

|
Конференция «Объединение "Православное дело": история, идеи, воплощение» состоялась в Москве

Фото: скриншот трансляции
Москва, 17 ноября, Благовест-инфо. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему «Объединение "Православное дело": история, идеи, воплощение» состоялась 14 ноября в Москве, она приурочена к 90-летию со дня основания объединения и 80-летию мученичества матери Марии (Скобцовой). Конференцию организовали совместно Свято-Филаретовский институт (СФИ) и Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына.
Открывая конференцию, ректор СФИ Александр Копировский сказал: «Мы хотим, чтобы конференция была не только в честь и в память матери Марии, но и в расширение и укрепление ее "Православного дела"». А Наталья Ликвинцева, известный специалист по истории русской эмиграции, издатель наследия матери Марии, отметила, что в год 80-летия ее мученической кончины прошло уже много мероприятий, но впервые научная конференция посвящается созданному ею объединению «Православное дело», «опыт которого еще совершенно не изучен, и изучение его с разных сторон – это важный шаг вперед».

Мать Мария и ее сподвижники на ул. Лурмель. Фото: mere-marie.com
В сентябре 1935 г. мать Мария вместе со своими единомышленниками Георгием Федотовым, Николаем Бердяевым, Константином Мочульским, о. Львом (Жилле), Федором Пьяновым, Софьей Медведевой, Ильей Фондаминским, о. Дмитрием Клепининым основала социально-миссионерское объединение «Православное дело». Это не благотворительная организация, а новый образец православного братства, перед которым стояли задачи помощи нуждающимся, больным, безработным, одиноким и т.д., организации христианской миссионерско-просветительной деятельности (лекции, беседы, съезды, распространение духовной литературы), а также братского объединения всех его работников.
Первое пленарное заседание было посвящено осмыслению богословской основы «Православного дела». Виктор Грановский, кандидат философских наук (СФИ) сделал доклад «Проблема христианского активизма: Николай Бердяев, Антон Карташёв, мать Мария (Скобцова)». Все упомянутые в названии доклада деятели признавали очевидную нехватку «социального апостольства» (выражение матери Марии) в современном им православии. Бердяев писал, что православие опирается «на внехристианский, а то и антихрстианский государственный социальный идеал». Карташёв сетовал на слабую социализацию духовенства и «соборную летаргию», в которой пребывают миряне. Мать Мария, говоря об историческом христианстве, критиковала разные его типы как «внесоциальные» – это сирийский тип личного подвижничества, «имперское» христианство, «бытовое исповедничество», рафинированное эстетическое и «музеефицированное» христианство («охранители Христова хитона»). По ее словам, христианство «должно обратиться к социальному аду» – так она писала в эпоху тоталитаризма, подчеркнул докладчик. Он полагает, что суть видения матери Марии можно описать при помощи антиномии: «личный социальный подвиг во имя ближнего еще не есть социальное христианство; личный социальный подвиг во имя ближнего уже есть социальное христианство».
«Нам чужда религия личного спасения как центральной задачи христианства» – этой цитатой матери Марии озаглавила Лидия Крошкина (РГГУ, СФИ) свой доклад о богословии «Православного дела». Она показала, как постепенно, от опыта к осмыслению, формировалось это богословие, в центре которого была «соборно-личная и антропоцентричная экклезиология», способная «преодолеть дуализм личного и социального». Важнейший тезис этого богословия – «внехрамовая литургия», и совсем кратко мать Мария сформулировала его так: это «служение хлеба», «служение слова» и «опыт религиозно-жизненного общения».
Николай Бердяев – ближайший соратник и единомышленник матери Марии, который вместе с ней создавал это новое богословие. Софья Андросенко (СФИ, МГУ им. М.В. Ломоносова) сделала доклад о понимании антропологических оснований церковной и общественной мысли философа. Она критически проанализировала стереотипы неверной интерпретации Бердяева как мыслителя и прокомментировала основные его тезисы, касающиеся понимания экклезиологии, соборности, роли Церкви в современном мире.
Анна Платанова (ВШЭ, Финансовый университет) сравнила понимание концепции личности у Николая Бердяева и матери Марии, показав, как развивался их диалог в полемическом контексте, отметила близость и своеобразие их идей. «Из соборности мы исходим, от лица», – писала мать Мария, поясняя, что рождению личности должно предшествовать «братское единение людей, соборное общение всех членов Тела Христова».

