Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • 3 декабря 2025 – 10 января 2026

Рождественский фестиваль от фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и в Концертном зале им. Архиповой. Москва

  • 20 декабря

ХXX Андреевские чтения по современным проблемам богословия и культуры. Москва

  • 25 декабря 2025 - 25 января 2026

Выставка «Гимн великомученице». Иллюстрированное издание Акафиста святой Варваре из собрания ЦМиАР. Москва

  • 26 декабря

Презентация третьего номера журнала «Вестник христианской психологии». Москва

  • Январь 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • Февраль 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

  • Март 2026

Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и Концертном зале им. И. Архиповой. Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Война за Святые места

Только спустя полтора века историки восстановили правду о знаменитой Крымской кампании

15.11.2006 16:09 Версия для печати

О тайных причинах и итогах закончившейся 150 лет назад войны между Российской и Османской империями корреспонденту «РГ» рассказал вице-президент Центра Национальной Славы России историк Михаил Якушев.

Российская газета | В советские времена нас учили, что Крымская война 1853-1856 годов была проиграна Россией. Но теперь выясняется, что не все так однозначно?

Михаил Якушев | Для начала разделим понятия «проигранная война» и «неудачная война». Так вот, в современном понимании Крымская война не стала для Российской империи войной проигранной. В то же время она оказалась и не самой удачной.

РГ | Насколько я помню из школьного курса, при поддержке европейских стран турки вынудили царя заключить мирный договор. В трактовку тех событий со временем закралась ошибка или все-таки это была чья-то злая воля?

Якушев | Эта война по-разному воспринималась уже современниками. Даже на разных этапах ее развития у нее были разные названия: Русско-турецкая, Великая, Русская, Севастопольская война, Дунайская кампания. На православном арабском Востоке ее знают как Войну за Святые места Палестины. Последнее подчеркивает ясно воспринимавшийся тогда религиозный подтекст войны.

РГ | Вот как раз этот момент у нас всегда старались обойти стороной. Может, здесь причина того, что итоги войны оказались искажены?

Якушев | Причин множество, но все они взаимосвязаны. На самом деле, главный вывод, который мы можем сделать в отношении истории Крымской войны, не в том, выиграна или проиграна она была Россией. А в том, что эта война оказалась оболганной и опороченной в исторической памяти прежде всего нашего народа.

РГ | Значит, истинные цели войны были достигнуты?

Якушев | Именно. Возьмем два основополагающих для понимания истории этой войны документа - императорские манифесты о начале и о прекращении войны. В первом из них ясно обозначены причины и цели начала войны, а во втором подчеркивается, что цели войны, а именно - сохранение статус-кво в отношении обеспечения прав Православия на Святые места в Палестине - со стороны России достигнуты полностью. На изменение этого статус-кво претендовали западные неправославные христиане. То есть, с формальной точки зрения, Российская империя одержала в этой войне победу. Но тот же Высочайший Манифест о прекращении войны признает, что достигнута она была ценой величайшей жертвы со стороны народа.

РГ | Но стоит ли любая война таких людских жертв и потери целого флота?

Якушев | Об этом можно спорить, но, мне кажется, люди, которые разрабатывали Парижский мирный трактат, были более объективны в своем понимании итогов этой войны. Об этом говорит то, что уже к 1871 году Россия без каких-либо возражений со стороны западных держав восстановила свой Черноморский флот. Та потеря флота, к которой так часто апеллируют хулители российской истории как к одному из самых уничижительных для России итогов Крымской войны, на самом деле была частным ее результатом. И так это и понимали все участники парижского мирного процесса. В отличие от этого статус-кво Святых мест получил в Парижском мирном договоре окончательное закрепление и подтверждение уже на международном уровне, а не в двусторонних отношениях. Сила этого результата была такова, что он не оспаривается никем и действует без изменений до сих пор, хотя об этом уже мало кто вспоминает даже на Востоке. Но в последнем виноваты также и мы сами.

Тимофей Борисов

Источник: "Российская газета"



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»