Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 9–14 декабря

Рождественский фестиваль «Артос». Москва

  • 11 декабря

XV Международные Иеронимовские чтения. Минск

  • 12 декабря

Открытие рождественской выставки «Дары волхвов». Москва

  • 12 – 13 декабря

Конференция «Богословие надежды: к 100-летию Юргена Мольтмана». Москва

  • 15 декабря

Презентация фототипического издания Геннадиевской Библии 1499 года. Москва

  • 17 декабря

Пресс-показ просветительной программы, посвященной основателю музея им. Рублева Д. Арсенишвили. Москва

  • 17 декабря

Семинар по наследию митрополита Антония Сурожского «Солидарность перед лицом последнего Суда». Москва

  • 17 декабря

«В преддверии Рождества Христова». Встреча с Фредерикой де Граф. Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

Все »









Новости

Выставка житийных икон из частного собрания открывается в Третьяковке

19.04.2023 12:40 Версия для печати

Богоматерь Владимирская, со Сказанием. Первая половина XVII века. Фото: tretyakovgallery.ru

Москва, 19 апреля. В Государственной Третьяковской галерее 28 апреля открывается выставка «Жизнь и чудо. Иконы XIV – XIX веков из частного собрания». Значительную часть экспозиции составят житийные образы христианских святых. На выставке также будут представлены иконы-списки с чудотворных образов Богоматери с подробными живописными повествованиями об истории их обретения и почитания, сообщает сайт Третьяковской галереи.

Выставка произведений из частного собрания – особый жанр, который в последнее время становится востребованным и привлекает к себе всё больше внимания. Такая выставка всегда позволяет открыть для себя что-то редкое, обычно скрытое от посторонних глаз, и получить новые впечатления. На сей раз это возможность увидеть сразу более семидесяти русских икон XIV–XIX веков, многие из которых ранее не выставлялись, другие же были расчищены от поздних записей незадолго до нынешней выставки. Некоторые иконы приобретены на зарубежных аукционах или у европейских коллекционеров. Сейчас они вернулись на родину после длительного пребывания в Европе. Такова, например, икона «Великомученик Никита, с житием» первой трети XVII века, купленная в России бельгийским коллекционером Отто О’Меара еще в начале 1920-х годов.

Большинство показанных на выставке произведений – это житийные иконы святых, то есть иконы, на которых вместе с образом самого святого в отдельных сценах представлен рассказ о его жизни и чудесах. Такие сцены располагаются по сторонам от центрального изображения – на фоне или на полях иконы в отдельных клеймах, что предполагает их последовательное рассмотрение, подобное чтению книги. Иконописцы ориентировались на различные редакции житийных текстов, где редкие исторические сведения соединялись с апокрифическими преданиями и народными верованиями, а повествование в целом имело, как правило, устойчивую каноническую схему. Жития и житийные циклы в иконах были призваны, с одной стороны, представить путь святых к Богу как образец для каждого христианина, а, с другой – засвидетельствовать о той сверхъестественной силе, которая была дарована подвижникам в награду за чистоту и стойкость в вере и подтверждалась их прижизненными и посмертными чудесами.

Такие свидетельства позволяли верующим обращаться к святым с просьбами о заступничестве перед Богом, о помощи и покровительстве в повседневных делах. Последнее с особой силой проявилось в русской народной традиции, когда земледельцы просили ветхозаветного «громовержца» пророка Илию о прекращении засухи и даровании дождя, а скотоводы почитали своими покровителями святителей Спиридона Тримифунтского и Власия Севастийского, мучеников Флора и Лавра.

Особую помощь, как считалось, святые оказывали тем людям, которые были названы в их честь, – так возникла традиция основывать посвященные своим небесным покровителям храмы и заказывать иконы тезоименитых святых. Представленный на выставке образ святителя Афанасия Александрийского третьей четверти XVI века, как предполагают исследователи, мог быть исполнен по заказу вологодского наместника Афанасия Ивановича Вяземского для небольшой церкви Святителя Афанасия, построенной им на Старой Торговой площади в Вологде.

Наряду с иконами широко почитавшихся на Руси пророка Илии, святителя Николая Чудотворца, великомучеников Георгия, Димитрия и Никиты, мучениц Параскевы, Варвары и Анастасии, на выставке есть и достаточно редкие образы святителя Тихона Амафунтского, известного византийского гимнографа преподобного Иосифа Песнописца, мучеников Виктора и Вонифатия и др., причем большинство из них также имело в народной традиции свою «специализацию». Важное место на выставке занимают иконы русских святых – преподобных Сергия Радонежского и Макария Унженского, а также Христа ради юродивых Прокопия и Иоанна, подвизавшихся в Великом Устюге и почитавшихся как небесные покровители этого города.

Особый раздел выставки посвящен спискам с чудотворных икон Богоматери, дополненных сюжетами из сказаний об этих иконах. Этот жанр получил широкое распространение в русской культуре, особенно в эпоху Позднего Средневековья и в Новое время. Одной из самых долгих и насыщенных событиями была история Владимирской иконы Богоматери – ей соответствует пространное живописное повествование на раме, исполненной в традициях мастерской Оружейной палаты в последней четверти XVII века и предназначавшейся для небольшого почитаемого списка с прославленной святыни.

На выставке также можно увидеть единственную известную на сегодняшний день икону «Богоматерь Купятицкая, со Сказанием». Центральное место на этой иконе отведено ростовому изображению Богоматери с Младенцем, которое в живописной технике воспроизводит образ на обороте чудотворного нагрудного креста (энколпиона), по преданию, обретенного в глубокой древности в лесу неподалеку от нынешнего города Пинска (Белоруссия), а в XVII столетии хранившегося сначала в Купятицком Введенском монастыре, а затем в соборе Святой Софии в Киеве.

Выставку можно посетить с 28 апреля до 13 августа.



На главную | В раздел «Новости»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»