 августа – 14 сентября 2025 года

Выставка «Процессионный крест XVI века. Итоги реставрации». Москва

  • Сентябрь

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 20–25 октября

Научно-богословская конференция «Наследие Первого Вселенского Собора: единство Предания и вызовы эпох (к 1700-летнему юбилею)». Москва, Санкт-Петербург

  • 18–20 ноября

Конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона». Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Райские кущи больше не заслоняют фигуру Создателя

27.03.2025 14:53 Версия для печати

Фигура Бога Отца была изображена на переднем плане картины «Грехопадение», что не помешало замаскировать ее из предосторожности. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря / theartnewspaper.ru

Нидерландской картине из Пермской художественной галереи возвращен оригинальный вид, отчасти утраченный 400 лет назад — не по причине вредоносного внешнего воздействия, а из-за политической предусмотрительности тогдашнего владельца произведения

Любопытный случай религиозной цензуры был обнаружен реставраторами картины неизвестного автора из собрания Пермской художественной галереи. Голландское «Грехопадение» XVI века, как оказалось, изображает не только Адама и Еву, но и крупную фигуру Бога Отца, которая позже была «спрятана» в кустах.

Эта картина маслом на дереве является вариацией рисунка антверпенского мастера Мартина де Воса для гравюры Яна Саделера, на которой Бог Отец присутствует. Изначально он был изображен и на этой доске, однако на рубеже XVI–XVII веков фигура была записана. Как рассказывают в галерее, вероятно, это было связано с событиями Тридцатилетней войны, эпохой протестантского иконоборчества. Изображение земных людей, Адама и Евы, было безопасно сохранить, а вот показ высшего существа находился под запретом. Поэтому очередной владелец велел другому анонимному художнику замаскировать фигуру Создателя раскидистыми райскими кущами.

Картина «Грехопадение» до реставрации. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

В таком виде работа бытовала около 400 лет, в какой-то момент попав в пермский музей. Недавно произведение было передано специалистам Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря. Поводом к началу реставрационных работ стали не какие-то подозрения относительно скрытого слоя, а более приземленная задача — приведение картины в порядок накануне переезда музея в новое здание. А также тот факт, что жуки-точильщики повредили деревянное основание.

Реставраторы не только почистили потемневший лак и укрепили поврежденную насекомыми доску, но и произвели съемку, которая обнаружила тайный слой живописи. Поздняя запись наконец была ликвидирована, и Бог Отец снова явился на первом плане. Его крупная светлая фигура в одеяниях розоватого оттенка возвратила картине композиционное равновесие, нарушенное темным пятном кустов. Кроме того, ученые немного приблизились к установлению авторства работы. По их мнению, художник мог принадлежать к кругу Мартина де Воса или быть его последователем.

Картина «Грехопадение» после реставрации.  Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря

До 16 марта картина представлена на монографической выставке «„Грехопадение“. Кто поправил Мартина де Воса?» в пространстве «Тесла», временной локации Пермской художественной галереи. Помимо титульного произведения, здесь представлены фотодокументация реставрации, а также экспонаты, рассказывающие о времени и месте создания картины. Это вторая часть выставочного проекта «От реставрации к интерпретации. Четыре истории», которым музей возобновил работу «Теслы» после полугодового перерыва. Цикл включает работавшую в декабре — феврале выставку про ренессансные «Сцены из жизни Иосифа Прекрасного» работы неизвестного автора. Третьей и четвертой частями проекта станут моновыставки «„Аллегория науки“. Игра в прятки с сюжетом» и «Николай Неврев. „Большой выигрыш“. Номинал удачи пореформенной эпохи», которые поочередно откроются весной и в начале лета. Все четыре произведения были отреставрированы в ВХНРЦ в последние годы.

Софья Багдасарова

27.03.2025

Источник: The Art Newspaper Russia



Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading