Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Лефортово

Фото: monastery.ru
Исторический путь к церкви Петра и Павла идет от дворцового села Покровское-Рубцово в Немецкую слободу, откуда через мост приводит в Лефортово с его знаменитой Солдатской слободой. Сколько имен и событий помнит этот храм, что сохранился в веках и действовал при всех правителях, даже безбожных, не зная трагедии закрытия.
Село Рубцово и Немецкая слобода
Первой иностранной слободой в Москве были Наливки (район Якиманки), где жила почетная охрана Василия III. Иностранцы, пожелавшие служить в России, стали приезжать в Москву при Иване Грозном. Селились «немцы» на Болванке (Таганка) и в районе Серпуховской площади. Это были наемные солдаты, ремесленники, торговцы, а прежде – пленные, захваченные в ходе Ливонской войны. Позднее им выделили земли на холме за Яузой, на ручье Кукуе, исчезнувшем в XIX веке. Слобода получила название Кукуй, а потом стала называться Немецкой слободой. Ее очерчивали правый берег реки Яузы, село Елохово и ручей Кукуй.
В 1580 году Немецкую слободу сожгли опричники, в 1611 году – поляки. Возрождаться эти места начали при Михаиле Федоровиче Романове, венчание на царство которого совершилось в январе 1613 года. В дворцовом селе Рубцово (Покровское), что находилось рядом с Немецкой слободой, он поставил свой загородный дворец рядом со сгоревшим и возобновленным им деревянным храмом святителя Николая Чудотворца. Через четыре года Михаил Федорович присутствовал на освящении каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в память об избавлении от войск польского короля Владислава.
Однако оставшиеся в городе иностранцы считали возрождение своей слободы на прежнем месте невозможным и получили земли на Покровке близ Поганого пруда (ныне это Чистые пруды). Жили они и в Огородной слободе, и в Замоскворечье. Соседством с иноверцами были недовольны жители центра Москвы, и это часто вызывало распри. В 1652 году царь Алексей Михайлович издал указ, по которому не принявшие православие «немцы» поселялись за пределами города. Так на правом берегу Яузы, южнее села Рубцова (Покровского) и западнее Басманных слобод появилась Новая немецкая слобода. Согласно переписи населения 1665 года, две трети ее дворов принадлежали офицерам, приглашенным на царскую службу из европейских стран. В конце XVII века в слободе было четыре храма: два лютеранских, один католический и один для кальвинистов и англиканцев. Самым известным жителем слободы стал Франц Лефорт.
Солдатская слобода Лефортова полка
Петр I, проводя государственные реформы, начал создавать гвардейские полки. Первыми стали Семеновский и Преображенский. В 1692 году на левом берегу реки Яузы царь выделил земли для еще одного полка, командование которым поручил Лефорту. В 1699 году слобода, благодаря ему, приобретет название Лефортовской.
Франц Яков Лефорт приехал в Россию в 1675 году. Дела в русской столице у него не ладились целых два года, и возникала мысль вернуться на родину. Но судьба была благосклонна к этому талантливому человеку: иностранец отличился в военных походах, был замечен и более того – стал соратником и советником Петра I, генералом и адмиралом.
.jpg)
Франц Яков Лефорт. Фото: Фото: monastery.ru
Именно по просьбе Лефорта были получены пустыри выгонных земель напротив Немецкой слободы для «Пехотного Лефорта полка». Так возникло образцовое солдатское поселение, планировка которого напоминала военный лагерь для квартирования, обучения и дисциплинирования солдат. Здесь был плац, казармы, полковой двор и съезжая изба, в 1703 году был разбит Лефортовский парк, в 1707 году открылся и госпиталь. Из Солдатской слободы в Немецкую слободу можно было попасть по трем переправам через Яузу. Две переправы существовали до Солдатской слободы, что важно для понимания хозяйственной ценности этого района. Деревянный дом Лефорта, а потом и построенный по велению Петра I дворец Лефорта стояли в Немецкой слободе напротив. Однако в идеально организованном военном поселении не было своего храма. И его предстояло построить. Но именно это событие до сих пор имеет свои загадки.
Царь Михаил Федорович Романов и царица Евдокия Лукьяновна
История Петропавловского храма в Лефортове по-прежнему имеет свои тайные страницы. Согласно легендам, в 1613 году здесь стояла деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, возведенная по велению царя Михаила Федоровича Романова.
Стоит вспомнить, что на левом берегу Яузы, близ Рублевского (Покровского) моста в 1643 году царица Евдокия Лукьяновна, вторая жена Михаила Федоровича, заложила Введенский храм, ставший приходским для Семеновского полка. Он находился рядом с выгонными землями на краю дворцового приселка Введенское (Семеновское) с Прачечным двором. Было оно приписано к дворцовому селу Покровское и находилось рядом с сельцом Александровское. В 1728 году церковь сгорела и была отстроена на новом месте, в центре Семеновской слободы. В 1731 году деревянное здание этого храма перенесли в село Преображенское и освятили в честь святых апостолов Петра и Павла. А в Введенском поставили каменную церковь.
