В Музее Андрея Рублева показали икону эпохи Петра I

Изображение: скриншот видеозаписи ТАСС
Москва, 6 февраля. Первый показ иконы «Сретение Господне», созданной в начале XVIII века, состоялся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в рамках выставки «Между ветхим и новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея имени Андрея Рублева и Государственного исторического музея», передает корреспондент ТАСС.
«Главный экспонат выставки – икона «Сретение Господне», которая совсем недавно поступила в собрание Музея имени Андрея Рублева. У этого сюжета было лишь два традиционных изображения, но эта версия сразу привлекла наше внимание своей необычной композицией», – сказала куратор выставки Юлия Устинова.
Она подчеркивает, что икона «Сретение Господне» является самым полным воспроизведением византийских и древнерусских эпизодов на эту тему и восходит к западноевропейскому образцу. Икона создана мастером, который прошел обучение в Московской оружейной палате, где изучал образцы западноевропейской иконописи. «То есть было понятно, что эта композиция восходит к западноевропейской иконографической традиции, и мы стали искать ее источник. Им можно считать гравюру «Принесение Младенца Христа во Храм» с идентичным сюжетом – работу, выполненную по рисунку фламандского художника второй половины XVI века Мартена де Воса», – добавляет она.
Именно ее воспроизведением – одним из самых ранних и полных в отечественной иконописи синодального времени – и стала икона «Сретение Господне». «Принесение Младенца Христа во Храм» – иллюстрация новозаветной части Библии Пискатора. Книга содержит гравированные изображения с подписями и сейчас хранится в Государственном историческом музее.
Куратор отметила, что мастер иконы работал в живописной манере, придавая ликам анатомическую правильность с использованием светотени, что давало изображениям объем. Она добавила, что художники того времени пошли дальше своих предшественников, более внимательно отражая мимику, эмоциональное состояние и возрастные особенности персонажей. В частности, на иконе изображена святая Анна, которая выглядит старше, а Дева Мария изображена в состоянии умиления. Черно-белое изображение на гравюре дало художнику-живописцу свободу выбора колористического решения. В традициях школы оружейной палаты он использовал контрастные алый, зеленый, малахитовый и малиновый цвета с необычными разбеленными оттенками. Это создало яркое и привлекательное полотно, отражающее дух времени.
Куратор также акцентировала внимание на изображении книг в композиции. Святой Авраам держит книгу на коленях и читает текст, связанный с песней пророчицы Мариам после перехода евреев через Красное море. На заднем плане девушка читает книгу, а молодой человек держит книгу под мышкой. Эти детали не случайны: куратор напомнила о значении Библии в эпоху кальвинизма и Реформации, когда чтение Священного Писания стало важной частью жизни. Она подчеркнула, что для России Петровского времени это также было значимо. В это время создавались первые университеты и развивалась новая наука. Таким образом, обращение к чтению Священного Писания могло вызывать отклик у людей того времени, когда они смотрели на икону и видели, как многие персонажи увлечены чтением.
Выставку можно посетить до 9 марта 2025 года.
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Новости»
|