

|
Том «Истории Римских Пап», посвященный XI–XII вв., представлен в Москве

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
Москва, 23 декабря, Благовест-инфо. Институт св. Фомы представил 19 декабря IV том «Истории Римских Пап» Виталия Задворного. Том охватывает XI–XII века, описывает деяния нескольких десятков понтификов и продолжает предыдущие выпуски этого издания. Новую книгу представили автор – историк Католической Церкви Виталий Задворный, архиепископ Павел Пецци, митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве, и епископ-номинат Штефан Липке, директор Института св. Фомы, издавшего книгу.
Во вступительном слове к книге архиепископ Пецци отмечает, что главные вехи повествования – два понтификата: Григория VII, по имени которого была названа Григорианская реформа в Римско-Католической Церкви, и Иннокентия III, который стал утверждением и победой этой реформы, что в исторической науке принято называть «апогеем средневекового папства».
Архиепископ упоминает о том, что об истории Римских Пап написано немало книг, но отмечает особенность труда В. Задворного: это сопровождение авторского текста публикацией избранных текстов понтификов на латинском языке с переводом на русский, а также то, что автору удалось проследить связи Римского престола с Русью, которые не прерывались до второй половины XIII века.
Последнее обстоятельство делает книгу особенно интересной для русского читателя, сказал архиепископ Пецци в своем выступлении и пояснил: «Интерес к истории Римских Пап актуален прежде всего исторически. С самого начала возникновения Руси отношения с Римским престолом были очень важны, и прежде всего не в политическом или экономическом смысле, но в религиозном, так как Римский Папа в глазах русских был абсолютно свободен от любой светской власти».

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru
В XI–XII вв. Церковь «осознает себя свободной и борется за эту свободу», продолжил автор книги. В это время формируется «тот образ Римско-Католической Церкви, который мы сейчас знаем, закладывается вселенская юрисдикция римских понтификов». В первую очередь, речь идет о Григорианской реформе, получившей свое название по самому выдающемуся ее деятелю Папе Григорию VIII, которая преобразила Церковь, превратила ее «в самую могущественную организацию средневекового мира». Сформировался единый «Orbis Christianus», благодаря чему Европа «обрела силу, чтобы противостоять агрессии сарацин: освободить Южную Италию и Сицилию, начать реконкисту находившихся под игом Испании и Португалии».
Конечно, автор не обошел вниманием разделение на Западную и Восточную Церкви, которое произошло в изучаемый период. «Несмотря на то, что взаимные отлучения 1054 г. касались ограниченного круга лиц, а не всей Восточной или Западной Церкви, тем не менее черта была перейдена, и это разделение продолжается и поныне», – пишет Задворный. По его мнению, принципиальная причина этого разделения в том, что Восточная Церковь, подчиненная византийскому императору, «не могла принять» освобождения Западной Церкви от светской власти и утверждения Папы Римского как главы христианского мира.
Задворный назвал еще ряд ключевых тем четвертого тома: это начало эпохи крестовых походов во имя освобождения Гроба Господня и оказания помощи Византии в отражении арабской агрессии. Из этого движения рождаются новые монашеские ордена, первыми из которых стали госпитальеры и тамплиеры. В XII в. в Западной Европе идет процесс аккумуляции научных знаний, при кафедральных соборах создаются знаменитые школы, что стало базой для возникновения в следующем веке университетов, покровителями которых станут Римские Папы. Наряду с расцветом романского стиля в архитектуре появляется готика, благодаря монаху-бенедиктинцу Гвидо д’Ареццо возникает нотное письмо. Эти и другие культурные аспекты деятельности Римских Пап акцентированы в книге, отметил В. Задворный.
Все выступившие на презентации – главный редактор издательства францисканцев Игорь Баранов, историк и философ Иван Лупандин, историк Алексей Юдин поблагодарили автора книги и выразили надежду на продолжение его исследований. Епископ-номинат Штефан Липке обратил внимание на то, что в конце XIII века (которому, как предполагается, будет посвящен следующий том) Папа Бонифаций VIII впервые объявил Юбилейный год, и это важно отметить накануне вступления Римско-Католической Церкви в очередной Юбилейный 2025.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Репортажи»
|