Получается, что Никольский храм стоял примерно в 800 метрах от церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и мог иметь отношение к дворцовому приселку Введенское, где находились дворы непашенных крестьян.
От пустыря до Солдатской слободы
Для основания Солдатской слободы выделили пустырь. Но почему на нем с 1613 года уже стоял храм? В то время церкви не строились на выгонных землях. Исключением являлись принадлежащие монастырям территории, где возводились часовни и маленькие храмы. Так, Спасо-Андроников монастырь имел обширные владения на левом берегу Яузы. Возможно, выгонная земля, где стоял Никольский храм, принадлежала монастырскому селу Карачарово, первоначально находившемуся в верховье реки Нищенки, почему и был построен храм с посвящением святителю Николаю Чудотворцу, покровителю домашнего скота. По Соборному уложению 1649 года царя Алексея Михайловича вокруг Земляного города образовался пояс выгонных городских пастбищ в четыре версты, которые были здесь и ранее.
Из дерева или камня?
К сожалению, со строительством храма до сих пор связаны противоречивые факты. В 1696 году деревянный Никольский храм перестроили и освятили в честь апостолов Петра и Павла на собранные средства и вклад Франца Якова Лефорта. Военачальник хотел видеть храм каменным, но не успел осуществить это желание. Петр I в память о своем друге Лефорте выделил личные средства для строительства каменного храма и даже сам принимал участие в отделке южного входа. Однако историки высказывают мнение, что 1 июня 1711 года церковь могли переосвятить после обустройства приделов в честь преподобного Сергия Радонежского и апостола Иоанна Богослова. Памятная запись об освящении есть на кресте храма.
Существует версия, что деревянный Петропавловский храм в Лефортове пострадал от Троицкого пожара 1737 года и был перестроен в камне. В это время в Солдатской слободе насчитывалось около 395 дворов. При этом есть и другая дата освящения каменного храма – 1771 год и даже более поздние годы. Однако это могло быть и повторное освящение после закрытия храма во время чумы.
Так, может, Лефорт осуществил идею постройки церкви из камня? Архитектурные изыскания доказывают факт существования каменного храма уже в 1701 году. На это указывает, к примеру, надгробная плита Т. Максимовой начала XVIII века в стене храма и детали его отделки. Актуален также вопрос о том, почему при моде на европейскую культуру, примером которой являются дворцы знати, был построен храм с шатровой колокольней явно в стиле конца XVII века – узорочье, московского барокко?
Храм Петра и Павла в Солдатской слободе
Как бы то ни было, в 1698 году на южной границе Солдатской слободы, недалеко от дворца Ф. Головина и дома Лефорта, уже стояла просторная церковь в честь святых апостолов Петра и Павла, поднимающаяся в небо на 38 метров. Она находилась на продольной улице – Главной, с 1711 года – Петропавловской, а с 1922-го – Солдатской.
Опять-таки, согласно легендам, для ее строительства был приглашен архитектор Иван Зарудный, что могло быть реальностью, ведь возведение в 1706 году госпиталя в Солдатской слободе приписывается этому зодчему. Архитектура храма с использованием элементов барокко традиционна для конца XVII века: на четверике, украшенном не кокошниками, а барочными раковинами, установлены пять глав. Каждый из приделов также имеет главку. Нижний ярус отмечен бочковидными пилястрами. Шатровая колокольня имеет сквозные просветы. На ней восемь колоколов.

Фото: monastery.ru
Своды основного храма и приделов расписаны. В храме барочный иконостас, изумляющий объемной (флемской) резьбой, искусство которой пришло в Россию в конце XVII века. Он имеет четыре основных и два меньших яруса икон. В иконостасе находится икона «Спас Нерукотворный» работы Симона Ушакова с его подписью. С восточной и южной сторон храма существовало кладбище, которое до 1812 года было достаточно большим – 1045 квадратных саженей. Напротив церкви находились земли причта.
В 1771 году во время эпидемии чумы церковь в Солдатской слободе закрывалась, так как существовал запрет на массовое посещение богослужений и крестных ходов, предписывались строгие меры предосторожности при возможном посещении и даже отменялся колокольный звон.
В те давние времена приход храма Петра и Павла был небольшим и небогатым. В 1775 году в нем состояло всего 577 человек. Многое объяснялось малолюдностью и дворцовым характером этого места. В усадьбах знати имелись свои домовые храмы. В 1707 году освятили храм во имя Воскресения Словущего в слободском госпитале. В 1778 открыли Первый Московский кадетский корпус с домовым храмом в честь апостолов Петра и Павла.
Когда утихла дворцовая жизнь, в слободе стали селиться разночинцы и иностранцы. В начале XIX века в Лефортове жили военные, священнослужители, купцы, мещане и представители дворянского сословия, например, Шереметевы, Ушаковы, Орловы-Чесменские.
