«Живопись нитью»: выставка церковного шитья открылась в Москве

Воздух «Литургия ангелов», XVII век. Фото: rublev-museum.ru
Москва, 27 июня. Выставка «Живопись нитью. Лицевое шитье из собрания Музея имени Андрея Рублева, ЦАК МДА и частных коллекций» открылась в музее Андрея Рублева. На ней представлены произведения XV–XX веков различного назначения: церковные знамена (хоругви), литургические комплекты (покровцы и возду́хи «Положение во гроб»), элементы богослужебного облачения духовенства, пелены. Многие экспонаты демонстрируют высокий уровень мастерства вышивальщиц Ярославской земли, сообщает «Русская вера».
Искусство средневекового церковного шитья до сих пор остается малоизвестным широкой аудитории. Памятники, созданные мастерицами несколько веков назад, малочисленны – ввиду особенностей техники изготовления и материалов, а также из-за использования в богослужебном обиходе, они довольно быстро разрушались. Произведения лицевого шитья требуют особых условий хранения, что делает их редкими экспонатами в музейных экспозициях.
Выставка, полностью посвященная лицевому шитью, – первый за многие годы крупный проект, знакомящий с этим видом декоративно-прикладного искусства. Среди уникальных экспонатов – палица со сценой «Сошествие во ад» 1438–1439 годов. Она была вкладом в Спасо-Андроников монастырь княгини Ульяны, снохи князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, и предположительно имела поминальное значение. Судя по пропорциям фигур и композиции, знаменщиком палицы был выдающийся иконописец, продолживший художественную линию произведений Андрея Рублева.

Покров с изображением иконы «Сошествие во ад», XVIII век, Грузия. Фото: rublev-museum.ru
Лицевое шитье считалось элитарным занятием, потому что шелковые ткани и нити были привозными и стоили дорого, а труд вышивальщиц требовал много времени — крупноформатные изделия вышивались от года до трех лет. Мастерские располагались при дворах знати, в богатейших купеческих семьях, в женских монастырях. Ряд экспонатов XVII века происходят из мастерских известных промышленников Строгановых, московских бояр Бутурлиных и Милославских, купца Ивана Гурьева.
Шитье XIX века дополняют иконы из бисера, популярные в дамском рукоделии этого времени, оклады икон из стекляруса и золотных нитей, а также панно с гобеленовой вышивкой «Поклонение волхвов».
На главную | В раздел «Новости»
|