Благовест-Инфо
Благовест-Инфо
Контакты Подписка rss




Расширенный поиск


 
Благовест-Инфо


  • 30 апреля — 22 декабря

Выставка «Иконы советского периода». Москва

  • Ноябрь

Концерты фонда «Искусство добра» в католическом соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва

  • 12 ноября

Пресс-конференция по итогам конкурса РПЦ «Просвещение через книгу». Москва

  • 12 ноября

Юбилейный вечер Международного Фонда духовного единства народов. Москва

  • 12 ноября

Концерт в честь 400-летия первого летописного упоминания храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке. Москва

  • 13 ноября –14 декабря

Выставка «Введение во храм: образ праздника в изобразительном и певческом искусстве XVI – XIX веков». Москва

  • 14 ноября

Конференция «Объединение «Православное дело»: история, идеи, воплощение». Москва

  • 17 ноября

Семинар «Есть ли место понятию о душе в перипетиях современной психологии?». Москва

  • 17 ноября

Семинар Института Библии при РБО. Доклад В. Андросовой «Двойственные образы в Откровении Иоанна Богослова: экзегетический анализ». Москва

  • 17 ноября

Встреча Школы социального служения. «Как помочь сложным подросткам найти свой путь». Москва

  • 18–20 ноября

Конференция «Зовем вас на подвиг вместе с собою: к 100-летию блаженной кончины святого Патриарха Тихона». Москва

  • 20 ноября

Конференция «Современный храм и идентичность российского искусства». Москва

Все »









Мониторинг СМИ

Жуткое время в жанре иконы

Мировая премьера русской хоровой оперы «Боярыня Морозова»

01.11.2006 13:41 Версия для печати

ИТАР-ТАССК юбилею руководителя Камерного хора Московской консерватории Бориса Тевлина и открытию фестиваля «Московская осень» Родион Щедрин преподнес свежее, специально написанное сочинение, предложив вместе с тем новый жанр -- «русская хоровая опера». Нечто вроде «итальянской оперы seria» или «немецкого зингшпиля».

«Боярыню Морозову», которую композитор, захваченный сильным образом героини, текстами «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой» и просто потрясающими воображение, чудовищными событиями эпохи раскола, писал чуть ли не 30 лет, в Большом зале Консерватории при большом стечении публики приветствовали министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов лично (он сказал, что «случилось чудо» и что опера -- это «великий подарок») и президент РФ, в специальном послании поздравивший и «Московскую осень», и хормейстера Бориса Тевлина.

Новый жанр при всей его необычайности оказался похож на почти ортодоксальную кантату. «Русского» в нем -- историческая принадлежность сюжета и язык (старорусский -- Щедрин писал либретто сам, но не придумывая ничего, а только цитируя вышеназванные источники). «Хорового» -- превосходное хоровое письмо, изощренная полифоническая партия, позволяющая хору быть античным комментатором, оркестровым аккомпаниатором, соучастником событий и аурой эпохи. «Оперного» -- образ главной героини, сильной русской женщины, страстной и проникнутой духовностью до предела.

Но само музыкальное действие довольно статуарно: все начинается с момента, когда царь и толпа требуют от боярыни отречения, трижды обращаясь к Морозовой и ее сестре Урусовой и трижды получая отказ. Угрозы и пытки Щедрин рисует угрожающими красками ударных инструментов и эффектным фугированным злорадством хора. Убийство сына Морозовой сделано как лаконичный хоровой эпизод, обволакивающий краткое соло мальчика. Плач Морозовой по сыну -- сильная, нетривиальная, по-барочному темная и витиеватая ария на хоровом фоне. Три нежных соло Аввакума (Lamento I, II, III) напоминают о роли Евангелиста в одном из музыкальных прообразов «русской хоровой оперы» -- в Страстях.

Как это может быть поставлено, пока трудно себе представить, хотя сам композитор говорит, что мечтает о постановке, и уже предпринимаются шаги в поисках подходящих сценических решений и ситуаций (о них говорил Вадим Солод, глава продюсерского центра Classica Viva, организовавшего премьеру «Боярыни Морозовой»).

Исполнители оперы (при всей условности этого обозначения) показали себя очень достойно и не менее достойно представили сложнейший щедринский музыкальный текст. Ровный и строгий, вполне царственный бас Михаила Давыдова сделал партию царя Алексея Михайловича скульптурной. Нежное, не форсированное сопрано Вероники Джиоевой -- сестры Морозовой Урусовой -- оплетало голос главной героини проникновенным эхом. Саму Морозову гибкому и темному меццо Ларисы Костюк удалось вместе с автором сделать максимально далекой от того образа, который нарисовал на знаменитом полотне Суриков. Эта Морозова не фанатичка, но женщина,горестно оплакивающая судьбы близких, упрямо и печально стоящая на своем. Образ скорее иконописный, нежели передвижнический. В той же стилистике приглушенных красок -- Аввакум в исполнении Эндрю Гудвина. Вообще вся драматургия оперного текста иконографична. Вместо оперы, рисующей жуткие события жуткого времени, -- лаконичное житие с его условностями места и времени.

Искомый «просветительский эффект» сочинения, равно как и музыкальное мастерство автора, -- на ладони. Не вдаваясь в подробности и причины происходившего, Щедрин все же делает некий вывод, и публика вместе с ним оказывается на стороне мученицы Морозовой: невозможно испытывать сочувствие к глумящейся толпе, царю-душегубу и опасливым стражникам. Грозная поступь нового времени слишком груба в сравнении с тихим страданием уходящего.

Юлия Бедерова

1 ноября 2006

Источник: "Время новостей"



На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»

Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования










 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2005–2019 «Благовест-инфо»
Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru
Телефон редакции: +7 499 264 97 72

12+
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций:
серия Эл № ФС 77-76510 от 09 августа 2019.
Учредитель: ИП Вербицкий И.М.
Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович
Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»
loading