Во время Отечественной войны 1812 года сильно пострадала Немецкая слобода. Солдатская слобода пережила это время более благополучно. До эвакуации госпиталь работал и принял около 10 000 раненых, в том числе и после Бородинского сражения. Однако в Лефортове, привлекавшем своей удаленностью от центра и военной инфраструктурой, были расквартированы отряды и пикеты маршалов Мюрата и Ораса де ля Порта. Пожар уничтожил разграбленными ими Слободской и Екатерининский дворцы.
Храм апостолов Петра и Павла французы превратили в конюшню. Но уже в 1813 году его отремонтировали и вновь освятили. В 1820 году на колокольню подняли большой колокол весом пять тонн.
Шло время. В засушливом июле 1834 года из Семеновской слободы пришел сильный пожар, уничтоживший большую часть деревянных построек Лефортова, в том числе дома прихода и причта Петропавловской церкви, которая чудом сохранилась. После этого появились проекты по каменной и кирпичной застройке района. В 1835 году первым зданием стал дом причта, переместившийся к востоку от храма. Было выделено и место для двора просфорни. Во второй половине XIX века в церкви не было значительных обновлений.
ХХ век: суровый и милостивый
В конце XIX века в храме Петра и Павла в Лефортове служили священник, диакон и два псаломщика. Жалованья из казны не было, и доход определяло исполнение треб, пожертвования, продажа просфорок. В начале XX века границами причта Петропавловской церкви считались река Яуза, Владимирская дорога, Лефортовская линия Окружной железной дороги и Введенские горы. В это время в Лефортове начинают работать Сталелитейный завод, Московская чайная фабрика, АО «Шестерня-Цитроен», Московский казенный винный склад № 1, производивший спирт для нужд армии и больниц, и другие предприятия. Прихожанами Петропавловской церкви становились рабочие, а также учителя, доктора, учащиеся и даже «немцы».
В июне 1904 года во время смерча, прошедшего над восточными окраинами Москвы, с Петропавловской церкви сорвало крышу и поломало кресты. Были уничтожена огромная Анненгофская роща со столетними деревьями и многие постройки Лефортова, в том числе кадетский корпус и фельдшерская школа.
Через 13 лет «смерч» Октябрьского переворота пронесется над всей Российской империей. В 1917 году к власти придут большевики. Они будут строить свое общество, без Бога. Многие храмы лишатся имущества, колоколов, будут закрыты и превращены в жилье, цеха, клубы или просто разобраны на кирпич, взорваны. Храм апостолов Петра и Павла в Лефортове продолжит действовать и даже сохранит свои колокола. Из многих московских храмов в него поступят святыни.

Фото: monastery.ru
В 1930-е годы в Лефортове шло строительство, меняя прежний облик Солдатской слободы с его древним храмом. Появились студенческий городок МЭИ «Анненгофская роща», гараж Снабгресса, НИИ, хлебозавод имени Сталина (№12) и другие предприятия. Репрессии духовенства не обошли стороной и храм Петра и Павла. В сентябре 1937 года был расстрелян протоиерей Николай Скворцов, в ноябре – протодиакон Александр Демин, служившие в этом храме с 1920-х годов.
Во время Великой Отечественной войны в церкви Петра и Павла молились о победе, о сохранении жизни близких людей. Несмотря ни на какие новшества, в храме, как и в прежние времена, совершались службы, и люди шли к священникам за советом и благословением. Здесь служили отцы Димитрий Цветков, Вонифатий Соколов, Павел Кораблев, Матфей (Стаднюк).
В начале 1960-х годов в Петропавловской церкви пел хор под управлением регента и духовного композитора Владимира Агафонникова. В 1978 году в храм был назначен новый настоятель – митрофорный протоиерей Анатолий Новиков, ветеран войны, награжденный Орденом Великой Отечественной войны 2-й степени, Орденом солдатской славы 3-й степени, медалью «За отвагу». Он упокоился возле храма.
Святыни Петропавловской церкви
В храме сохранилось убранство прошлых веков, что так редко для церквей, переживших советские времена. Здесь находится икона Богородицы «Нерушимая стена» – список, сделанный с киевской святыни в XIX веке. Из закрытой Александровской общины сестер милосердия в храм передали образ «Утоли моя печали», вышитый ее основательницей княгиней Наталией Шаховской. Люди приходят помолиться у икон великомученика Пантелеимона, преподобного Серафима Саровского, новомучеников протоиерея Николая и протодиакона Александра, служивших здесь. И, конечно же, звучат молитвы у образа святых апостолов Петра и Павла. По словам святого Иоанна Златоуста, «Петр – начало православия, Павел – великий проповедник Истины, бдительный кормчий Христовой церкви».
Ольга Сокиркина
10 июля 2025
Источник: Московский Сретенский монастырь
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
На главную | В раздел «Мониторинг СМИ»
|