Шатровая церковь в Аннине под Рузой
.jpg)
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Согласно одному из местных преданий, село Аннино получило свое название от того, что под старинной Знаменской церковью царь Иван Грозный будто бы заточил свою родную сестру Анну. Такое объяснение, однако, не более чем легенда, ведь у Ивана Грозного не было сестер. К тому же, как будет сказано далее, каменной церкви здесь в те времена еще не существовало.
По другой версии, село стали так называть в честь царицы Анны Иоанновны. В 1913 году священник Покровского-Шереметева Рузского уезда Алексей Смиренский заинтересовался историей необычной шатровой церкви соседнего села. Он расспросил ее настоятеля Василия Бриллиантова и записал его рассказ. Бриллиантов сообщил, что село в старину именовали Знаменским, а Аннином оно стало только в XVIII столетии, когда перешло по наследству будущей императрице Анне Иоанновне. После вступления на престол царица, однако, отказалась от этого владения из-за дальнего расстояния от Москвы и плохих дорог. Она передала Знаменское в другие руки, но память о царственной владелице осталась в его названии.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Священник Василий Бриллиантов также рассказывал, что его предшественник в должности настоятеля Николай Минервин однажды был в Москве и видел в Румянцевском музее некий документ, подтверждавший сведения о принадлежности села Знаменского Анне Иоанновне. Минервин снял копию с документа и хотел опубликовать ее, но не успел, так как был в это время переведен на другое место служения. Копию документа священник оставил местному помещику и ктитору храма Николаю Яковлеву, чтобы тот довел дело до конца. Однако и Яковлев не смог заняться его публикацией, потому что продавал имение и переезжал. При перевозке бумаг этот документ, видимо, потерялся. Остается только гадать, существовал ли он на самом деле.
Возможно, в легендах о вымышленной сестре Ивана Грозного и мнимой владелице села Анне Иоанновне сохранилась память о забытой связи этих мест с одной из русских цариц. В 1913 году при Знаменской церкви жил псаломщик, деды и прадеды которого служили в Аннине на протяжении более двухсот лет. В семье псаломщика из поколения в поколение передавали рассказы о частых приездах в село Аннино царицы. Только речь шла не об Анне Иоанновне, а ее бабке – первой супруге Алексея Михайловича Марии Милославской.
.jpg)
Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Редкий для Подмосковья и единственный в Рузском районе шатровый храм издавна приводил в замешательство любителей старины и вызывал путаницу, когда вставал вопрос о времени его постройки. Например, археолог Николай Зограф еще до революции считал, что, как и многие шатровые церкви, он был возведен в царствование Ивана Грозного, а, может быть, и ранее. Отсюда же, вероятно, появилась и легенда о царской сестре Анне.
Другие полагали, что Знаменскую церковь построили в первой половине XVII века по заказу боярина Бориса Морозова – воспитателя и любимца царя Алексея Михайловича. Он был также и царским свояком, будучи женат на младшей сестре Марии Милославской. Прямых наследников боярин Морозов не оставил, поэтому село Аннино впоследствии перешло к родственникам его жены – Милославским. Версия о Борисе Морозове возникла из-за желания отнести строительство церкви во времена до запрета шатровых храмов Патриархом Никоном. Трудно было представить, чтобы кто-то осмелился нарушить этот запрет после указа.
Однако из сохранившихся документов Синодального приказа ясно, что каменный храм в Аннине был построен в 1690 году по желанию покойного к тому времени боярина Ивана Михайловича Милославского. Прошение о строительстве было подано несколькими годами ранее, когда партия Милославских еще находилась у власти. Возведение шатровой церкви вопреки обычаю и церковному запрету демонстрировало большую власть и влияние ее заказчика.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Архаичный облик Знаменского храма, кроме того, подчеркивал отрицание семьей Милославских всего, что было связано с их главными соперниками Нарышкиными, в том числе и в области архитектуры. Строительство такого храма в конце XVII столетия, когда господствовало «нарышкинское» барокко, было жестом противника петровских реформ. В другом своем подмосковном имении «Петровском близ Угреши» Иван Милославский примерно в те же годы начал постройку еще одного шатрового храма. Это говорило о сознательной позиции заказчика, а не о случайном выборе.
Знаменская церковь изначально являлась усадебным храмом Ивана Милославского и его наследников, поэтому имела небольшие размеры и была рассчитана на семью вотчинника. В дальнейшем храм стал приходским для жителей села и окрестных деревень, и в усадебной церкви стало тесно. В конце XVIII или начале XIX века к старинному шатру были пристроены трапезная, колокольня и деревянная паперть.
В 1910 году вновь встал вопрос о расширении Знаменской церкви, причем причт и прихожане составили еще более радикальный проект перестройки древнего памятника. Согласно этому проекту, со всех сторон, кроме восточной алтарной, храм обстраивался бы новой стеной в виде галереи, а в древних стенах с каждой стороны пробивались бы шесть больших арок.
Проект переделки Знаменского храма был отвергнут комиссией по сохранению древних памятников Московского археологического общества. Такая перестройка не только окончательно исказила бы облик редкой шатровой церкви, но и, скорее всего, привела бы к ее разрушению. Прихожанам было предложено вместо устройства галерей сломать позднюю колокольню, чтобы расширить храм в западной части. Однако жители села Аннина не захотели трогать колокольню и настаивали на постройке галерей вокруг старинного шатра.

Фото: Антон Саков / blagovest-info.ru
Упоминавшийся священник Василий Бриллиантов в письме к археологам рисовал картину ветхого и почти разрушающегося памятника: «Храм низок, темен и сыр; во время службы воздух спертый, и нечем дышать, так что бывают дурноты; своды в среднем храме ненадежны… средства, которые тратятся на поддержание храма, пропадают даром». Бриллиантов приводил в пример старинный собор московского Страстного монастыря, обстроенный арочными галереями. Видимо, подобными галереями прихожане и хотели расширить храм в Аннине.
В село Аннино из Москвы был командирован сотрудник археологической комиссии, впоследствии известный реставратор Дмитрий Сухов. Он осмотрел памятник и опроверг доводы прихожан и священника. Знаменский храм, по его мнению, за исключением незначительных трещинок сохранялся в прекрасном состоянии. Сухов советовал лишь сделать правильное отопление, чтобы убрать сырость, и вновь указал на возможность сноса колокольни, которая «построена позднее и имеет весьма грубую форму». Дело о расширении Знаменского храма длилось несколько лет, пока, наконец, не было принято компромиссное решение: были обстроены только трапезная часть и колокольня, а также возведена новая каменная паперть. Это увеличило внутреннее пространство, но основной объем храма с шатром остался в прежнем виде.
До закрытия Знаменской церкви в 1937 году интерес представлял местный некрополь, на котором были погребены члены семей дворян Дельсаль, Пантелеевых, Пейкер. В 1867 году скончалась и была погребена у Знаменской церкви Софья Мертваго – тетка известного русского путешественника, метеоролога и географа Александра Воейкова. Мальчик рано остался сиротой, и воспитанием племянника занималась сестра матери, женщина одинокая и очень религиозная. В 1856–1858 годы Софья Мертваго вместе с юным племянником Александром совершила паломничество в Константинополь и Иерусалим. Это путешествие произвело большое впечатление на Воейкова и оказало определяющее влияние на его выбор жизненного пути.
Антон Саков
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Статьи»
|