В Палехе отмечают 250-летие Крестовоздвиженского собора

Фото: posmotrim.by
Палех, 17 декабря. В Государственном музее палехского искусства состоялся круглый стол, посвященный празднованию 250-летия Крестовоздвиженского собора в Палехе, сообщает телеканал «Культура». В мероприятии приняли участие духовенство Кинешемской и Шуйской епархий Русской Православной Церкви, а также историки и краеведы.
250 лет назад в Палехе был построен Крестовоздвиженский храм. Чудом не уничтоженный в годы гонений на церковь, сохранивший внутри уникальные фрески – специалисты называют их «последней великой стенописью русской традиции».
Для возведения каменного храма палешане выбрали самый высокий холм, чтобы бирюзовое пятиглавие было видно с каждого двора. Накупольные кресты украсили ладьями – воплотили метафору «Божий храм – корабль спасения». На западном фасаде надпись: «Сей храм Воздвижения честного Христа Господня построен мастером Егором Дубовым» – в благодарность зодчему от потомков.
История самобытной палехской росписи начинается с храма Крестовоздвижения. Именно сюда палешане привозили старинные иконы из Вологды, Новгорода и Архангельска. Взамен в храмах Севера они оставляли свои произведения. На древних образцах художники учились.
Палехский стиль угадывается в росписи летнего храма – самой древней части церкви. Купол украшен медальонами. Это библейский рассказ о днях сотворения мира. Под куполом – сюжеты из Апокалипсиса. Так, художники совместили идею начала и конца времен. Старинные палехские фрески вторят предназначению храма Крестовоздвижения. Символ креста зашифрован в каждом сюжете из Нового и Ветхого Заветов. «Исход из Египта – очень любопытный сюжет. Какое движение сделал Моисей, чтобы волны морские расступились? Вертикальное. И когда фараонова колесница пустилась в погоню, горизонтальным движением волны морские он сомкнул. То есть в этом жесте мы опять же считываем прообраз грядущего спасения», – рассказывает научный сотрудник Государственного музея палехского искусства Мария Бокарева.

Фото: posmotrim.by
Церковь двухъярусная, лестница из тридцати трех ступенек ведет в уникальный четвертый придел в честь Архистратига Михаила. «Поскольку Архистратиг Божий Михаил – предводитель небесного воинства, то когда в этом приделе совершается литургия, как бы на небесах это все происходит», – объясняет настоятель Крестовоздвиженского кафедрального собора в Палехе Николай Костров.
В православной иконописи выделился образ, который особенно дорог местным жителям – Боголюбская икона Божьей матери, или Богородица Предстояния. В этом образе она явилась князю Андрею Боголюбскому и возвестила о грядущем расцвете этих земель. «Вот в этом свитке написана молитва, с которой она обращается к своему сыну: «И луч светозарный слава Твоя пусть всегда нисходит на место сие, мною избранное», – рассказывает Мария Бокарева.
Самые ветхие иконы перенесены из храма в музей. В собрании есть даже иконы XIV–XVI веков. «Они их поновляли, поэтому здесь вы увидите много икон, которые они, по сути, переписали. Иконы XVII века, но мы их иногда датируем XIX, так как от прежней росписи там ничего не осталось. Это реставрация местных жителей», – поясняет директор Государственного музея палехского искусства Ольга Колесова.
«В реставрации нуждаются и настенные фрески, особенно роспись в зимнем храме. На круглом столе была выдвинута идея о реставрации всего собора, то есть как снаружи – это и колокольня, и штукатурка, внутренняя роспись иконостаса. Палехские мастера хотят лично принять участие в восстановлении ликов и фресок», – сообщил депутат Ивановской областной Думы, основатель Палехских мастерских Александр Гусаковский.
Крестовоздвиженский каменный храм Палеха был построен на народные средства в 1762–1774 годах в духе нарышкинского барокко. При этом первые сведения о церкви относятся еще к концу XVII века: в делах Патриаршего казенного приказа сохранились данные о ее постройке в 1693 году. В советское время храм служил отделением Музея палехского искусства и был одним из редких мест, где разрешалось открыто демонстрировать иконы - как «образцы дореволюционного искусства». Благодаря этому внутреннее убранство осталось нетронутым, сохранились даже резные царские врата XVI века – уникальный памятник декоративного храмового искусства.
В начале 1990-х годов храм вновь был возвращен церкви. В 2019 году власти Ивановской области получили по федеральной программе почти 9,6 млн рублей на разработку проектно-сметной документации на реставрацию храма.
Палех – поселок городского типа в Ивановской области, является старинным российским центром русского народного промысла - палехской лаковой миниатюры и иконописи. В поселке проживают около четырех тысяч человек, более 700 из которых – художники.
На главную | В раздел «Новости»
|