Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9–14 декабря

Рождественский фестиваль «Артос». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 декабря

Открытие рождественской выставки «Дары волхвов». Москва

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

Все »









Репортажи

Выставка «Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников» открылась в Москве

23.12.2024 10:40 Версия для печати

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Москва, 23 декабря, Благовест-инфо. Открытие выставки «Итальянские страницы творчества А.Н. Овчинникова и его учеников» состоялось 20 декабря в Культурном центре «Покровские ворота». Как сообщила организатор выставки Джованна Парравичини, научный сотрудник «Покровских ворот», экспозиция открывает новую, малоизвестную страницу творчества художника-реставратора ВХРНЦ имени И.Э. Грабаря как иконописца и учителя иконописной школы в итальянском городе Сериате. Выставка организована при участии Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря, она открылась на следующий день после дня рождения Адольфа Николаевича Овчинникова (1931-2021).

На выставке демонстрируются копии, кальки-реконструкции А.Н. Овчинникова, иконы его итальянских учеников, копии-реконструкции его ученика Александра Горматюка, а также акварели с видами старинной Виллы Амбивери в Сериате, где расположена иконописная школа. Фотографии семинаров, занятий и путешествий мастера в Италии, основателей и преподавателей иконописной школы сложились в слайд-фильм, который показывают на выставке.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Из этого фильма можно узнать, что Сериатская иконописная школа существует с 1978 года, она «родилась из миссионерского и экуменического рвения» основателя фонда «Христианская Россия» отца Романо Скальфи, который служил в Сериате по восточному обряду. Сначала он пригласил преподавать иконопись своего друга отца Игоря Сендлера, иезуита, который жил во Франции, в Медоне. Когда после перестройки у итальянцев появилась возможность приезжать в Россию, они познакомились с А.Овчинниковым.

Об этом рассказала по видеосвязи она из первых учениц Адольфа Николаевича, директор иконописной школы в Сериате Паола Кортези. Она вспоминала, что первая же встреча с ним на Большой Ордынке, в Покровском храме Марфо-Мариинской обители, где тогда размещался отдел реставрации темперной живописи ВХНРЦ им. Грабаря, «превзошла все наши ожидания». А когда Овчинников приехал в Сериате, чтобы вести занятия, для итальянцев это было «потрясающее открытие»: они узнали обо всех тонкостях иконописания – от подготовки доски до состава минеральных красок, он открыл глубокое понимание иконы как «Евангелия в красках». Позже его ученики уже смогли сами учить тому, что передал им мастер, который в течение семи лет приезжал в Сериате. По воспоминаниям Кортези, между учениками и «великим учителем» возникла настоящая дружба, они много вместе путешествовали по Италии, осматривая древние памятники. «Каждый из нас обязан Адольфу Николаевичу очень многим, мы всегда поминаем его за литургией в храме на вилле Амбивери, для которого он написал иконостас», – сказала она.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Джованна Парравичини, которая многие годы постоянно была рядом с Овчинниковым в качестве переводчика и тоже училась у него иконописи, была свидетелем того, как он работал над этим иконостасом: «Адольф Николаевич писал иконы так, как будто дирижировал оркестром, работая одновременно на нескольких досках. Он избавил нас от многих стереотипов, учил свободе творчества, которая должна опираться на солидную основу знаний. Он считал, что нужно войти в суть иконы и копить не «трюки», а искать духовную сущность образов». 

Александр Горматюк — художник-реставратор, ученик Овчинникова, заведующий научно-реставрационной мастерской «Иконотека А.Н. Овчинникова» ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, тоже преподавал в школе Сериате в 1994 году. Он вспоминал об особой атмосфере в этой школе: «Ощущение света, прозрачности, звучности, чистого воздуха». По настоянию своего учителя во время путешествия по Италии, организованного фондом «Христианская Россия», Горматюк посетил храм Богородицы в Кастельсеприо с древними фресками (разные специалисты датируют их в диапазоне от VI в. до IX в.). Используя методику Овчинникова, Горматюк написал копию-реконструкцию фрески «Путешествие в Вифлеем», которая представлена на выставке.

Фото: Ю.Зайцева / blagovest-info.ru

Как рассказала Парравичини, в Сериате Адольф Николаевич не только обучал иконописи и сам писал иконы, но и много занимался реставрацией икон. С этим связан рассказ о чуде обретения редкой богородичной иконы «Темиотера» XIV в.: прослышав, что на вилле Амбивери работает известный русский реставратор, ее принес человек, который купил ее «за копейки», и попросил посмотреть. Овчинников сразу понял, что перед ним редчайший памятник, он говорил, что «такое чудо случается раз в жизни». Над укреплением и расчисткой этой иконы, которая, как вспоминала Парравичини, просто «разваливалась, доска превращалась в опилки», реставратор работал денно и нощно, он написал ее копию-реконструкцию, которая представлена на выставке.

Своими воспоминаниями о работе с Адольфом Николаевичем поделились искусствоведы Мария Трубачева, научный сотрудник ВХНРЦ им. Грабаря, которая говорила о значении привезенных Овчинниковым из Италии материалов для будущих поколений реставраторов, и Ирина Языкова (ББИ св. апостола Андрея), которая отметила, что школа в Сериате стала первой иконописной школой в Италии (сейчас их много), и она вот уже почти 47 лет развивается благодаря той основе, которую заложил Адольф Николаевич. Языкова обратила внимание на экспонируемые иконы, написанные выпускниками школы, которые стали участниками выставки «Святые неразделенной церкви», открывшейся в 2017 г. в Минске, а потом побывавшей в разных городах России. Художник-керамист Сергей Шихачевский рассказал о том, как Овчинников открыл для него фрески Каппадокии, куда они вместе ездили не один раз. А в этом году Шихачевский сам показывал фрески пещерных храмов группе иконописцев из Сериате, и «было ощущение, что Адольф Николаевич был с нами в каждом храме», сказал он.

Устроителей выставки поблагодарила дочь А.Н. Овчинникова Леона, которая сказала, что узнала много нового, потому что для нее эта часть биографии отца, связанная с Италией, – terra incognita.       

Выставку можно увидеть в КЦ «Покровские ворота» до 2 февраля 2025 г.

Юлия Зайцева



На главную | В раздел «Репортажи»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»