Фото: скриншот трансляции
Второе пленарное заседание было посвящено истории создания объединения «Православное дело». Наталья Ликвинцева представила новые документы, которые ей удалось обнаружить в архивах Софьи Медведевой (монахини Елизаветы), соработницы матери Марии, и Георгия Воронцова-Вельяминова, казначея «Православного дела» после войны. Документы раскрывают новые аспекты принципов работы этого социально-миссионерского объединения, проблемы финансирования (так, одним из источников был англиканский фонд помощи русскому духовенству), основные виды его деятельности, категории подопечных и многое другое.

Съезд РСХД в Париже 1937 г. Фото: mere-marie.com
Ульяна Гутнер (ИБХФ РАН, СФИ) проанализировала деятельность матери Марии в Русском студенческом христианском движении (РСХД), важную для понимания ее монашеского служения и последующей работы в «Православном деле». За годы в РСХД (1926–1932) она открыла для себя новую творческую интеллектуальную и духовную среду, что способствовало ее вхождению в Церковь, обретению духовника о. Сергия Булгакова, принятию решения о монашестве. В движении реализовались многие таланты матери Марии, в том числе – организационные, когда она вошла в руководство РСХД и стала секретарем движения во французской провинции. В докладе на съезде РСХД в 1932 г. она уже формулировала принципы будущего «Православного дела», считает докладчица. У. Гутнер отметила, что, покинув РСХД в 1932 г., мать Мария продолжала сотрудничать с движением и сохраняла дружбу со многими участниками движения.
Историк Константин Обозный (СФИ) выступил с докладом «Отношения "Православного дела" с французскими и оккупационными властями». Матери Марии удалось добиться разного рода поддержки от французских властей до войны: это были субсидии на топливо, скидки на некоторые виды продовольствия, господряд на пошив форменной одежды и т.д. Мать Мария не считала зазорным получать поддержку от префекта, «так как это не требовало особых обязательств со стороны "Православного дела", не ущемляло независимости Церкви. Что же касается нацистских оккупационных властей, то мать Мария игнорировала их приказы: например, не сдала радиоприемник, не регистрировалась в управлении по делам русских эмигрантов, помогала о. Дмитрию Клепинину выдавать евреям свидетельства о крещении. Необходима терпимость к людям, но «терпимость к враждебным идеям есть предательство собственной веры», писала она.
Кирилл Соллогуб (Парижский университет, РСХД) осветил малоизвестную историю «Православного дела» после смерти матери Марии. Эту историю частично удалось восстановить по ряду архивных документов. Основное помещение в Париже на улице Лурмель было закрыто в 1943 г., и вся работа на долгие годы сосредоточилась в пригородной усадьбе Нуази-ла-Гран. Здесь еще в 1936 г. был устроен санаторий для реабилитации болеющих туберкулезом русских эмигрантов, который позже стал пристанищем для всех неимущих и престарелых, а в 1970-е гг. превратился в штаб-квартиру «Православного дела». В Нуази-ла-Гран была и своя часовня: мать Мария переоборудовала ее из курятника, а иконостас для нее написал о. Григорий (Круг). После войны «Православное дело» возглавил Федор Пьянов, ближайший сотрудник матери Марии, узник нацистских лагерей. В 1969 г. он скончался, у объединения начались финансовые трудности, и последнему его руководителю Елене Павловой(1926–2009) пришлось закрыть дом престарелых в 1984 г., а имущество в Нуази-ла-Гран было передано Ассоциации парижских пожарных, и потом ими перепродано частным лицам. В конце 1994 г. общее собрание «Православного дела» приняло единогласное решение о роспуске объединения из-за «отсутствия активов в кассе». «Документы не дают представления о том, сохранялось ли то видение, которое вдохновляло создателей "Православного дела" до войны, однако несомненно, что этот дом в Нуази-ла-Гран на протяжении многих десятилетий оставался местом приюта для многих и памяти вдохновителей объединения», – заключил докладчик.

Фото: скриншот трансляции
Конференция завершилась круглым столом на тему «Идеи "Православного дела" и социальное служение сегодня». В обсуждении приняли участие практики социального служения: Татьяна Зальцман, завкафедрой социальной работы ПСТГУ, Анна Савик, руководитель программы «Маршрут помощи» БФ «Жить вместе», Ольга Осетрова, главный врач АНО «Самарский хоспис», Светлана Файн, директор АНО ЦСКПУ «Друзья общины святого Эгидия».
Видеозапись двух заседаний и круглого стола размещена на странице СФИ в VK.
Юлия Зайцева
На главную | В раздел «Репортажи»
|